Пути совершенствования традиционной технологии
О мир, как дивно круг ты совершаешь –
Ломаешь то, а это исправляешь!
Абу аль Касим Фирдоуси
С самого возникновения классно-урочной системы начались попытки ее улучшения, усовершенствования. Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Гербарт, Д. Дьюи, Р. Оуэн, П. Ферреро, П. Гудман, Н.В. Пирогов, Н.В. Лобачевский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и многие другие внесли свой вклад в совершенствование содержания и методов школьного образования.
Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века как по содержанию, так и по средствам, и по методам обучения. Появилось много новых образовательных технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих отдельные аспекты ТО. Но все они не затрагивали основных принципов и организационной классно-урочной структуры ТО.
Эти технологии будем называть модернизационными. Их число постоянно растет, они являются результатом инновационной деятельности учителей и ученых.
Наиболее распространены ныне в российской школе модернизации традиционного обучения, которые заключаются в гуманизации и демократизации учебного процесса. Идеи нового гуманно-демократического педагогического мышления распространяются и на содержание образования, и на взаимоотношения участников педагогического процесса. На этой базе родились педагогика сотрудничества, инновационное общественно-педагогическое движение педагогов-новаторов, образовались авторские школы.
Резервы традиционной организации учебного процесса используются в модернизациях, основанных на активизации и интенсификации деятельности детей. Это игровые технологии, технологии проблемного, проектного, коммуникативного обучения. Особенно высокого уровня интенсификация учебной деятельности детей достигает в технологиях В.Ф. Шаталова, Е.И. Пассова, И.П. Волкова и других частнопредметных технологиях. Интенсификация происходит за счет организационных нововведений: форма преподнесения материала, опорный конспект, уплотненный контроль и т.д.
Отдельная линия модернизации представлена технологиями, изменяющими и улучшающими управление педагогическим процессом и познавательной деятельностью учащихся. Это технологии программированного обучения, групповой и коллективный способы обучения, организация нелинейной структуры занятий и др.
Часть нововведений направлено на дидактическое реконструирование и изменение существующего содержания образования:
– изменение его качественного состава - учебных планов, программ, содержания учебников, учебно-методического сопровождения;
– реконструкцию дидактической структуры на основе идей генерализации и интеграции знаний;
– идеи комплектования информации в укрупненные дидактические единицы, в различные блоки и модули и т.д.
Группа технологий, основанных на применении новых современных информационных средств наиболее близко подходит к замене (отмене) основных атрибутов традиционной технологии - класса и урока.
В ряде технологий модернизация состоит в усилении социально-воспитательных функций школы. Это особенно проявляется в воспитательных технологиях.
Наивысшей степенью модернизации отличаются альтернативные технологии, которые предполагают изменение каких-либо глубинных, кардинальных основ, принципов, парадигм образования.
В современной педагогике альтернативными технологиями называются такие, которые отказываются от каких-либо концептуальных оснований традиционного педагогического процесса (социальных, философских, психологических), предлагая принципиально другие.
Так, одной из сущностных характеристик традиционного обучения является авторитарность, подчиненное положение ребенка по отношению к школе и к педагогу. Альтернатива этому свойству – свободное образование (Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нейлл и др.). Они провозглашают в качестве основной концепции освоения культурного опыта - обеспечение ребенку самостоятельного, независимого свободного выбора деятельности в процессе образования.
Еще одной альтернативой традиционной педагогики выступают развивающие технологии, основанные на субъектности позиции ребенка в учебно-воспитательном процессе и приоритетности целей формирования способов мышления (СУД).
Важнейшей стороной традиционной технологии образования является групповая, фронтальная – классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации (см. гл. 6), деятельность разновозрастных групп, различные формы внеурочной работы, а также такие, которые вообще отказываются от классно-урочной системы.
Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный саморазвивающийся и самосовершенствующийся творческий человек.
В данной книге логика изложения материала основана на классификации образовательных технологий по направлениям модернизации традиционной системы обучения.
Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной классно-урочной технологии представлена в таблице 2.
Таблица 2. Модернизация и альтернативизация различных аспектов традиционной классно-урочной технологии
Аспекты и атрибуты традиционной классно-урочной технологии | Модернизации и альтернативы |
1. Цели образования | |
Обучение – приоритет знаний – ЗУНов | Технологии развивающего обучения: приоритет развития, СУД, СУМ, СЭН, СДП |
Воспитание – ориентир на господствующую идеологию (сегодня в России – приоритет человека рынка) Формирование исполнителя Утопия: воспитание всесторонне и гармонично развитого человека | Приоритет общечеловеческих ценностей (Истина, Добро, Красота) Воспитание свободы, гуманизма, демократизма (гуманистические воспитательные системы – И.П. Иванов, В.А. Караковский) Воспитание веры, духовности. Конфессиональные ОУ Воспитание человека самосовершенствующегося (Г.К. Селевко), авторизованного (Н.Н. Халаджан) |
2. Содержание | |
Технократическое | Гуманитарные профили, интегрирование с культурологическими учреждениями |
Стандартизированное, единое образовательное пространство (программы, учебники) | Беспрограммное и безучебниковое образование (А.М. Лобок) Профилизация, факультативы Технологии продвинутого и компенсирующего обучения |
Туннельное (канальное, ограниченное рамками программы) | Разностороннее: школы-комплексы (М.П. Щетинин, Н.П. Гузик, Е.А. Ямбург) Система дополнительного образования |
Структура – предметоцентрическая | Проектное обучение (Е. Паркхерст) Вальдорфская школа (Р. Штейнер) |
Многопредметность | Укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев) «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) |
Класс (помещение, двухместная посадка) | Одноместная посадка (В.Ф. Шаталов), конторки (Н.П. Дубинин, В.Ф. Базарный), непринужденные позы (Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов) |
Логика науки и ее преподавания – индуктивная | Дедуктивная логика (развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) |
3. Методы | |
Принуждения Авторитарные Субъект-объектные | Технологии свободного образования (А. Нейл, М. Монтессори, Р. Штейнер, С. Френе, Л.Н. Толстой) Школа-парк (М. Балабан) Субъект-субъектные Технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: Педагогика сотрудничества (С.Л. Соловейчик) Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Природосообразные технологии (А.М. Кушнир) |
Пассивные Методы готовых знаний | Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии Проблемное обучение (Д. Дьюи, М.И. Махмутов) Технология проектного обучения (Д. Дьюи, Е. Паркхерст) Технология коммуникативного обучения (Е.И. Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) |
Репродуктивные Догматические | Методы развивающего обучения (проблематизация, моделирование, учебные задачи, продуктивность; Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Востриков) Творческие методы (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) Технология саморазвития личности (А.А. Ухтомский – Г.К. Селевко) Технология продуктивного образования (И. Бём, Й. Шнайдер) |
Индуктивные | Дедуктивные (В.В. Давыдов) |
4. Организация учебного процесса | |
Класс – гомогенная возрастная группа Совместное обучение Ориентация на «среднего» ученика Строго определенное содержание обучения в каждом классе | Технологии дифференцированного обучения: по уровню способностей (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов), по интересам (И.Н. Закатова) Система сводных групп Разновозрастные группы (РВГ) Гендерное обучение ГСО, коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко Технологии индивидуализированного обучения (И. Унт, А.С. Границкая) Индивидуальные образовательные программы (В.Д. Шадриков) Интегральная технология (В.В. Гузеев) |
Урок (нерациональная структура) | Технология погружения (М.П. Щетинин) Технология мастерских (А.А. Окунев) Парк-студии (О.М. Леонтьева) Нетрадиционные формы урока Лекционно-семинарско-зачетная система Технология эффективных уроков (А.А. Окунев) |
Управление: – разомкнутое (слабая обратная связь) – ручное (без технических средств) Основной рычаг управления – итоговая проверка и оценка ЗУН | Технология программированного обучения Новые информационные технологии Технология С.Н. Лысенковой на основе опорных схем при комментируемом управлении Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) Безотметочное обучение Оценка по Ш.А. Амонашвили Рейтинговая система Само- и взаимооценка (В.Ф. Шаталов, В.К. Дьяченко) |
Учитель – центр, субъект обучения Ведущая роль учителя | Новые информационные технологии – компьютер Интернет-технологии Дистанционное обучение, экстернат Самостоятельная работа Самообразование Тьютор-технология (Т.М. Ковалева) |
Учебник | Обучение без стандартного учебника (С. Френе) Учебно-методические комплекты (учебник + задачник + книга для чтения + рабочая тетрадь + справочник + …) Обучение с избытком учебников по выбору |
Временной распорядок (твердое расписание, учебные четверти, полугодие, год) | Объединение возрастных классов в блоки РВГ Свободное посещение Триместры Вальдорфская школа Йена-план-школа |
5. Принципы обучения | |
Систематичности и последовательности | Метод проектов (Д. Дьюи) Погружение (М.П. Щетинин) Продуктивное образование |
Доступности | Обучение на высоком уровне трудности, в ЗБР (технологии РО) Опережающее обучение С.Н. Лысенковой |
Наглядности | Ведущая роль теоретического мышления (технология РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) |
Сознательности | Рефлексия, самоуправление, самосовершенствование (технология саморазвития А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко) |
Большинство указанных в таблице технологий описаны в данном пособии; более подробное их освещение содержится в рекомендованной педагогической литературе.
Рекомендуемая литература
1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (курс лекций). – М.: Институт практической психологии, 1996.
2. Горячев Б. В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М., 1994.
3. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
4. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. - М., 1995.
5. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. – 2002. – № 4.
6. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 1987.
7. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.
8. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983.
9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984.
10. Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.
11. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
12. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.
13. Концепция общего среднего образования. - М., 1988.
14. Крылова Н. Методологические идеи Фрейре // Народное образование. – 2000. – № 8.
15. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.
16. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
17. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
18. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей, 1992.
19. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 1983.
20. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.
21. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М.: Просвещение, 1986.
22. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.
23. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, Т.В. Воликовой, В.А. Сластенина. - М., 1976.
24. Педагогика / Под ред. Б.П. Есипова. - М., 1967.
25. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996.
26. Педагогика / Под ред. Г.И. Щукиной, Е.Я. Голанта, К.Д. Радиной. - М., 1966.
27. Педагогика школы / Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1978.
28. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. - М., 1977.
29. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1987.
30. Педагогический словарь: В 2-х т. - М.: Изд-во АПН, 1960.
31. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. - М.: Просвещение, 1990.
32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. - М., 1993.
33. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – М.: РИПКРО, 1996.
34. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: Знание, 1992.
35. Смоляницкий С. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: Детская литература, 1987.
36. Современный урок физики в средней школе / Под ред. В.Г. Разумовского и Л.С. Хижняковой. – М.: Просвещение, 1983.
37. Суворова Г. Урок с несколькими классами // Сельская школа. – 2003. – № 2.
38. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М., 1983.
39. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987.
40. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
41. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: «Педагогический поиск», 2001.
42. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М.: Просвещение, 1985.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие стороны технологии традиционного обучения содержат в свете современных идей больше достоинств, чем недостатков:
а) класс; б) урок; в) учитель; г) программы; д) массовость; е) учебники? Какие это достоинства?
2. Какие из атрибутов технологии ТО являются главными факторами (источниками) авторитарности (субъект-объектности) отношений:
а) класс; б) урок; в) программы; г) учитель; д) учебники?
3. Какие методы являются характерными для современного ТО:
а) проблемные; б) словесные; в) практические; г) самостоятельной работы; д) репродуктивные?
4. Что является главной особенностью объяснительно-иллюстративного способа обучения:
а) урок; б) рассказ учителя; в) наглядные средства; г) репродукция знаний; д) самостоятельная работа; е) авторитаризм отношений учитель - ученик?
5. Какой подход характерен для технологии ТО:
а) индивидуальный; б) коллективный; в) дифференцированный; г) усредненный; д) деятельностный; е) уравнительно-распределительный?