Педагогические ситуации в практике воспитания
Семейное воспитание — процесс динамичный и чрезвычайно сложный. Оно связано со многими труд-ностями объективного и субъективного характера. Ро-дители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов К- Д- Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необхо-димы еще специальные знания»".
Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений.
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется через коллективные и индивидуальные формы работы. Коллективные формы работы — это лекции, беседы, встречи за круглым столом, практикумы, диспуты, конференции. К индивидуальным формам повышения педагогической культуры родителей относятся индивидуальные консультации и беседы.
Важнейшими принципами подготовки родителей к воспитанию детей выступают:
идейность и целенаправленность;
общедоступность и всеобщность;
единство и преемственность всех звеньев повышения педагогической культуры;
оптимальное сочетание педагогического просвещения с руководством самообразования родителей;
активное включение роди-телей в практическую деятельность по воспитанию детей;
единство общественного и семейного воспитания;
оптимальное сочетание коллективных, групповых и ин-дивидуальных форм повышения педагогической культуры родителей.
Активизации восприятия изучаемого материала способствуют проблемные вопросы, побуждающие родителей думать, рассуждать, искать пути решения этих вопросов. Особенно эффективны специально подобранные педагогические ситуации, содержание которых отражает практику семейного воспитания. Анализ ситуаций требует от родителей осмысления типичных воспитательных проблем. К примеру, в беседе «Воспитание трудолюбии у детей» родителям можно предложить такого рода педагогические ситуации (2—3 по усмотрению учителя).
Ситуация 1. Второклассник Дима решил постирать белье до прихода с работы родителей. Вынимая белье из машины, мальчик заметил, что вода в ней стала темной, а белые майки и сорочки приобрели синеватый цвет. Дима не знал, что синий спортивный костюм, который он постирал вместе с белыми пещами, линяет. Мальчик расстроился. Когда родители возвратились домой, он виновато признался в случившемся. «Кто тебя просил это делать, почему ты лезешь не в свои дела?!» — возмутилась мать. Отец, пытался разрядить обстановку и защитить сына. Дима молчал, однако ему было обидно: ведь он хотел порадовать родителей, а получилось наоборот.
Проанализируйте данную ситуацию. Как бы вы поступили в подобном случае?
Ситуация 2. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись домой, она огорчилась, увидев, что задание не выпол-нено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству.
Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации? Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?
Ситуация 3. Второклассник Володя запыхавшись прибежал домой и обратился К отцу: «Папа, сегодня В нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя С папой. Мы пойдем?» «Нет,— сухо ответил отец,— видишь, я занят». Тогда пусть мама идет»,— добивался сын. «Маме тоже некогда, пусть пенсионеры работают, у них много свободного времени»,— ответил отец и продолжал чтение газеты. Володя вышел из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил: «Ну что, придет твой папа?» «Нет,— ответил робким голосом Володя,— ему некогда».
К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?
Анализируя педагогические ситуации, родители учатся размышлять над выбором меры воздействия на ребенка в различных жизненных ситуациях. Одновременно их размышления над ситуациями позволяют учителю выявить педагогические возможности семьи, формы, методы и приемы, используемые в ней.
В процессе анализа ситуаций учитель корректирует ответы родителей, указывает на ошибки, предлагает пути решения подобных педагогических ситуаций, встречающихся в практике семейного воспитания. При этом он опирается на рассуждения родителей, которые проявляют педагогическую грамотность в разговоре, делятся опытом воспитания своих детей, рассказывают о мерах воздействия на ребенка в аналогичных ситуациях.
Привлекая родителей к размышлениям над ситуациями, учитель имеет возможность выявить семьи, на которые можно опереться в педагогическом руководстве семейным воспитанием.