Индивидуальная образовательная программа и индивидуальный
учебный план обучающихся
Ключевыми понятиями в профессиональной тьюторской деятельности являются понятия «индивидуальная образовательная программа» и «индивидуальная образовательная траектория». Рассмотрим трактовку данных понятий.
Е.С. Заир-Бек, Е.И. Казакова, Э.И. Сундукова, А.П. Тряпицина в своих исследованиях связывают понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с понятием «индивидуальная программа», позволяющим учащимся овладеть определенным уровнем образованности.
Б.С. Гершунский [2,3] связывает индивидуальную образовательную траекторию с интересами, возможностями, способностями личности, но при этом отмечает, что «пока не уделяется никакого внимания личностно-ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образование в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности». – эту часть формулировки я бы убрала, т.к. она не отражает её содержания, а обозначает проблематику.
О необходимости индивидуального образовательного движения каждого ученика в своих исследованиях подчеркивает А.В. Хуторской [6]. По его мнению, индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) представляет собой персональный путь и результат реализации личного потенциала каждого ученика в образовании через соответствующие виды деятельности [1]. Автор выделяет пять этапов деятельности ученика, позволяющих обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области: цели – план – деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями – самооценка.
По мнению М.П. Черемных, индивидуальная образовательная программа (ИОП) – это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели индивидуума, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение [7].
Структура индивидуальной образовательной программы включает в себя:
1) анализ индивидуальной образовательной истории; ??? что за история? Откуда выплыла?
2) цели и задачи образования на предстоящий период;
3) указания на смыслы и контексты ИОП;
4) индивидуальный образовательный план, в том числе индивидуальный учебный план (ИУП), план социальных и профессиональных проб – об этом надо поподробнее, план рефлексивных ситуаций;
5) описание ресурсного обеспечения ИОП;
6) критерии оценки эффективности реализации ИОП.
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – непосредственный путь реализации личностного потенциала человека в образовании, который отражает индивидуальную образовательную историю (освоение содержания образовательных программ), индивидуальный стиль учения, выбор оптимального темпа и ритма учения, систему оценки личных образовательных достижений. ИОТ может быть результатом индивидуального образовательного планирования и программирования (ИОП).
Т.М. Ковалева подчеркивает, что для выбора индивидуальной образовательной траектории педагогу важно создать специальные педагогические условия, которые позволят выбрать способы обучения в определенной педагогической системе, формы и методы обучения и виды учебно-образовательной деятельности. Создание этих специальных условий приводит к формированию таких культурных качеств личности, как способность к самоорганизации и самообразованию, аналитическому и творческому отношению к деятельности при сохранении своей самобытности и адекватном использовании собственной индивидуальности [4].
Е. Александрова индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) трактует как программу образовательной деятельности ученика (самовоспитания, учения и саморазвития) [1]. Разработка и реализация ИОТ предполагает творческое сочетание педагогом различных методов и форм воспитания и обучения, наиболее приемлемых для данного ребенка. Следовательно, разработка и реализация ИОТ – есть способ образования, в котором максимально возможна педагогическая организация развития. Э.В.Загвязинская отмечает, что при работе ученика и преподавателя с ИОТ необходимо: формировать широту развития ученика на основе его интересов, ответственности; осуществлять совместную рефлексию по поводу возникших проблем и личных возможностей.
Переход образовательного учреждения на работу с индивидуальными образовательными траекториями обучающихся требует изменений в следующих направлениях:
1. Создание организационно-педагогических условий для того, чтобы ученику было из чего выбирать (факультативы, задания по степени сложности, задания творческие или аналитические). Добавить в этот перечень выбор занятия, проводимого педагогом, форм отчетности, средств обучения, возможность выбора культурных практик.
2. Обучение (кого?) планированию, разработке алгоритмов решения проблем учебного и личностного плана, максимально соответствующих их индивидуальной стратегии поведения и самообразования, выработки у них навыков целеполагания, рефлексии, контроля и оценки не только результата, но и процесса учения.
3. Изменение в кадровом составе (введение должности педагога-посредника – что это за должность? Есть ли она в перечне профессий? Может не путать названия?), соответствующая подготовка и переподготовка педагогов, направленная на обучение их алгоритмам выбора, планирования, самоорганизации [1].
Предложенные направления в работе с ИОТ возможно применить при работе с обучающимися в коррекционных образовательных учреждениях. При этом учитывать индивидуально-психологические, личностные особенности, потребности и возможности обучающихся и образовательные запросы их родителей.
Л.В. Байбородова отмечает, что индивидуальная образовательная программа – один из возможных проектов учебной деятельности учащихся. Она предполагает принятие учеником ответственности за собственное образование, осознание его цели, понимание особенностей своего стиля учения и, исходя из этого, непосредственное проектирование образовательной деятельности, планирование конкретных действий по организации учебной деятельности и ее рефлексию. Образовательная деятельность должна стать для ученика активным и рефлексивным процессом. Необходимо, чтобы он сам фиксировал потребность в своем изменении, продвижении, приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач.
Составление индивидуальной образовательной программы предлагается учащимся для осмысления своего маршрута и прохождения его в течение нескольких лет. На каждом этапе этого пути учащиеся могут составлять образовательный или учебный план на определенный период, например, учебный год. (Пример индивидуальной образовательной программы – см. приложение 2).
Возможно и целесообразно составление индивидуального плана при изучении отдельных дисциплин, наиболее важных для развития учащегося и необходимых для реализации личных и профессиональных планов.
Индивидуальный образовательный план, программа могут составляться не только при изучении образовательных предметов, но и при организации других видов деятельности, например, при организации социальной практики профессиональной направленности в старших классах также составляются индивидуальные программы.
Индивидуальная образовательная программа определяет индивидуальный образовательный маршрут. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что нет единого мнения о понятии «индивидуальный образовательный маршрут», некоторые авторы отождествляют его с понятием «индивидуальная образовательная траектория». Мы разделяем эти понятия, соглашаясь с теми, кто под индивидуальным образовательным маршрутом понимает замысел школьника относительно его собственного продвижения в образовании (М.Б. Утенов и др.). Это проект ученика, который конкретизирует его образовательную программу и планы. Образовательный маршрут представляет собой определение этапов, которые ученик предполагает целенаправленно пройти сам или совместно с педагогами, или при их поддержке, при этом используются соответствующие ученику образовательные технологии и средства. Любой проект – это замысел, который в ходе его реализации претерпевает изменения, предусматривает корректировку и уточнения, обусловленные различными обстоятельствами, неплановыми влияниями и трудно управляемыми воздействиями внешней среды. В результате реализации образовательных проектов (программы, плана, маршрута) выстраивается индивидуальная образовательная траектория, которая понимается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» (А.В. Хуторской). Это процесс, идущий от ученика, который находится в активном творческом состоянии и самодвижении при взаимодействии с окружающей действительностью. Индивидуальная образовательная траектория – это реально пройденный учеником путь по достижению намеченной цели.
Однако для создания индивидуальной образовательной программы, маршрута и реализации личностного потенциала в образовательном процессе ученику необходимы некоторые сформированные умения. Базовое среди них – «уметь учиться». Оно включает понимание того, что такое учеба, что такое знание, и какие различные виды требований существуют в различных видах обучающих ситуаций. Оно включает в себя также умение анализировать ситуацию, фиксировать трудности, принимать решения; умение искать, обрабатывать, использовать и презентовать информацию (включая самостоятельную работу в библиотеке, умение работать с данными и др.).
Приобретение учеником опыта самостоятельного движения, самоопределения, принятия самостоятельных решений, выработки им собственных стратегий образования и развития возможно при:
· формировании соответствующей мотивации учения, желании учиться, потребности в самообразовании и саморазвитии;
· осознании и понимании своих личных интеллектуальных, психологических, социальных возможностей;
· адекватной самооценке своих образовательных достижений;
· овладении умениями и навыками самоорганизации;
· рефлексивном отношении ученика к собственной учебной и познавательной деятельности.
Света, всё что выше под маркерами, будет вызывать много вопросов типа «А как этого достигать с умственно отсталым школьником, у которого умение учиться не сформировано?» .Поэтому здесь ценно прописать именно, как это сделать без опоры на данное умение. Это, конечно, трудно.
ИОП выполняет следующие функции:
• нормативную (нормативно определяет и обеспечивает образовательную, самообразовательную деятельность тьюторанта, регулирует его развитие);
• информационную (информирует об образовательной деятельности);
• мотивационную (определяет цели, ценности и результаты образования);
• организационную (определяет виды и формы, методы, модели, варианты, ресурсы образования);
• функцию самоопределения (позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора, а также потребность в самоактуализации).
В условиях коррекционной школы деятельность по сопровождению ИОП содействует получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием невропсихического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).
Далее «соскользнули» опять на определения, которые выше уже давались. По мнению С.В. Соловьёвой индивидуальная образовательная программа (ИОП) – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках школы. Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Целевое назначение индивидуальной образовательной программы заключается в её направленности на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии [5].
Структура индивидуальной образовательной программы включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей) [5].
Индивидуальные образовательные программы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным разделам программы (учебным курсам, дисциплинам) или комплексному обучению и воспитанию ребенка и коррекции его психофизических недостатков. Приоритет следует отдать индивидуальным программам комплексного обучения и воспитания ребенка.
В индивидуальных образовательных программах для детей школьного возраста указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам. Это один из подходов к проектированию структуры индивидуальной программы. Наполнение знаниевого компонента индивидуальной образовательной программы не является обязательным. Более важной является реализация коррекционной работы с обучающимся и изложение в индивидуальной программе тех приемов и методов коррекционной работы, которые будут реализованы применительно к процессу обучения и воспитания ребенка педагогом в процессе преподнесения к усвоению общего содержания материала на уроке. [5]
Далее написано уже по делу………А сверху много воды.
Обязательными компонентами индивидуальной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания индивидуальной образовательной программы на уровне динамики тех или иных составляющих психофизического развития ребенка.
Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, может быть представлен следующим образом:
1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа может быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
3. Индивидуальный учебный план. Данный структурный компонент имеет место, если в индивидуальной программе содержится знаниевый компонент по предметам и учебным областям. Например, при проектировании индивидуальной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в форме индивидуального обучения на дому.
4. Содержание программы. Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.
Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
5. Основные требования к результатам реализации программы. В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы. Требования к результатам реализации программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания программы в рамках обозначенных выше компонентов.
6. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья специалистами на следующем этапе его обучения.
Если методичка пишется от коллектива авторов, то тут в логике веще надо приложить образец ИОП от школы№5. Ведь методичка не только для них, но и от НИХ к другим школам адресуется!
Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служат: государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся; примерные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и требования к результатам освоения образовательных программ и базисный учебный план. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.
В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности, так как индивидуальная программа отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
С.В. Соловьева предлагает следующий алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы обучающихся:
1. Анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ и базисного учебного плана
2. Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья
3. Проектирование необходимых структурных составляющих индивидуальной образовательной программы. Данный этап осуществляется, если в образовательном учреждении нет принятой и утвержденной структуры индивидуальной программы.
4. Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении. Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья составляет один год. На данный временной промежуток можно предвидеть содержание образования, которое следует освоить обучающемуся. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики.
5. Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели следует уточнить и дополнить.
6. Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы определяют направления работы с конкретным ребенком.
7. Определение содержания индивидуальной программы. Проектирование содержания индивидуальной программы может включать в себя как содержательное наполнение коррекционного блока, так и знаниевого компонента, то есть содержания образования по определенным предметным областям. Содержательное наполнение индивидуальной программы в основном зависит от ее целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания индивидуальной образовательной программы следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.
8. Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.
9. Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность реализации содержания индивидуальной программы родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
10. Определение форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы [5].
10 пунктов выше очень ценны! Хорошо!
Несомненным достоинством использования ИОП в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение вариативности образования, выбор собственного образовательного маршрута в соответствии с профессиональными намерениями, индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Важным условием реализации ИОП является осуществление комплексного сопровождения учебного процесса. Ответственным за эту деятельность является – тьютор, который в своей работе совмещает функции психолога, социального педагога и воспитателя, но не заменяет их.
А.А. Богданова выделяет основные функции тьютора: во-первых, помощь учащемуся в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, проблем во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями; во-вторых, участие в разработке и реализации ИОП и индивидуального учебного плана совместно с учащимися, его родителями и педагогами; в-третьих, консультирование родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ, информирование педагогов об особенностях психофизического состояния и перспектив развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает профориентационную помощь обучающимся.
Однако при всей эффективности и привлекательности обучение детей с ОВЗ по ИОП встречаются препятствия для реализации моделей с тьюторским сопровождением. Перечислим основные: недостаточные организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП; отсутствие достаточного кадрового обеспечения; недостаточные материально-технические и средовые условия, соответствующие особенностям детей с ОВЗ.
По нашему мнению, необходимо создание альтернативных моделей с применением технологий тьюторского и психолого-педагогического сопровождения.
Список основной литературы
1. Александрова Е. Индивидуализация образования: учиться для себя // Народное образование. 2008. – №7. – С. 243-250.
2. Гершунский Б.С. Философия образования XXI: В поисках практико-ориентированных концепций. – М.: Изд-во Современник, 1998. – 608 с.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). – М.: Интердиалект, 1997. – 697 с.
4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд- во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 256 с.
5. Соловьёва С.В. Некоторые аспекты проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ http://kmosewer.ru/
6. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.
7. Черемных М.П. Тьюторская позиция в образовательных стандартах нового поколения // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч. ред. Т.М.Ковалёва; Отв.ред. А.А. Тёров, О.Ю. Жилина.- М.: АПКиППРО, 2009. – С. 19-27.
Список рекомендованной литературы
1. Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-разивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2.
2. Индивидуальный подход в специальном (коррекционном) учреждении: концепция, аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005.
3. Князева, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7).
4. Разенкова, Ю. А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.ise.iip.net/almanah/6/st03.htm
5. Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. - № 5.