Тенденции в развитии категориального аппарата педагогики
В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики прослеживаются следующие тенденции:
1. Активное заимствование понятий из философии («бытие», «пространство», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей научного знания («управление», «неравновесная система», «концепт» и др.).
2. Включение в категориальный аппарат педагогики слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхождение» и др.).
В этих случаях необходимо перевести слова обыденного языка в разряд научно-педагогических понятий, то есть дать им определения с учетом объекта, предмета и задач педагогической науки и конкретного научно-педагогического исследования. Так, Н. Е. Щуркова, выявляя педагогический смысл слова «нежность», соотносит его с системой ценностных отношений к жизни и человеку, что дает ей основание утверждать: «Помня о жизни, бережно относясь ко всяческим проявлениям жизни во всех ее формах и уважительно относясь к человеку как носителю и творцу жизни, принимаем безусловно категорию «нежность» как одну из ценнейших педагогических категорий, размещаем эту ценность в методологической структуре как условие гуманистического воспитания, а в реальной совместной деятельности с детьми как общее условие взаимодействия с другими людьми» .
3. Новое осмысление традиционных педагогических понятий, прежде всего фундаментальных категорий («воспитание», «обучение», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодействие» и др.).
В рамках гуманитарной парадигмы педагогическое взаимодействие рассматривается не просто как система совместной деятельности, общения и отношений педагогов и воспитанников (как это было принято в традиционной парадигме), а как их совместное бытие (со-бытие), совместный поиск ими смыслов явлений внешнего и внутреннего мира и — шире — смысла жизни.
4. Множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое понятие.
Последняя тенденция требует не только хорошей ориентации в современных научно-педагогических концепциях, но и становления у педагога толерантного отношения к иной научной точке зрения, иному типу педагогической деятельности, обусловленному тем или иным пониманием педагогических категорий. Для педагога очень важно признать существование и принять правомерность различной смысловой интерпретации знания, множественности концепций, взглядов, мнений, выраженных в трактовке той или иной педагогической категории.
Н. Л. Коршунова рекомендует соблюдать следующие правила использовании научно-педагогических терминов :
• Нельзя допускать неопределенности в понимании терминов в рамках одной научной работы. Однажды приняв одну из трактовок той или иной категории, причем в явном виде, то есть оговорив это в тексте, необходимо в дальнейшем строго ее придерживаться.
• Необходимо помнить о том, что понятие может менять свой смысл в зависимости от контекста, от языковых конструкций, в рамках которых оно используется. Поэтому при изложении результатов исследования или при выступлении по какой-либо педагогической проблеме следует придерживаться научного стиля.
• В рамках одной научной работы (выступления) недопустимы редукция (сужение, сведение к более «простому» понятию) и расширение смыслового поля термина. Например, если речь идет о воспитании как о феномене социокультурной реальности, нельзя использовать этот термин в узком педагогическом смысле, понимая под ним формирование определенного качества, - такие случаи должны оговариваться особо.
По характеру используемых терминов и их содержательной трактовке (определениям) можно определить характер той педагогической парадигмы, теории, концепции, в рамках которой они используются, а также научную позицию того или иного исследователя.
Однако для однозначного определения характера той или иной научной позиции простого перечня используемых терминов недостаточно. Важно понять, какое содержание вкладывает исследователь в тот или иной термин, поскольку в педагогике в рамках различных концепций одним и тем же термином могут обозначаться разные явления и, наоборот, разные термины могут использоваться для обозначения одного и того же явления. Тем не менее, в рамках каждой педагогической парадигмы, теории, концепции каждый термин имеет строго определенное значение.
Терминологическая однозначность требует различать понятия, которые в обыденной речи считаются синонимами. Примером такого различения могут служить следующие понятия:
ученик — ребенок как участник образовательного процесса (наряду с учителями, родителями);
обучающийся — правовой статус ребенка (термин, принятый в законодательства об образовании);
учащийся — ребенок как субъект учения (или учебной деятельности);
обучаемый — ребенок как объект педагогических воздействий учителя (преподавательской деятельности).
Как видно, в каждом из терминов отражена особая позиция, которую ребенок (ученик) занимает в образовательном процессе.
Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности. Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие можно определить, лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (психологии, социологии, философии), педагогика наполняет их своим специфическим содержанием.
Четкое и корректное построение категориального аппарата с учетом разных его уровней позволяет сделать педагогическую концепцию более стройной, логичной, доступной для понимания.
Категориальный аппарат современной педагогики предполагает множественность смыслов, заключенных в каждом педагогическом термине, и одновременно четкость и однозначность в понимании терминов, используемых в рамках одной педагогической концепции, отдельного научно-педагогического исследования.
Свободное самоопределение педагога в понимании педагогических категорий при условии соблюдения правил их использования предполагает его гуманитарные установки в отношении иных педагогических позиций и является одним из проявлений гуманитарности педагогического знания.
Вопросы для закрепления (8 мин):
-Сейчас я задам несколько вопросов для проверки насколько хорошо вы усвоили новый материал:
-Чем отличается «термин» от «понятия»?
-На какие группы делятся категории в педагогике?
-Расскажите о тенденциях в развитии категориального аппарата педагогики.
Объяснение домашнего задания (3 мин):
Попрошу студентов записать домашнее задание: подготовиться к опросу по теме по своим записям с урока.
Подведение итогов урока (2 мин):
-Сегодня мы изучили такую тему как «Категориальный аппарат педагогики». Рассмотрели группы категорий в педагогике, основные педагогические категории. Надеюсь, урок вам понравился, и материал оказался понятным. Всем спасибо за внимание.