Конструирование урока (учебного занятия)
Образовательные задачи этапа занятия | Содержание этапа занятия |
1. Организационный этап | |
Подготовка обучающихся к ра-боте на уроке | – приветствие, фиксация отсут-ствующих; |
Таблица 20 (продолжение)
Образовательные задачи этапа занятия | Содержание этапа занятия |
– обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии; – психологическая подготовка учащихся к общению на занятии; | – проверка подготовленности обучающихся к занятию; – проверка подготовленности учебного помещения к занятию; – организация обучающихся; – раскрытие общей цели урока и плана его проведения; |
2. Этап проверки выполнения домашнего задания (д/з) | |
1. Установление правильности, полноты и осознанности выпол-нения д/з всеми (большинством) обучающимися. 2. Выявление пробелов в зна-ниях и способах деятельности обучающихся и определение причины их возникновения. 3. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов | – выяснение степени усвоения обучающимися заданного учеб-ного материала (выявление зна-ний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий – умений); – выяснение причин невыполне-ния д/з отдельными обучающи-мися; – определение типичных недо-статков в знаниях и способах действий обучающихся и причин их появления; – ликвидация обнаруженных недостатков |
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе | |
1. Обеспечение мотивации уче-ния обучающихся, принятие ими целей урока. 2. Актуализация субъектного опыта обучающихся (личных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) | – сообщение темы учебного занятия; – формулирование целей урока вместе с обучающимися; – показ социальной и практи- ческой значимости изучаемого материала; |
Таблица 20 (продолжение)
Образовательные задачи этапа занятия | Содержание этапа занятия |
– постановка перед учащимися учебной проблемы; – актуализация субъектного опыта обучающихся | |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий | |
1.п Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запо-минания обучающимися изучае-мого материала: — существенных признаков по-нятий, законов, теорий и др.; — правил и построенных на их основе алгоритмов. 2. Содействие усвоению обу-чающимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). 3. Создание содержательных и организационных условий усвоения обучающимися мето-дики восприятия изучаемого материала | – организация внимания обу-чающихся; – сообщение основной идеи изучаемого материала (принци-па, правила, закона и др.); – обеспечение осмысления мето-да исследования изучаемых зна-ний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; – обеспечение усвоения методи-ки воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему перехо-дить и как аргументировать) |
5. Этап первичной проверки понимания изученного | |
1. Установление правильности и осознанности изученного мате-риала. 2. Выявление пробелов в пер-вичном осмыслении изученного материала, неверных представле-ний обучающихся. 3. Проведение коррекции выяв-ленных пробелов в осмыслении | – проверка преподавателем по-нимания обучающимися того, что является сущностью основ-ного содержания; – проверка полноты и осознан-ности усвоения обучающимися новых знаний и способов дей-ствий; |
Таблица 20 (продолжение)
Образовательные задачи этапа занятия | Содержание этапа занятия |
обучающимися изученного мате-риала | – выявление пробелов первич-ного осмысления обучающимися изученного материала; – ликвидация неясностей осмыс-ления обучающимися изученного материала |
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий | |
1. Обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятель-ной работы по новому материалу. 2. Обеспечение в ходе закрепле-ния повышения уровня осмыс-ления изученного материала, глубины его понимания | – организация деятельности обучающихся по воспроизведе-нию существенных признаков изученных познавательных объ-ектов; – деятельности обучающихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их при-менения в ситуациях по образ-цу; – закрепление методики от-вета при очередной проверке знаний; – отработка алгоритма изучен- ных правил |
7. Этап применения знаний и способов действий | |
1. Обеспечение усвоения обу-чающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. 2. Обеспечение формирования у обучающихся умений само-стоятельно применять знания в разнообразных ситуациях | Организация деятельности уча- щихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях |
Таблица 20 (продолжение)
Образовательные задачи этапа занятия | Содержание этапа занятия |
8. Этап обобщения и систематизации знаний | |
1. Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний обучающихся. 2. Обеспечение установления обучающимися внутрипредмет- ных связей. 3. Обеспечение формирования у обучающихся обобщенных по-нятий | Организация деятельности обу-чающихся по переводу отдель-ных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений |
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | |
1. Выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий. 2. Выявление недостатков в знаниях и способах действий обучающихся. 3. Установление причины выяв-ленных недостатков. 4. Обеспечение развития у обу-чающихся способности к оценоч-ным действиям | – глубокая и всесторонняя про-верка знаний и способов дей-ствий обучающихся; – проверка образа мышления обучающихся; – проверка сформированности общих учебных умений; – комментирование ответов обучающихся |
10. Этап коррекции знаний и способов действий | |
Коррекция выявленных про-белов в знаниях и способах действий обучающихся в рамках изучения темы | Организация деятельности учащихся но коррекции своих выявленных недостатков |
11. Этап сообщения информации о домашнем задании | |
Обеспечение понимания обу-чающимися цели, содержания и способов выполнения д/з | – информация о д/з; – мотивирование выполнения д/з; инструктаж по выполнению д/з; |
Таблица 20 (окончание)
Образовательные задачи этапа занятия | Содержание этапа занятия |
– проверка понимания обучаю-щимися содержания и способов выполнения д/з | |
12. Этап подведения итогов занятия | |
Качественная оценка работы класса и отдельных обучающих-ся | Подведение итогов учебного занятия |
13. Этап рефлексии | |
1. Инициирование и интенсифи-кация рефлексии обучающихся по поводу своего психоэмоцио-нального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимо-действия с преподавателями и одногруппниками. 2. Обеспечение усвоения обу-чающимися принципов саморе-гуляции и сотрудничества | Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения |
(Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образова-
ния. – М.: Академия, 2009.)
► Задание 42. Составьте план-конспект урока (учебного заня- тия) теоретического обучения по экономике, менеджменту, марке- тингу (дисциплина и форма занятия на выбор).
Порядок выполнения задания:
1. Выберите тему раздела дисциплины отраслевого блока и ознакомьтесь с ней.
2. Выберите форму урока теоретического обучения, основываясь на выбранной теме.
3. Составьте план-конспект урока теоретического обучения по вы-бранной теме (рекомендуется использовать материалы выполнен-ного задания 31), раскрыв типовые элементы методической под-структуры урока.
Типовые элементы методической подструктуры классиче-ского урока (с позиций личностно-деятельностного подхода):
– организационная часть;
– подготовка обучающихся к изучению учебного материа-ла: сообщение темы и целевая установка на урок; актуализация ранее усвоенных знаний и умений; мотивация и стимулирова-ние познавательной деятельности обучающихся;
– сообщение учебного материала преподавателем: объяс-нение, эвристическая беседа, применение наглядных пособий и технических средств обучения, демонстрационный экспери-мент и т.д.;
– самостоятельное усвоение обучающимися новых зна-ний: работа с учебником, эвристическая беседа, работа с на-глядными пособиями и техническими средствами обучения (ТСО), работа с производственной документацией, инструк-циями и т.д.;
– первичное закрепление и текущее повторение: опрос, ра-бота с карточками-заданиями, развернутая беседа, текущие письменные работы и т.д.;
– упражнения и самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию знаний и умений: решение задач, работа с карточками-заданиями, разбор схем, работа на тренажерах, ра-бота с применением компьютеров и других программирующих устройств и т.д.;
– обобщающее повторение: обзорная лекция, беседа, вы-полнение и разбор письменных работ, работа с карточками- заданиями, демонстрация кино- и видеофильмов и т.д.;
– контроль и оценка знаний и умений обучающихся: опрос, решение задач, выполнение контрольных работ, работа с карточками-заданиями, зачет и т.д.;
– выдача домашних заданий.
► Задание 43. Опираясь на материал, представленный в ин-формационном блоке далее, разработайте план лабораторно-практического занятия по экономике, менеджменту, маркетингу на основе обучающей цели и сформулированных к ней задач.
☺ Лабораторно-практические работы – организацион-ная форма (метод) профессионального обучения, которая за-нимает промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и является важным средством связи теории и практики. Все это в значительной степени влия- ет на определение вида, тематики и содержания лабораторно- практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью обучающихся.
Выделяют следующие виды лабораторно-практических ра-бот:
– наблюдение и анализ (описание) различных явлений, процессов, предметов труда;
– наблюдение и анализ (описание) устройства и работы средств труда (механизмов, аппаратов, инструментов);
– исследование количественных и качественных зависимо- стей между явлениями, величинами, параметрами, характери- стиками, определение оптимальных значений этих зависимо- стей;
– изучение устройства и способов пользования контрольно- измерительными средствами.
По дидактическим целям лабораторно-практические работы могут быть иллюстративными и исследовательскими. Если обу-чающиеся выполняют работы по какому-либо уже известному им вопросу после того, как преподавателем установлены опре- деленные положения, сделаны выводы, раскрыты закономер- ности и причинно-следственные связи, проведены необходи- мые демонстрации, то проводимые лабораторно-практические работы являются иллюстрацией к уже изученному учебному материалу. Выполняя такие работы, обучающиеся еще раз углу- бляются в изучение данного вопроса, охватывают его полнее и всестороннее. Многие лабораторно-практические работы по общепрофессиональным и специальным предметам могут про-водиться как иллюстративные и как исследовательские.
(Эрганова Н.Е. Методика профессиональною обучения. –
М.: Академия, 2008.)
► Задание 44. Опираясь на представленный в информационном блоке далее материал и используя выполненное задание 43, скон-струируйте учебную карту к лабораторно-практическому заня-тию по экономике, менеджменту, маркетингу, выделяя общие эта-пы деятельности педагога и обучающихся.
☺ Учебная карта – особый вид учебных пособий, органи-зующий деятельность обучающихся по выполнению учебных заданий.
Учебные задания могут быть организованы в виде деятель-ности по формированию понятий, законов, отдельных познава-тельных процедур и решению определенного типа задач. Но во всех случаях задания выступают как требования решить задачу с нормативной деятельностью фиксированной учебной карты. В ходе этой деятельности формируются предметные знания и умения.
Функции учебной карты. Учебная карта – средство фикса-ции нормативной деятельности по выполнению конкретного задания. Она представляет собой порцию учебного материала, который состоит:
– из знаний (о предмете, деятельности, ее функциях, строе-нии и способах реализации);
– умений (выполнять деятельность в нормативных показа-телях по решению разных видов задач);
– планов организации деятельности.
Учебная карта – форма описания знаний, деятельности и способов ее выполнения понятийными средствами, т.е. объект описывается понятиями конкретной науки.
Деятельность описывается следующими составляющими:
– цель;
– предмет деятельности;
– средства;
– продукт деятельности;
– состав действий и операций.
Учебная карта – неукоснительное руководство при выпол-нении задания до тех пор, пока деятельность не будет осущест-вляться свободно, без ошибок, с требуемой скоростью и воз-можностью дать адекватный словесный отчет о ней.
Учебная карта – программа деятельности обучающихся, развернутый план ее выполнения.
Общими этапами деятельности выступают:
1) анализ задания (цель, состав деятельности, средства);
2) подготовка к выполнению задания (заготовки раздаточ-ного материала, таблицы, макеты, модели, презентации);
3) проведение работы (решение задач – развернутый про-цесс преобразования исходного материала в требуемый про-дукт);
4) контроль и оценка выполненной деятельности, промежу-точного и конечного продуктов с коррекцией осуществляемых действий и операций при обнаружении отклонений от норма-тивных показателей.
Обучающиеся сравнивают выполнение каждого действия с предписанием учебной карты и, оценивая его как правильное или с отклонениями, может в случае необходимости внести со-ответствующие коррективы, предотвращая тем самым правиль- ный конечный результат. Разработка учебной карты проис-ходит с учетом многообразия ее функций в учебном процессе, с установкой на формирование теоретической деятельности и тем самым повышается мотивация обучающихся.
(Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. –
М.: Академия, 2008.)
► Задание 45. Опираясь на материал, представленный в инфор-мационном блоке далее, сконструируйте план бинарного урока (учебного занятия) по экономике, менеджменту, маркетингу (дис-циплина и тема на выбор).
Порядок выполнения задания:
1. Выберите тему раздела дисциплины и ознакомьтесь с ней.
2. Выделите знания, умения и навыки, формируемые у обучающих-ся по выбранной теме.
3. Определите виды деятельности обучающихся по формированию знаний, умений и навыков на уроке.
4. Составьте план совмещенного (бинарного) урока, определив его компоненты.
5. Проведите нормирование времени совмещенного урока, исходя из того, что на шаг теории обычно отводятся 10–15 мин шага прак-тики, упражнение по изученной порции теоретического материала занимает у обучающихся от 20 до 30 мин.
☺ Совмещенный (бинарный) урок – это урок, педагогиче-ская сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и практического обучения.
Во время такого урока происходят сочетание, чередование, сращивание процессов усвоения теоретических знаний и фор-мирования профессиональных умений. Содержание нового теоретического материала дается порциями, после каждой пор-ции следует практическая деятельность обучающихся, т.е. вы-полнение упражнения (задания).
Структуру совмещенного урока можно представить как по-следовательное чередование фаз, где каждая фаза состоит из двух шагов. Первый шаг – усвоение теоретического материала, второй – практическое формирование умений.
(Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. –
М.: Академия, 2008.)
► Задание 46. Опираясь на материал, представленный в инфор-мационном блоке далее, разработайте план урока производствен-ного обучения по экономике, менеджменту, маркетингу, используя материл табл. 21.
Таблица 21
Планирование урока производственного обучения
Структурный элемент | Деятельность мастера – инструктирование | Деятельность обучающих-ся – формирование умений и навыков |
Вводный инструктаж | Цель – создание ориен-тировочной основы дея-тельности обучающихся. 1. Ознакомление обу-чающихся с содержанием предстоящей работы. 2. Анализ инструкцион- ной карты, технологиче-ской документации. 3. Ознакомление обучаю-щихся с материальными объектами. 4. Разъяснение структуры трудовой деятельности. 5. Показ способов выпол-нения отдельных опера-ций. 6. Предупреждение о воз-можных ошибках, про-ведение инструктажа по технике безопасности | Цель – восприятие ин-структивных указаний. 1. Пробное выполнение изучаемых операций. 2. Ответы на вопросы мастера. 3. Самостоятельная работа с инструкционной картой. 4. Определение техно-логической последова-тельности выполнения учебно-производствен- ной работы |
Текущий инструктаж | Цель – контроль за хо-дом выполнения учебно-производственного задания. 1. Контроль выполнения правил техники безопас-ности. 2. Целевые обходы. 3. Корректировка дей-ствий обучающихся | Цель – отработка прие-мов и операций. 1. Самостоятельное выполнение учебно- производственного за-дания. 2. Самоконтроль деятель- ности |
Таблица 21 (окончание)
Структурный элемент | Деятельность мастера - инструктирование | Деятельность обучающих-ся – формирование умений и навыков |
Заключи- тельный инструктаж | Цель – подведение ито-гов урока. 1. Подведение итогов за-нятия с указанием успе-хов и недостатков. 2. Демонстрация лучших работ, видов брака. 3. Обсуждение, оценка работ. 4. Ответы на вопросы обучающихся. 5. Ознакомление с темой следующего занятия. 6. Выдача домашнего за-дания | Цель – самоанализ дея-тельности. 1. Сравнение своей ра-боты с работами обучаю-щихся. 2. Анализ успехов и недо-статков |
☺ Урок производственного обучения отличается следующи- ми особенностями:
– деятельность обучающихся направлена на материальные объекты труда и имеет преобразующий характер;
– результатом практической деятельности обучающихся являются материальные объекты;
– практическая деятельность обучающихся самостоятель-ная и управляется посредством инструктажа (устным и пись-менным), который проводит мастер производственного обуче-ния;
– длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч.);
– в структуре урока возможно выделение трех типовых элементов: вводный, текущий и заключительный инструк-таж.
(Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. –
М.: Академия, 2008.)
► Задание 47. Используя выполненное задание 46, составьте план вводного инструктажа обучающихся в процессе производственно-го обучения (практики) по экономике, менеджменту, маркетингу (дисциплина и вид практики – на выбор студентов) и занесите ре-зультаты в табл. 22.
Таблица 22
Планирование вводного инструктажа
Время, мин. | Содержание вводного инструктажа | Конкретные действия обучающихся |