Профессиональное самоопределение. Психологические особенности выбора профессии
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.
Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение.
Основные моменты проф-го самоопределения личности:
----Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
----Ядром проф-го самоопределения явл-ся осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований проф-ой деят-ти и социально-экономических условий.
----Профессиональное самоопределение осущ-ся в течение всей проф-ой жизни: лич-ть постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
----Актуализация проф-го самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, проф-го учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.
----Профессиональное самоопределение явл-ся важной хар-ристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
В подростковом возрастезакладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован.
Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.
Молодость. Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих психологических,новообразовани: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.
Основными психологическими новообразованиями в возрасте28-33 летстановятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.
Период относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Женщины и мужчины примеряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.
Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 летобусловлены следующими моментами:
· постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных потенций;
· изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни близких, коллег, друзей;
· сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.
Профессия – основной род занятий, деятельность, посредством которой данное лицо участвуют в жизни общества.
Профессионализм – высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной обл.деятельности.
Психологические особенности выбора профессии – стремление достичь результата определенного уровня проф.деят.,осознавая свои возможности. Профессий много, но только выбранная по душе приносит удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу.
На выбор профессии влияют следующие обстоятельства:
1. позиция старших членов семьи.
2. позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга вне семейного общения.
3. позиция учителей, классного руководителя, шк.психолога.
4. личные проф.планы учащегося.
5. способности, умения, уровень развития учащегося как субъекта деят.. это звено и есть основа для формирования будущей проф.пригодности.
6. уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей: завыш./заниж.притязания – это важные условия реалистичности выбора профессии, удовлетворенности и успеха на будущем проф.пути.
7. информированность. Важна правдивость, полнота, ясность той информации, которая явл.основанием для принятия решений.
Билет№24