Понятие основного конфликта

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Кафедра режиссуры телевидения

Мастерская профессора В.Д. Сошникова

Преподаватели: Г.А. Никитина, Д.С. Эстрин

Теоретическая работа по дисциплине: «Режиссура»

На тему: «Основной конфликт и основной событийный ряд в театральных постановках и в экранных произведениях»

Выполнила:

Студентка 1 курса

Иванова С.А

Санкт-Петербург

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1: Понятие основного конфликта.…………………………………..…4

Глава 2: Виды конфликтов ………………………...…………………….……6

Глава 3:Понятие события. Основной событийный ряд……………………..8

Глава 4: Выявление конфликта и построение событийного ряда в фильме «Анна Каренина»…. ……14

Глава 5: Выявление конфликта и построение событийного ряда в пьесе Горького «На дне».……..14

Заключение………………………….…………….…….....…….…...…….…16

Введение.

В своей работе я хочу исследовать понятие основного конфликта, основного события и научится выстраивать событийный ряд. Мне предстоит освоить метод Станиславского, который основан на глубоком знании законов драмы и законов психофизических действий актеров. Это метод дает возможность верного проникновения в многоликость и многоплановость любого литературного произведения. Я попытаюсь разобрать произведения великого драматурга Островского, экранизацию Захри «Анна Каренина» по мотивам произведения Лева Толстого и пьесу М. Горького «На дне»

Я уверена, что мое понимание основного конфликта, исходного события и прочего, будут разница с уже давно установленными ключевыми понятиями в данных пьесах. Но это будет мое виденье и моя интерпретация прочитанного или увиденного произведения. Поэтому я не боюсь приступать к анализу, боясь ошибиться. Ведь разное определение исходного события, отражается на режиссерском понимании пьесы в целом. Я постараюсь изучить метод определения вышеуказанных понятий наиболее точно, чтобы мой анализ был как можно ближе к пониманию пьесы таких великих деятелей как К.С. Станиславский и Г.А. Товстоногов.

М.О. Кнебель пишет: «Хотя мы определяем события, которые существуют в пьесе как объективную данность, отбирая их, мы обязательно вносим субъективное начало… В том-то и дело, в том и смысл определения событий, что каждый режиссер вносит в этот процесс то, что особенно дорого и интересно ему как художнику».[1]

Понятие основного конфликта

Перед тем как давать определение основному конфликту, нужно понять, что такое конфликт в целом. В чем природа конфликта? Где его корни? И как его обнаружить? Где основной конфликт? А где второстепенный? На эти вопросы я хочу найти ответ в этой главе.

Конфликт - от лат. ñonflictus («столкновение»). Развитие нашей жизни происходит в результате борьбы противоположностей, их столкновения. То есть эта борьба возникает из-за столкновения противостоящих сил, которые совершают действия по отношению друг к другу. Следовательно, конфликт – это столкновение противоборствующих сил.

В пьесе каждый герой чего-то хочет, к чему-то стремиться и совершает действия, что выражается в сквозном действии героя. Для возникновения конфликта в пьесе, необходимо, чтобы то, чего хочет один, встречало препятствие со стороны другого. Сквозное действие встречается с контрсквозным. Беспрерывный поединок может возникнуть только между «перекрещивающимися силами». Основные силы в пьесе персонифицированы в конкретных героях, поэтому нередко разговор о конфликте ведется преимущественно с точки зрения разбора поведения того, или иного персонажа.

Г.А. Товстоногов говорил, что «…существо метода Станиславского заключается в том, что каждая минута, каждая секунда сценического действия есть беспрерывный поединок. Режиссеру нужно помнить, что вообще не существует сценической жизни вне конфликта...»[2]

В пьесе может быть несколько конфликтов между разными персонажами, силами, сторонами. И как говорил Товстоногов: «Построив цепочку событий, нужно обнаружить в них ту последовательную цепь конфликтов, из которых возникает действие».[3] Следовательно, в любом конфликтном событии обязательно должно участвовать несколько, хотя бы двое, действующих лиц. Тот конфликт, который побуждает их действию и является основным конфликтом пьесы. Также в их действия будут вовлечены все остальные персонажи пьесы.

Теперь, сформулируем понятие основного конфликта. Основной конфликт - это острая крайне напряженная борьба противоположных взглядов, в которую вовлечены все участники пьесы. Если кто-то не придерживается одной из сторон или не знает о происходящем, так как это его не касается, это будет предлагаемое обстоятельство для группы героев. Основу для этого конфликта дают стремления героев пьесы, точнее, противоречие стремлений.

С точки зрения режиссуры, конфликт есть основа того самого пресловутого действия, которое является единственным правдивым способом воплощения пьесы на сцене, без которого, согласно Станиславскому, нет спектакля.

Как понять, где основной конфликт, а где второстепенный и даже предлагаемые обстоятельства? В отборе основных конфликтов должен быть следующий принцип: необходимо каждый раз проверять, что является причиной, а что следствием. Крупным, основным конфликтом пьесы следует считать те факты, которые являются причиной, а не следствием.

Хочу отметить, что основной конфликт проявляется с начального события, но наиболее полно он раскрывается в результате финального события. Конфликт нарастает и развивается до самого конца. Естественно, что финальное событие, наиболее полно выявляющее суть и главного конфликта, и идеи пьесы, и ее стилистических особенностей, обязательно должен располагаться в конце пьесы.

Давайте рассмотрим пьесу Островского «Бесприданница» и выявим основной конфликт пьесы. Нам мой взгляд, это конфликт между человечностью и «бряхимовскими законами жизни», исключающими человечность. Он закончился победой «Бряхомова».

Лариса была выражением «человечности». Она борется с алчным миром Бряхимова. Ее гибель – это логическое разрешение конфликта, не в ее пользу. И автор не случайно сначала нравственно убивает Ларису( когда она соглашается пойти на содержание к Кнурову), а потом только физически.

Лариса является главным героем пьесы, которая стремиться вырваться из «Бряхимовской жизни». Это сквозное действие главного героя встречает противоборство ( контрсквозное действие) других участников пьесы, таких как Карандышев. Он пытается удержать ее здесь, женив на себе. Тут и происходит основной конфликт мировоззрений.

Виды конфликтов.

Существует несколько видов конфликта, разделяющиеся на: внутренние и внешние по тому, где они проистекают: в душе персонажа или между персонажами.

Внутренний тип конфликта:

Конфликт внутри человека (сам с собой). Например, между разумом и чувством; долгом и совестью; желанием и моралью; сознанием и подсознанием; личностью и индивидуальностью; сущностью и существованием и т.д.

Наши рекомендации