Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням
Содержание.
1.Введение………………………………………………………………………………. 3
2. Принципы, направления и виды внеурочной деятельности………………………..8
3. Схема оформления дневника………………………………………………………….12
4. Примерная схема анализа внеурочного занятия……………………………………..14
5.Структура плана- конспекта занятия по производственной практике «Организация внеурочной деятельности»……………………………………………………………….20
6. Содержание педагогической практики……………………………………………….23
7. Диагностические методики на выявление интересов и увлечений младших школьников………………………………………………………………………………..28. Информационное обеспечение…………………………………………………………..36
Введение
Организация производственной практики «организация внеурочной деятельности» 050146 Преподавание в начальных классах является этапом непосредственной практической подготовки студентов Болотнинского педагогического колледжа…..
Содержание практики «Организация внеурочной деятельности» строится с учетом современных принципов обучения и воспитания, носит интегративный характер и предполагает формирование соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.
ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Цель производственной практики - «Организация внеурочной деятельности» - освоение вида профессиональной деятельности по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.
Задачипедагогической практики:
- углубление и закрепление теоретических знаний студентов;
- формирование умения формулировать педагогические цели и задачи занятия по внеурочной деятельности;
- овладение умениями панировать и вести занятия по внеурочной деятельности с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- овладение методами и формами организации внеурочной работы;
- формирование умения осуществлять методическую рефлексию.
- закрепление и совершенствование приобретенного в процессе обучения опыта практической деятельности обучающихся в сфере изучаемой профессии;
- адаптация обучающихся к конкретным условиям профессиональной деятельности.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения программы педагогической практики должен:
иметь практический опыт:
- анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного(-ых) предмета(-ов));
- определения целей и задач, планирования, проведения, внеурочной работы в избранной области деятельности;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
-наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
-ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в избранной области
деятельности;
- определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
- составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области
деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормами;
- использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
- мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
- подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
- анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности;
Производственная практика «Организация внеурочной деятельности» проводится на 3 курсе в 1-ом семестре рассредоточено, во 2-ом семестре концентрированно, параллельно с изучением ПМ 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, МДК 02.01 Основы организации внеурочной работы в области в области интеллектуальной деятельности («Я исследователь», «Хочу все знать», «Первые шаги в мире информатики»).
Объем учебной работы составляет 72 часа.
Группа студентов делится на подгруппы по 8-10 человек. В каждой группе назначается староста, который ведет журнал посещения практикантами баз практики и выполняет поручения руководителей практики. Руководство студентами осуществляют преподаватели педагогики, психологии. Методист консультирует практикантов, оказывает практическую помощь в выполнении ими заданий практики, осуществляет контроль, организует самостоятельную работу практикантов.
В ходе педагогической практики студенты ведут дневник, в котором фиксируют содержание проводимой в базовых учреждениях работы, свои наблюдения, замечания, выводы. По завершению практики студенты предоставляют следующую документацию:
- Дневник по практике с результатами наблюдения и анализа;
- Рефлексия практики;
- Презентация производственной практики «Организация внеурочной деятельности».
(1, 2 семестр)
- Портфолио производственной практики «Организация внеурочной деятельности». (2 семестр).
По результатам анализа деятельности студента в ходе практики и проверки отчетной документации ставится дифференцированный зачет.
Реализация ОПОП по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), преподавателями педагогики, психологии и частных методик.
Отчетная документация:
1. Дневник педагогической практики,
2.Два плана-конспекта занятия по производственной практике «Организация внеурочной деятельности».
3. Рефлексия практики
4. Презентация по производственной практике «Организация внеурочной деятельности» (1, 2 семестр).
5. Портфолио по производственной практике «Организация внеурочной деятельности» ( 2 семестр).
Обязанности студента – практиканта:
-Оформляет и ведет дневник по практике
-Соблюдает график работы, присутствует на практике по расписанию.
- Выполняет все задания, предусмотренные программой практики, готовится к своей работе.
-Изучает специальную педагогическую, методическую, психологическую литературу, рекомендованную по данному виду практики.
-Своевременно оформляет и предоставляет отчетную документацию.
Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы, определяет образовательное учреждение.
Цель внеурочной работы в школе – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Реализация программ внеурочной деятельности чётко направлена на поэтапное достижение трёх уровней результатов: приобретение школьником социальных знаний, формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного социального действия. А одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.
Каждая образовательная область должна теперь иметь новую модель, структуру, где нет четкой границы между уроком и внеурочной деятельностью, урок продолжается за его пределами, но (так заявляет стандарт) в совершенно новых формах, отличных от урочной.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.