Гражданское воспитание, его цель и сущность. Воспитательные возможности учебных предметов и внеурочной деятельности в реализации задач гражданского воспитания

Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности.

Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание личности, однако для достижения их гармонии необходимо целенаправленное воспитание.

Становление гражданственности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественной организацией, так и объективными условиями функционирования общества.

Содержание воспитательной работы включает: воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем; формирование ответственности за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовывать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Критерии сформированности гражданской культуры:

- наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, об особенностях гражданского общества;

- законопослушность (уважение законов);

- готовность к активному участию в жизни общества;

- осознание своих прав и обязанностей;

- сформированность потребности отстаивать интересы Республики Беларусь.

43. Эстетическое воспитание: его сущность, задачи, содержание. Возможности школы и учителя в решении задач эстетического воспитания.

Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов.

Восприятие – исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетическое переживание – состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга.

Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал – социально обусловленное представление о современной красоте. Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное. На этой основе развивается способность эстетического суждения.

Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.

Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

- всеобщность эстетического воспитания;

- комплексный подход ко всему делу воспитания;

- сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;

- связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;

- единства художественного и психического развития;

- художественной деятельности и самодеятельности детей;

- эстетизация всей жизни;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Критерии сформированности эстетической культуры:

- наличие стремления к общению с искусством и природой;

- наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

- умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

- умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

- способность художественно-творческого самовыражения;

- эстетизация отношений с окружающими людьми;

- знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.


Наши рекомендации