Формы организации целостного педагогического процесса
§ 1. Сущность и характеристика форм организации целостного педагогического процесса
Общее понятие
Формы организации целостного педагогического процесса — внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, воспитателей и воспитанников, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Форма организации учебно-воспитательного процесса связана с количеством участников, временем и местом протекания процесса, порядком его осуществления и реализуется как единство целенаправленной организации содержания, средств и методов. Поскольку взаимодействие учителя и учащихся проходит в виде непосредственного или опосредованного общения, то форма является и определенным порядком построения их общения.
> Формы организации обучения
В истории образования известны такие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная система, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, батавская система, маннгеймская система, «Дальтон-план», бригадно-лабораторная система, метод проектов. Из всех этих форм самыми пригодными для массового обучения оказались возникшая в XII—XIII вв. в средневековых западных университетах лекционно-семинарская система и появившаяся в XVI—XVII вв. в школах Украины, Белоруссии и Чехии классно-урочная система, теоретически обоснованная и четко структурированная Я.А. Коменским.
В средней школе любого типа используют различные организационные формы обучения: урок, экскурсию, семинар, практикумы, факультативы, домашнюю работу, консультации, формы трудового и производственного обучения. Эти формы организации учебного процесса включены в учебные планы и программы. Они обогащаются и дополняются формами внеклассной учебной работы: тематические кружки, научные общества, студии; предметные викторины, конкурсы, которые позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор.
Функции форм обучения:
— обучающе-образовательная — создает оптимальные условия для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития психических процессов учащихся;
— интегрирующе-дифференцирующая — позволяет реализовать взаимодействие, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;
— систематизирующая и структурирующая — требует четкого почасового планирования изучаемого материала по годам, четвертям и отдельным формам организации обучения (что изучается на уроках, что выносится на домашнюю работу, экскурсии и т.д.);
— дополняющая и координирующая — формы организации дополняют и корректируют друг друга.
В рамках различных форм используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (дифференцированная или недифференцированная) работа. Дифференцированной может быть и коллективная работа групп. Когда одно и то же задание дается всему классу (письменная или лабораторная работа), тогда речь идет о недифференцированной индивидуальной работе фронтального характера. Если класс или группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевает общей темой, результат работы зависит от общих, сложенных усилий, то имеется в виду коллективная или групповая работа. При групповой работе учитель ставит перед группой задачу, проводит инструктаж, наблюдает за деятельностью, корректирует ее, оказывает помощь, оценивает результаты учебной деятельности группы и отдельных учащихся с помощью консультанта, назначенного из наиболее подготовленных учащихся. Состав группы от 3 до 5 человек. Обобщенные признаки коллективной деятельности: 1) осознание цели деятельности как единой и значимой для каждого участника; 2) разделение функций и обязанностей; 3) установление отношений взаимной ответственности; 4) непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность; 5) осуществление контроля со стороны учителя и взаимоконтроля самими учащимися.
При индивидуальной работе каждый ученик включается в учебный процесс по заданию и под контролем учителя или по собственной инициативе в меру своих способностей, но все выполняют одно и то же. Индивидуализированным видом учебной работы является такая работа ученика, когда он делает задание по карточке, на индивидуальной доске или в своей тетради, составленное в соответствии с его учебными возможностями и особенностями.
При парной работе организуется помощь более сильного ученикаслабому или распределяются обязанности между двумя школьниками на равных. Обеспечивается взаимообучение, процесс передачи, восприятия учебного материала, взаимопроверка результатов учебной деятельности. Н.К. Крупская считала, что каждый ученик должен являться в одно и то же время и учеником и учителем. Эти виды организации учебной работы могут комбинироваться: учитель работает индивидуально с 1—2 учениками, работа класса организована по группам под руководством консультантов и т.д.
> Формы организации воспитательной работы
В советское время в теории и методике воспитания и в практике воспитательной работы школ, пионерской и комсомольской организаций разрабатывались и складывались различные формы организации воспитательной работы: в пионерской организации — линейка, костер, фестивали, походы по местам боевой и трудовой славы, сборы, маевки, митинги, тимуровская работа, деятельность КИДов (клубов интернациональной дружбы) и др.; в комсомольской организации — комсомольское собрание, вахты, рейды, акции, десанты и т.п.; в воспитательной работе школ — беседы, собрания, политинформации, вечера, утренники, диспуты, праздники, классные часы и др.
В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников.
1. Массовые: тематические вечера, утренники, вечера вопросов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы^ фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги, собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др.
2. Групповые: кружки, студии, ансамбли, секции, классные часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки, «капустники», КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги общения и др.
3. Индивидуальные: поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое совершенствование, компьютерные игры и занятия и др.
Из-за сложности рассматриваемых явлений любая классификация в педагогике, как и приведенная выше, достаточно условна. Например, конференция отнесена к групповым формам работы, но если она проводится на уровне школы или как межшкольная, то она становится массовой, и так со многими формами работы.
Существуют и другие классификации: по времени проведения и времени подготовки, видам деятельности, результату и др. Например, Е.В. Титова пытается разделить понятия «мероприятие», «дело» и «игра». Мероприятие — любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, исполняют, воспринимают и т.п.
Дело — общая работа, важное событие, организуемое и осуществляемое членами коллектива на пользу и радость другим и себе.
Игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Если разведение понятий «дело» и «мероприятие» в такой трактовке выглядит убедительным, то с игрой все обстоит гораздо сложнее, так как любое дело или мероприятие может быть организовано как игра и для тех же целей — отдыха, развлечения, обучения.
Функции форм воспитательной работы:
— организаторская — отражает определенную логику действий и взаимодействия участников, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками;
— регулирующая — та или иная форма, определяющая характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками;
— информативная — сообщение определенной суммы знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организация опыта жизнедеятельности.
Как и формы обучения, формы воспитательной работы могут дополнять друг друга, переходить одна в другую.
Решить следующие задачи внеклассной воспитательной работы можно включением воспитанников во все многообразие перечисленных форм, т.е.:
— осуществлять всестороннее воспитание воспитанников;
— способствовать проявлению их общественной и познавательной активности;
— пробуждать и углублять интерес учащихся к различным областям знаний и видам деятельности;
— выявлять и развивать способности и наклонности детей;
— осуществлять профессиональную ориентацию школьников;
— культурно организовывать досуг.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
— добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
— разнообразие форм работы;
— демократичность и открытость всех форм воспитательной работы;
— активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
— широкое вовлечение всех учащихся;
— принцип романтики, игры и интереса.
Выбор форм воспитательной работы и технология их реализации зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста участников, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога.
§ 2. Урок как основная форма обучения
> Общее понятие
Урок — динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетомособенностей каждого ученика путем использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.
Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполненность класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что оптимальной для работы как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10—15 человек.
Один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей в зависимости от доминирования тех или иных методов и средств. Например: тип урока — объяснение нового материала, а вид — урок-конференция, урок-лекция и т.п.
Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока. Учебная ситуация — дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
Учитель будет увереннее чувствовать себя на уроке, если осмыслит урок в процессе подготовки, четче продумает его структуру. Заранее точно продумать урок означает определить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и предусмотреть соответствующие меры для их преодоления (см. табл. 8).
> Структура и типология уроков
Структура урока — совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.
Структурные элементы урока:
1. Организация начала урока — определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало.
2. Постановка цели и задач урока — формулировка цели и задач урока, осознание и принятие цели и задач урока учащимися.
3. Проверка домашнего задания — определение уровня усвоения материала предыдущей темы и готовности к восприятию нового материала.
4. Объяснение — научная, увлекательная и доступная подача учебного материала с активным привлечением учащихся.
5. Закрепление — специальные задания после объяснения нового материала, акцентирование внимания на опорных моментах матери-
Таблица 8
Подготовка учителя к уроку
Трудности | Пути преодоления |
Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам | Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач |
Выделение в содержании главного, существенного | Выделение ведущей цели урока Определение содержания каждого логически завершенного этапа урока Уяснение их основных задач |
Межпредметная ориентация содержания урока | Устранение дублирования материала Опора на материал, известный учащимся из других предметов |
Соответствие объема содержания материала урока отводимому на его изучение времени | Выбор необходимого и достаточного объема информации Отбор реального количества 1 используемых средств, адекватных методов и видов деятельности |
Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности | Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей |
ала. Связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний.
6. Повторение — систематизация, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера.
7. Домашнее задание — задание на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения.
8. Подведение итогов урока — выяснение, чему новому научились на уроке, что узнали нового; оценка качества работы на уроке.
Хотя существуют разные типологии урока, наиболее традиционной и принятой как исследователями, так и практиками в области педагогики является типология уроков по дидактической цели: изучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение, контроль и проверка, комбинированный. Каждый из названных типов уроков реализуется с помощью определенного сочетания структурных элементов.
Урок изучения нового материала. Он необходим, когда учителю с учащимися предстоит изучить цельный, логически завершенный учебный материал или сделать обстоятельное вступление в новую тему. Структура урока: а) организация введения в урок, сообщение цели и задач урока; б) объяснение новых знаний, на что требуется большая часть полезного времени для четкого изложения новой информации учителем, организации самостоятельной работы учащихся с учебником, книгой, справочной литературой, компьютером, прибором, машиной; в) закрепление — диагностика прочности знаний путем наблюдений учителя за устойчивостью внимания и степенью активности учащихся, а также проведения краткой контрольной беседы; г) инструктаж по дальнейшей работе над темой и домашнее задание для самостоятельной работы дома, в библиотеке, в лаборатории; д) подведение итогов урока.
Урок закрепления. Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специальных упражнениях умений и навыков.
Структура урока: а) введение и организация начала урока, сообщение цели и задач; б) упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу, выполняемые всем классом под руководством учителя в целях усвоения учащимися пройденного и выработки умений и навыков; в) демонстрация школьниками результатов проделанной работы, их коллективное обсуждение, выставление отдельным ученикам отметок; г) домашнее задание; д) в краткой заключительной части урока учитель подводит итоги работы, рассказывает о перспективах путем общего введения в новую тему.
Уроки обобщения и повторения. Специальные уроки посвящаются обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, проверкой и оценкой знаний учащихся. Такое объединение двух дидактических задач психологически побуждает всех учащихся к систематическому повторению крупных блоков материала, обеспечивает готовность к его воспроизведению. Структура урока: а) введение и первоначальная организация, позволяющие учителю наметить общие пределы повторения материала, сообщение цели и задач урока; б) собственно повторение, включающее собеседование, дискуссию, выступление учеников с сообщениями, устный опрос, включающий индивидуальное изложение темы ими, анализ ответа учителем и классом, оценку и выставление отметок; фронтальный опрос и объявление поурочного балла; в) диагностика и анализ глубины и прочности знаний, рекомендации учащимся по самостоятельной работе, задание на дом; г) подведение итогов и указание перспектив изучения новых знаний.
Урок контроля. Изучение нового материала, повторение его с учащимися предполагают и объективную проверку, диагностику состояния их обученности, эффективности работы учителя и учащихся, получения обратной информации. Это осуществляется на специальных контрольных уроках. Структура урока: а) вводная объяснительная часть и постановка цели и задач урока (будь то решение задач, творческая работа, сочинение, диктант, изложение теоретического материала), посвящаемая учителем инструктажу и психологической подготовке школьников;
б) основная часть — собственно самостоятельная работа учащихся;
в) заключительная часть, которая отводится для ориентировки детей в предстоящем изучении нового материала и домашнего задания.
Комбинированный урок является наиболее распространенным типом занятия. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные структурные элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке проходит полноценный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходят друг в друга. Например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности учащихся в Комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уроке характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности. - Структура уроков по дидактической цели является лишь общей схемой. Думающий и творчески работающий учитель каждый этап урока может сделать интересным, продуктивным, обучающим и развивающим. Последовательность структурных элементов не является жестко закрепленной.
Традиционный урок имеет ряд положительных сторон:
— четкая организация педагогического процесса;
— систематический характер обучения;
— эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся;
— разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
К слабым сторонам типового урока можно отнести:
— регламентацию деятельности учителя и учеников рамками ограниченного времени;
— трудную сочетаемость с технологиями активного обучения;
— сложность реализации индивидуального подхода при большой наполняемости класса;
— сильный акцент на передачу — усвоение знаний, выработку умений и навыков при меньшем внимании к развитию познаватель-ной-еферы учащихся.
Структура урока не может устанавливаться по шаблону. Поэтому все зависит от мастерства и профессионализма учителя. Уроки, проводимые по многим современным образовательным технологиям, могут совсем не походить на традиционные, но реализация идей этой технологии возможна и в рамках традиционного построения урока. Кроме того, становятся популярными нестандартные (нетрадиционные) уроки: турнир, версия, бенефис, парад парадоксов, урок синтеза, эссе, межпредметные уроки, межвозрастные и т.п., но они проводятся эпизодически.
Структурное построение урока обусловлено конкретными учебно-воспитательными задачами, характером предполагаемой деятельности и обучающим взаимодействием учителя с детьми. Это особенно ярко проявляется в опыте известных учителей С.Н. Лысенковой, Е.П. Ильина, И.П. Волкова, В.Ф. Шаталова. Содержание деятельности, виды учебных работ, специально подобранные эффективные методы и приемы диктуют в их творчестве подход к формированию структуры, определению типа урока.
От возрастных особенностей детей зависит применение того или иного типа урока в учебном процессе. Младший школьный возраст требует мобильной формы, частой смены видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока. Старший школьник способен к длительному трудовому усилию и систематической работе на уроках, посвященных упражнениям или сообщению — усвоению новых знаний, поэтому в старших классах практикуют сдвоенные уроки, которые позволяют использовать на школьную лекцию практические, а также семинарские занятия.
Пути совершенствования урока:
— создание свободной, творческой, максимально продуктивной психологической атмосферы в классе, основанной на уважении и доверии к школьникам;
— формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности;
— вооружение учащихся умениями и навыками учиться, формирование учебной деятельности;
— практическая направленность обучения, обеспечивающая овладение прочными умениями и навыками, облегчающими учение и дающими школьникам уверенность в своих силах;
— организация на уроках условий для творческой деятельностикак учащихся, так и учителя.
Четко организованный урок как форма учебных занятий имеет самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение (см. табл. 9). Показатели интеллектуальной активности учащихся на уроке:
— вопросы учеников;
— стремление по собственному побуждению участвовать в деятельности (кто хочет? кто может?);
— активное оперирование приобретенным багажом знаний;
— стремление поделиться информацией;
— эмоционально благополучный фон познавательной деятельности;
— волевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и к концу урока, реакция на звонок;
— свободный выбор познавательной деятельности.
Стиль поведения-учителя на уроке: авторитетность, демократизм, деловитость, энергичность, оптимальность требований, опора на «зону ближайшего развития», педагогический оптимизм, эмоциональная отзывчивость, чувство юмора. Хороший педагог на уроке понимает и учитывает состояние и настроение детей, привлекает дополнительные источники, обучает школьников самостоятельному анализу фактов, явлений, умению делать правильные выводы, побуждает их к активному участию в работе на уроке, взаимодействию и диалогу, поддерживает положительный эмоциональный тонус урока, обеспечивая успех в учении каждому ученику.
Дисциплина — один из сложных вопросов, с которым на уроке сталкивается учитель. Решение его в основном зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся своим предметом, найти верный тон в обращении с учащимися. Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо глубокое знание предмета, четкое и интересное его преподнесение, заинтересованность учащихся в успехах, такая организация урока, когда ученик всегда занят полезной продуманной деятельностью, искренность поведения педагога в классе и его умение отличить детскую непоседливость от дурного намерения недисциплинированного ученика и найти соответствующую меру пресечения. На уроке нельзя быть ни чрезмерно строгим, ни слишком мягким. Часто достаточно только дольше обычного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии. Никогда ни при каких обстоятельствах не следует выражать свое неудовольствие работой ученика или его поведением в обидной для него форме. Обилие замечаний на уроке только ухудшает общий эмоциональный тон и мало способствует дисциплинированию учащихся.