Общее понятие о формах организации целостного педагогического процесса

Формы организации целостного педагогического процес­са— внешнее выражение согласованной деятельности учи­теля и учащихся, воспитателей и воспитанников, осущест­вляемой в определенном порядке и режиме. Они связаны с количеством участников, временем и местом протекания про­цесса, порядком его осуществления, реализуется как единст­во целенаправленной организации содержания, средств и методов.

Поскольку взаимодействие учителя и учащихся осуществ­ляется в виде непосредственного или опосредованного обще­ния, то организационная форма является и определенным по­рядком построения их общения.

Формы организации обучения

В истории образования известны та­кие формы организации обучения: индивидуальное обучение, индивиду-

ально-групповое, лекционно-семинарское, классно-урочная систе­ма, Белл-ланкастерская система взаимного обучения, батавская си­стема, маннгеймская система, дальтон-план, бригадно-лаборатор­ная система, метод проектов. Из всех этих форм для массового обучения оказались самыми пригодными возникшая в XII— XIII вв. в западных университетах лекционно-семинарская система вузовского обучения и школьная классно-урочная си­стема, возникшая в XVI—XVII вв. в школах Украины, Бело­руссии, Чехии и теоретически обоснованная и четко структур­ированная Я.А. Коменским.

К числу организационных форм обучения,используемых в средней школе любого типа, относят: урок, экскурсию, семинар, практикумы, факультативы, домашнюю работу, консультации, формы трудового и производственного обучения. (Это формы ор­ганизации учебного процесса в рамках учебных планов и про­грамм.) Они обогащаются и дополняются формами внекласс­ной учебной работы:предметными кружками, научными обще­ствами, студиями; викторинами, конкурсами, которые позволя­ют совершенствовать знания школьников, расширять их круго­зор.

Функцииформ обучения:

• Обучающе-образовательная — создает оптимальные усло­
вия для передачи знаний, умений, навыков, формирования ми­
ровоззрения учащихся и развития психических процессов.

• Интегрирующе-дифференцирующая — позволяет реали­
зовать взаимодействие, взаимообмен информацией, индивиду­
альный и дифференцированный подход к ученикам.

• Систематизирующая и структурирующая функция — тре­
бует четкого почасового планирования изучаемого материала по
годам, четвертям и отдельным формам организации обучения
(что изучается на уроках, что выносится на домашнюю работу,
экскурсии и т. д.).

• Дополняющая и координирующая — формы организации
дополняют и корректируют друг друга.

В рамках различных форм используется коллективная, фрон­тальная, групповая, парная и индивидуальная (дифференцированная или недифференцированная) работа. Дифференцированной мо­жет быть и коллективная работа групп. Когда одно и то же зада­ние дается всему классу (письменная или лабораторная работа), речь идет о недифференцированной индивидуальной работе фронтального характера. Когда класс в целом или отдельная группа коллективно решает одну проблему, совместно овладева-

общее понятие о формах организации целостного педагогического процесса - student2.ru общее понятие о формах организации целостного педагогического процесса - student2.ru ет какой-либо темой, результат работы зависит от общих уси­лий, то имеется в виду коллективная или групповая работа. При групповой работе учитель ставит перед группой учебную задачу, проводит инструктаж, наблюдает за деятельностью учащихся, проводит ее коррекцию, оказывает помощь, оценивает результа­ты действий группы в целом и отдельных учащихся с помощью консультанта, назначенного из наиболее подготовленных уча­щихся. (Состав группы от 3 до 5 человек.)

Обобщенные признаки коллективной деятельности:

1) осознание цели деятельности как единой и значимой для
каждого участника;

2) разделение функций и обязанностей;

3) установление отношений взаимной ответственности;

4) непосредственное взаимодействие между учащимися, их
совместная согласованная деятельность;

5) осуществление контроля со стороны учителя и взаимокон­
троля самими учащимися.

При индивидуальной работе каждый ученик включается в учеб­ный процесс по заданию и под контролем учителя или по собст­венной инициативе, в меру своих способностей, но все выполня­ют одно и то же задание. Индивидуализированным видом учеб­ной работы является такая работа ученика, когда он выполняет задание по карточке, на индивидуальной доске или в своей тет­ради в соответствии со своими учебными возможностями и осо­бенностями. При парной работе организуется помощь более силь­ного ученика слабому или обязанности распределяются между двумя школьниками на равных. Обеспечивается взаимообуче­ние, процесс передачи, восприятия учебного материала, взаимо­проверка результатов учебной деятельности. «Каждый ученик должен являться в одно и то же время, и учеником и учителем» (Н.К. Крупская). Эти виды организации учебной работы могут комбинироваться: учитель работает индивидуально с одним-двумя учениками, работа класса организована по группам под руководством консультантов и т. п.

Формы оргнизации воспитательной работы

В теории и методике воспитания со­ветского периода, в практике воспи­тательной работы школ, пионерской и комсомольской организаций разра-

батывались и складывались различные формы организации вос­питательной работы. В пионерской организации: линейка, кос­тер, фестивали, походы по местам боевой и трудовой славы, сбо­ры, маевки, митинги, тимуровская работа, деятельность КИДов

(клубов интернациональной дружбы) и др. В комсомольской ор­ганизации: комсомольское собрание, вахты, рейды, акции, де­санты и т. п. В воспитательной работе школ: беседы, собрания, политинформации, вечера, утренники, диспуты, праздники, классные часы и др.

В настоящее время используются такие формы воспитатель­ной работы, классифицированные по количеству участников, как:

• Массовые:тематические вечера, утренники, вечера вопро­
сов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы, фестивали,
турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги,
собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др.

• Групповые:кружки, студии, ансамбли, секции, классные
часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтиче­
ские и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки,
капустники, КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги
общения и др.

• Индивидуальные:поручения, коллекционирование, вне­
классное чтение, физическое совершенствование, компьютер­
ные игры и занятия и др.

Данная классификация, как и любая в педагогике, из-за сложности рассматриваемых явлений достаточно условна. Так, например, конференция отнесена к групповым формам работы, но если она проводится на уровне школы или как межшкольная, она становится массовой, и так происходит со многими формами работы.

Есть и другие классификации: по времени проведения и вре­мени подготовки, по видам деятельности, по результату и др. Например, Е.В. Титова пытается развести понятия: мероприя­тие, дело и игра. Мероприятие — любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, ис­полняют, воспринимают и т. п. Дело — общая работа, важное со­бытие, организуемое и осуществляемое членами коллектива на пользу и радость другим и себе. Игра — воображаемая или реаль­ная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Если разведение понятий «дело» и «мероприятие» в такой трактовке выглядит убедительным, то с игрой обстоит гораздо сложнее, так как любое дело или мероприятие может быть организовано как игра и для тех же целей: отдыха, развлечения, обучения.

Функции форм воспитательной работы:

• Организаторская — отражает определенную логику дей-





общее понятие о формах организации целостного педагогического процесса - student2.ru общее понятие о формах организации целостного педагогического процесса - student2.ru ствий и взаимодействия участников дела, является совокуп­ностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками.

• Регулирующая — та или иная форма определяет харак­
тер отношений между воспитателем и воспитанниками, меж­
ду самими воспитанниками.

• Информативная — сообщение определенной суммы зна­
ний, углубление и уточнение имеющейся информации, орга­
низация опыта жизнедеятельности.

Формы воспитательной работы, как и формы обучения, мо­гут дополнять друг друга, переходить одна в другую.

Включением учеников во все многообразие перечисленных форм решаются следующие задачи,осуществляемые во вне­классной воспитательной работе:

— осуществлять всестороннее воспитание детей;

— способствовать проявлению их общественной и познава­
тельной активности;

— пробуждать и углублять интерес учащихся к различным
областям знаний и видам деятельности;

— выявлять и развивать способности и наклонности детей;

— осуществлять профессиональную ориентацию школь­
ников;

— культурно организовывать досуг.

Принципыорганизации внеклассной воспитательной ра­боты:

1) добровольность и свобода в выборе форм и направлений;

2) разнообразие форм работы;

3) демократичность и открытость всех форм воспитатель­
ной работы;

4) активность, инициативность и самодеятельность воспи­
танников;

5) широкое вовлечение всех учащихся;

6) принцип романтики, игры и интереса.

Выбор формвоспитательной работы и технология их реа­лизации зависитот поставленных целей, содержания работы, возраста участников, степени их воспитанности, проявляе­мых интересов, опыта и мастерства педагога.

Вопросы и задания

1. Как вы поняли, что такое формы организации целостного педаго­
гического процесса?

2. Какие формы организации обучения известны из истории образо­
вания? Найдите их описание и сделайте сообщение на занятии.

3. Перечислите формы организации обучения.

4. Перечислите формы организации воспитательной работы.

5. Каковы функции форм организации обучения и воспитательной
работы?

6. Какие виды организации деятельности учащихся возможны? Дай­
те им краткую характеристику.

Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря,

скука, — это мощный фактор утомительности даже там,

Наши рекомендации