Выбор и формулировка темы исследования
Написанию исследовательской работы предшествует выбор темы и научного руководителя, что имеет исключительно большое значение. Правильно выбрать тему и научного руководителя – значит наполовину обеспечить успешность ее выполнения. Как известно, слово «выбор» предполагает наличие вариантов выбора, но далеко не всегда в данном случае выбирает студент: часто руководитель выбирает его и тему или кто-то выбирает руководителя студенту. Поскольку научный руководитель, как правило, может кардинально изменить название темы, то лучше начинать, если есть возможность выбора, с него, ибо научный руководитель – центральная фигура и главное действующее лицо на пути к успешной защите работы.
Темы курсовых и выпускных квалификационных работ (проектов) определяются преподавателями, а утверждаются предметно-цикловыми комиссиями. Студенту предоставляется право выбора темы исследовательской работы из числа тем, предложенных научными руководителями и согласованными с работодателями. Выбрав одну из предложенных тем, студент подает заявление заместителя директора по научно-методической работе (Приложения 1,2).
Студент имеет право предложить свою тему, обосновав свой выбор и целесообразность исследования. Хорошо, когда выбор темы проистекает из накопленного студентом опыта, практики его работы, близких ему проблем, своих возможностей.
Тема должна быть актуальной и практически значимой. Актуальность избранной темы отражает ее важность, злободневный характер, соответствие задачам науки и практики, решаемым в настоящее время. Практическая значимость темы характеризует ее прикладную ориентацию.
Несколько советов об алгоритме формулирования темы исследования, которые сводятся к тому, что:
- в названии работы следует избегать слов, содержание которых ничего не добавляет к ее существу и не несет никакой информационной нагрузки («некоторые», «определенные», «особые»);
- в названии нежелательно употребление слов, содержащих незавершенность (исследование..., совершенствование.., разработка..., изучение..., некоторые вопросы... и т.п.);
- должны отсутствовать аббревиатуры и другие сокращения, не являющиеся общепринятыми и общедоступными.
В теме исследовательской работы должен отражаться ожидаемый результат и в ее названии нежелательно употреблять слова, указывающие на процесс. В последнем случае границы исследуемого объекта размываются, ибо процесс совершенствования бесконечен, а отсюда возникает опасение, что подобные исследования нельзя завершить.
При определении темы исследования не следует использовать в названии слова «проблемы», «вопросы». Нужно точно указывать, какая именно проблема или какой конкретный вопрос ставится в центр исследования. Не рекомендуются в названиях работ начальные слова «совершенствование». Совершенствование всегда является незавершенным процессом, а работа должна быть завершенным, законченным исследованием. В теме исследования отражается результат или процесс (изучение, обучение, воспитание, развитие, формирование, разработка и др.), объект – конкретно чего (эстетических потребностей, способностей, педагогического процесса, возможностей, …. Туризм и социальное), предмета (детей старшего возраста и др.), средства (посредством чего или как).
Не всегда уместны в названиях темы уточнения «в условиях рыночной экономики», «в условиях перехода к рынку». Они не конкретизируют тему, а вносят элемент неопределенности.
Кроме вышесказанного, формулировка темы должна быть ясной по форме, т.е. не должна содержать неудобочитаемых и заумных фраз со словами и словосочетаниями, известными лишь Вашему научному руководителю. Название работы не должно быть длинным. Здесь нам на помощь приходят несложные приемы разбивки названий с помощью двоеточий и скобок, которые уточняют и конкретизируют основную тему. Пример такого названия может быть следующим: «Факторы, обеспечивающие повышение гибкости (на примере гимнастики)».
Таблица 1
Примеры тем исследования
Тема курсовой работы | Тема ВКР |
Влияние дидактических игр на формирование представлений о пространстве у детей дошкольного возраста | Формирование представлений о пространстве у детей шестого года жизни средствами дидактических игр |
Основы безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста | Формирование основ безопасного поведения в быту у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в режиме дня |
Влияние занятий аэробикой на физическое развитие детей младшего школьного возраста | Оценка перспективности пловцов на основе учета их физического развития и подготовленности |
Особенности развития координационных способностей в единоборствах | Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем |
Физическая подготовленность пловцов в зависимости от их типов конституции | Влияние дополнительных занятий физической культурой на состояние здоровья школьников 7-11 лет |
Творческие работы на уроках литературного чтения | Обучение творческому пересказу учащихся 3 класса на уроках литературного чтения |
Обучение решению простых задач в начальной школе | Прием сравнения как средство формирования умения решать простые задачи на сложение и вычитание в первом классе по программе Л.Г. Петерсон |
Наглядные методы обучения при преподавании естествознания | Развитие зрительной памяти детей 4 класса через наглядные средства обучения на уроках естествознания |
Рыболовный туризм в Республике Башкортостан | Организация рыболовного туризма в северно-восточном районе Республики Башкортостан: возможности и перспективы |
Характеристика потребителей туристского продукта | Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы «Роза ветров» |
Виды экстремального туризма | Чернобыльское сталкерство как вид экстремального туризма |
Роль инклюзивного образования в адаптации детей инвалидов | Социальная работа в центрах планирования семьи |
Технология проектирования в социальной работе | Социальное обслуживание одиноких пожилых людей (в условиях Центра социального обслуживания населения города) |
Семья как фактор формирования поведения ребенка в трудных жизненных ситуациях | Социальная работа с многодетными семьями |
Песенное творчество Великой отечественной войны | Использование песенного творчества Великой отечественной войны в социализации современных подростков |
Развитие музыкального восприятия младших школьников. | Графическое моделирование как средство развития восприятий музыкальных произведений младшими школьниками. |
Планирование работы
План– это каркас, на котором строится вся работа. Он должен быть четким и продуманным, а формулировки его пунктов – емкими, краткими, отражающими основные положения работы. Нельзя давать формулировки публицистического стиля, в виде вопросительных предложений и т.д.
Теоретический анализ отобранной литературы станет основанием для составления плана исследовательской работы. План, оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, библиографического списка и приложений, с указанием страниц озаглавливается «Содержание» и помещается после титульного листа.
После составления план должен быть представлен научному руководителю и утвержден. В ходе написания работы может быть добавлен теоретический и практический материал, в ходе эксперимента появятся новые данные и т.д. В связи с этим план может уточняться и дорабатываться, формулировки меняться, но все это должно быть согласовано с научным руководителем.
Процесс подготовки к написанию и непосредственно написание исследовательской работы условно состоит из следующих шагов:
- выбор темы исследования;
- уточнение названия работы;
- сбор и анализ научной литературы;
- обоснование актуальности темы;
- определение научного аппарата;
- выбор методов исследования;
- формулировка основных теоретических положений для практической части работы (ВКР);
- подготовка материалов для исследования;
- проведение исследования;
- анализ результатов, их обобщение и интерпретация;
- формулировка выводов и практических рекомендаций;
- оформление работы;
- защита работы.