Понятие самовоспитания

Главной целью и результатом воспитательного воздействия на личность является самовоспитание.

Самовоспитание – сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных[19].

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями[20].

В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. То есть, суть самовоспитания – в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. «Подрастающий ребенок принимает воспитательную эстафету у педагога и несет ее далее по дороге собственного совершенствования. Самовоспитание подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника – он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое “Я” превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия»[21].

П.И. Пидкасистый приводит убедительный пример, свидетельствующий о начале процесса самовоспитания. Максим (5,5 лет) поставлен «в угол». Жалобно кричит: «Можно из угла выходить?». Не дождавшись ответа родителей, говорит сам себе: «Нет, нельзя. Зачем девочку бил?». Еще не самовоспитание, но уже его начало[22].

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, ее способности к анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризует зрелость человека, и являются предпосылками организации самовоспитания.

Очевидно, что только хорошо организованное воспитание приводит к самовоспитанию. Можно даже сказать, что первое является показателем качественности второго[23]. Нельзя лишь думать, что педагог оставляет ребенка одного при первых признаках самовоспитания. Воспитание инициирует самовоспитание, культивирует самовоспитание. Эти явления идут рядом, и термины всегда располагаются в одном педагогическом поле.

Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом.

Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества, корректируя при этом свои привычки, взгляды, поступки.

Л.Н. Седова и Н.П. Толстолуцких выделяют в самовоспитании как процессе работы над собой ряд этапов[24].

1. Мотивационный этап – возникновение потребности в работе над собой, понимание значимости прилагаемых усилий.

2. Программный этап – определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию.

3. Поисковый этап – стремление попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.

4. Рефлексивный этап – оценка саморазвития, проектирование новых задач и путей их решения.

Самовоспитание предполагает использование ряда приемов:

– самообязательство – добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества;

– самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь;

– осмысление собственной деятельности и поведения – выявление причин успехов и неудач;

– самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

Необходимо помнить, что субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут быть все участники воспитательного процесса – педагоги, родители, товарищи и т.д. Для педагога задача стимулирования самовоспитания детей должна входить в комплекс задач проводимой им воспитательной работы.

Практика убеждает: чем полнее и лучше включены учащиеся в разнообразную деятельность, чем чаще они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции – тем выше эффективность самовоспитания. Если ученик выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. И, напротив, при неправильной организации деятельности, когда ребенок остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества[25].

Вопросы для самопроверки

1. Предметом изучения каких наук является категория «воспитание»? В чем заключаются особенности рассмотрения воспитания в различных социально-гуманитарных науках?

2. Как трактуется понятие «воспитание» в широком и узком социальном смысле? А в широком и узком педагогическом смысле? В чем Вы видите принципиальные отличия подобных трактовок?

3. Какие точки зрения существуют на соотношение понятий «воспитание» и «социализация»? Какая из них, на Ваш взгляд, является более приемлемой для педагогической науки?

4. Как Вы понимаете тезис В.Д. Щадрикова по проблеме соотношения понятий «воспитание» и «развитие»: «развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание – к тому, чего у него нет, но что дано в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей»?

5. Как Вы думаете, что имела в виду М.Т. Громкова, говоря, что развитие – это выращивание способностей человека путем совершения действий, а воспитание – управление потребностями человека?

6. В чем состоит различие педагогического и психологического подходов на понимание дефиниции «формирование личности»?

7. Охарактеризуйте позиции И.А. Зимней и Р.С. Немова на проблему соотношения обучения и воспитания.

8. Как Вы понимаете понятие «самовоспитание»?

9. Назовите основные этапы и приемы процесса самовоспитания. Охарактеризуйте каждый из них.

10. Как Вы думаете, в каком возрасте проявляются первые элементы самовоспитания?

11. Напишите сочинение-эссе на тему: «Самовоспитание в моей жизни».

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998.

2. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

Дополнительная:

1. Виноградов В.В. История слов / Российская академия наук. Отделение литературы и языка: Научный совет «Русский язык: история и современное состояние». Институт русского языка РАН / Отв. ред. чл.-корр. РАН Н.Ю. Шведова. М.: Толк, 1994.

2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004.

4. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

6. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. М., 1994. Психология образования. Кн. 2.

7. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

8. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

9. Петровский А.В. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М.: Академия, 1996.

10. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990.

11. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

12. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

13. Шамионов Р.М. Социализация личности // Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 29-62.

Наши рекомендации