Глава ii. методологические основы педагогики
Овладение методологическим знанием в педагогике - один из путей формирования педагогической позиции и педагогической направленности мышления будущего педагога.
Существующие сегодня проблемы современной школы, связанные с принятием конкретных решений, - это следствие определенной позиции педагога, обусловленной особенностями его мышления и личностными качествами. Практика показывает, что никто из педагогов и руководителей трудовых и воспитательных коллективов сознательно не становится на позиции формализма, авторитарности, администрирования воспитательно-образовательного процесса, наоборот, все знают о негативных последствиях данных подходов в организации воспитательной работы и "борются" с такими проявлениями. В чем же дело? Каким образом в педагогической деятельности возникают эти явления?
Обозначенные проблемы довольно сложны в своем проявлении, обусловлены многими причинами, рассмотрим одну из них - методологические позиции личности педагога.
Человека всегда характеризует его жизненная и профессиональная позиция, т. е. та система ценностей и ориентаций, которая обусловливает его конкретные суждения и поступки, в целом - стиль его деятельности. Формировать в себе педагога - это значит познать себя, свою жизненную позицию и соотнести ее с требованиями, которые предъявляет педагогическая деятельность.
Главное в работе учителя - рациональная и эффективная организация деятельности школьников, направленная на развитие их индивидуальности, что требует от педагога не ситуативного, а разумного, научно обоснованного подхода. Однако и сегодня еще для многих школ характерен, так называемый, "мероприятийный" подход, ориентацией которого является не решение задач развития личности, а планирование и проведение различных воспитательных мероприятий.
Известно, человек мыслит теми понятиями и категориями, которые он усвоил в жизни. Знания и опыт, приобретаемые им, всегда воспринимаются и оцениваются под определенным углом зрения, зависят от его отношения к жизни и миру, социальных ориентаций, - того, что дает нам гуманитарное образование (философия, социология, культурология, психология и др.). Однако знание философских законов и категорий еще не означает, что они стали жизненной ориентацией личности, которая умеет руководствоваться ими в решении конкретных задач.
Методологическое знание в педагогике - это определенная позиция личности, определенный "угол зрения", "видения" и оценки педагогических проблем, ее ориентиры в деятельности. Недооценка значения методологического знания впоследствии приводит к тому, что деятельность (и "теоретика", и "практика") теряет свою четкость, последовательность, систематичность и приобретает, скорее всего, ситуативный характер. Трудно не согласиться с мнением выдающегося русского педагога и психолога
П.П. БЛОНСКОГО, который писал еще в 20-ые годы: "... долго мы еще будем спорить о самых легких вопросах только потому, что не желаем или не можем вызвать наружу ту основную идею, на которую каждый из нас бессознательно опирается в своем споре" (8, с. 15).
Содержание данной темы ставит своей целью помочь Вам, будущим педагогам, сформировать методологическую позицию в решении задач развития, воспитания и обучения личности.
Познавательные задачи:
1. Разобраться в том, что такое "методологическое знание" в педагогике, "увидеть" возможности его применения на практике.
2. Выявить возможности применения диалектического подхода в анализе и решении педагогических проблем.
3. Осмыслить существующие в практике учебно-воспитательной работы известные варианты методологических позиций и соответствующие им стили педагогической деятельности (попытаемся выявить "источники" формализма, авторитарности, административного подхода в учебно-воспитательной работе).
II.1. Методология педагогики:
Определение, уровни, функции и задачи исследования
В переводе с греческого языка слово " методология" означает "учение о методе" ("методо" - метод, "логос" - слово, учение).
________________________________
Усвоение понятий
Большая советская энциклопедия:
1. Учение о методе научного познания.
2. Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке (11, с. 164-165).
Энциклопедический словарь:
Учение о принципах построения, формах и способах научного познания (137, с.795).
Ю.К. БАБАНСКИЙ, 1983: "Методология педагогики - это исходящая из всеобщей методологии система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методов их исследования, а также о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания и обучения" (Цит. по 112).
М.И. КОНДАКОВ, 1985: "Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности... включает: систему знаний, которая исполняет роль руководящих принципов познания педагогической действительности; учение о методах познания педагогической действительности" (Цит. по 29).
Итак, методология любой науки изучает знания, способы их получения и внедрения в практику, т.е. это знание о нашем знании (что мы знаем и чего пока еще не знаем о данном явлении, что нам необходимо узнать, какие задачи следует решить, чтобы процесс нашего познания о конкретном явлении или процессе был более полным), это знание о познании изучаемых нами процессов и явлений.
Методология педагогики - это еще не есть теория и методика воспитания и обучения. Овладение методологическим знанием - это подготовка квосприятию педагогической теории и практики. Это размышление о том, что такое педагогическое знание, в чем его отличие от знаний, например, спецдисциплин; при каких условиях его изучение становится фактором профессионально-педагогического становления личности будущего учителя. Это размышление о том, как с помощью педагогической теории (совокупности знаний о процессах развития, воспитания, образования и обучения личности) познаются педагогические факты и явления, становится возможным самоанализ педагогической деятельности и личностных качеств, нахождения собственных ошибок и возможностей для самосовершенствования. Это размышление о том, как педагогическое знание включается в практический опыт личности учителя, активизирует его творческое начало.
Педагогическая деятельность по своей природе – всегда творческий процесс, ведь в каждый момент своей деятельности учитель сталкивается с новыми ситуациями, возникает необходимость решения постоянно возникающих задач развития личности школьника. Однако, как показывает практика, не каждый учитель при этом проявляет творческое начало, возможна его ориентация на уже известные формы, методы и методики. И проблема совершенствования воспитательно-образовательного процесса также не может быть решена только одним желанием "работать творчески". Методологическое знание обладает возможностью показать исходные положения (установки, принципы, понятия и т.д.), которые обусловливают проявление разных форм педагогической деятельности, объяснить причины ошибок и достижений.
Методологическое знание в педагогике рассматривается на трех уровнях.
На первом уровне выявляются общие (исходные) положения философских теорий, значимые для исследования и построения процессов развития, воспитания, образования и обучения личности; исследуются особенности законов и категорий философских течений (направлений), значимых для анализа и построения педагогических процессов и явлений. Философия существует как самостоятельная наука, но находит свое выражение в идеологии общества, методологических позициях личности. Под влиянием философских учений вырабатываются соответствующие им педагогические идеи и теории (например, марксистская педагогика, педагогика прагматизма, экзистенциализма, неотомизма, бихевиоризма, Вальдорфская педагогика и др.). Каждое из педагогических направлений выстраивает свою концепцию образования, исходя из представлений о том, что такое личность и что обусловливает процесс ее развития. В последующих частях нашего пособия эти вопросы будут рассмотрены подробно.
На втором уровне ведется изучение ведущих философских и психологических идей, значимых для исследования конкретных педагогических проблем теории и практики обучения и воспитания. Если философские категории носят обобщающий характер, выражают связи, присущие всякому явлению и процессу, то они, естественно, находят свое конкретное воплощение и в педагогической деятельности, они определяют исходные положения, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни. Так, каждая проблема в педагогике имеет свою методологическую основу, например:
- проблема цели воспитания может быть решена только в том случае, когда мы решим для себя на философском уровне проблемы "Человек-личность", "Цель и смысл жизни человека";
- размышлять об управлении развитием личности не представляется возможным, если нами не решен вопрос об источниках и движущих силах этого процесса;
- изучение вопроса о факторах развития личности невозможно, если не решена проблема биологического и социального в человеке;
- реализация принципа воспитания личности в коллективе невозможна, если педагог не разобрался в вопросе соотношения коллективного и индивидуального в человеке;
- эстетическое воспитание личности (его задачи и содержание) обусловлено тем, что вкладывается в понятия "эстетическое сознание", "эстетические вкусы", "эстетические чувства" и т.п.;
- задачи и содержание нравственного воспитания определяются тем, как решен вопрос о нравственном идеале, нормах и принципах человеческой деятельности и др.
В изучении каждой темы нашего курса Вам будут представлены исходные методологические положения различных философских течений.
На третьем уровне разрабатываются вопросы познания педагогических явлений и процессов: выдвижение проблемы, формулирование гипотез, целей и задач педагогического исследования, организация методики и процедуры методов исследования.
Можно выделить следующие ФУНКЦИИ методологического знания в педагогике (15;65;85;90;112 и др.), овладение которыми проявляется в личностных характеристиках педагога:
Ø мировоззренческая - проявляется в конкретной позиции личности, обусловливающей анализ и оценку педагогических процессов, принятие конкретных решений;
Ø познавательная - предполагает организацию процесса познания педагогических явлений и процессов;
Ø преобразующая - определяет способы, изучает "механизмы" воздействия педагогической теории (знании о процессах развития, воспитания и обучения) на педагогическую практику в целях ее совершенствования;
Ø рефлексивная - проявляется как самопознание педагогом своих возможностей в соответствии с требованиями профессиональной деятельности к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам.
Следует отметить, что не все функции методологии разработаны и реализуются в равной мере. Так, преобразующая функция до сих пор носит декларативный характер. Однако овладение этими функциями в процессе изучения педагогической теории является необходимым. В них отражаются важные компоненты педагогической деятельности, - то без чего эта деятельность не может состояться. Педагог не только, например, дает урок или проводит беседу со школьниками, т.е. осуществляет внешнее влияние на личность, воздействуя (или взаимодействуя), он обусловливает развитие личности ребенка, помогает его движению от незнания к знанию, от не- умений к умениям, от знаний и умений менее совершенных к знаниям и умениям более совершенным, сохраняя и формируя при этом жизненную позицию личности, которая всегда индивидуальна.
Смысл педагогического воздействия (взаимодействия) - в содействии развитию личности ребенка. Преобразующую функцию можно назвать главной, так как без нее нет ни воспитания, ни обучения, но для ее полноценного осуществления важны и другие функции. Так, прежде чем организовывать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен составить представление и о личности, и о процессе ее развития, и о процессах воспитания и обучения, познать закономерности и принципы педагогической деятельности (познавательная функция).
Организация воспитательно-образовательного процесса всегда требует умения обосновать целесообразность своих профессиональных действий (Какие задачи решает урок? Почему в содержание урока включены данные факты, понятия, законы, теории?) помогает ответить на эти и многие другие вопросы овладение мировоззренческой функцией.
Любая профессия - это всегда конкретный образ жизни, с присущими только ей нормами, традициями, стереотипами в мыслях и поступках. И личность учителя с ее сильными и слабыми сторонами, ее жизненными ценностями, нормами и принципами выступает своеобразным "фильтром", который из нормативного знания о педагогическом процессе (например, принципы воспитания и обучения, требования к уроку и т.п.) в практическую деятельность каждого учителя "пропускает" только то, что соответствует его личностным особенностям. И довольно часто знание о том, какдолжно быть, оказывается формально усвоенным знанием. Овладение рефлексивной функцией в изучении педагогического знания, на наш взгляд, может приблизить чужой опыт, идеи, знания о развитии, воспитании и обучении ребенка к реальным условиям педагогической практики. Рефлексивная функция проявляется в умении педагога анализировать особенности своей личности, выявлять их соответствие и несоответствие требованиям воспитательно-образовательного процесса, изменять себя, формировать в себе профессионально-необходимые качества. Рефлексивную функцию, т.е. самоанализ, Вы должны осуществлять самостоятельно. В последующих частях нашего пособия мы предполагает ввести так называемый "Блок самопознания", где Вам будут предложены тесты и вопросы, позволяющие проанализировать и оценить Вашу готовность к выполнению педагогической деятельности.
Самоанализ - это обязательное условие изучения педагогической теории, только в этом случае педагогическое знание "включается" в жизненный опыт личности, обогащает его, формирует ее мотивацию.
Следует отметить, что в пособии представлены материалы, усвоение которых, как мы надеемся, должно помочь формированию и мировоззренческой, и познавательной функций. Преобразующая функция в полной мере может быть сформирована только в процессе практической деятельности. В нашем пособии мы сможем лишь познакомить Вас с характеристикой форм, методов и приемов воспитания и обучения, раскрыть сущностные характеристики данных процессов.
II. 2. Особенности процесса познания педагогических явлений