Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма

Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эта­лоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера, к которой следует стремиться начинающему педагогу. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обу­словлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Такой портрет педагога-мастера создавался в разные исторические эпохи и обязательно учитывал нравственные (моральные) эталоны его профессио­нальной деятельности. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставни­ком, вдохновителем, другом [29].

Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегко­му труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Аксиома 1.Учитель должен уметь любить детей. Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.

Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «пер­спективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу.

Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспита­тельной дубинкой. Постоянные запреты типа «нельзя» либо делают воспи­танника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоре­чия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становит­ся через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необхо­димо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступ­ков и внешних качеств.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Нужно ли любить ученика или достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога? Какова Ваша точка зрения? (при затруднении в ответе см. статью Ражникова В.Г. [85]).

Способы выражения любви к ребенку: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.

Визуальный (контакт глаз) - предполагает умение педагога смотреть пря­мо в глаза воспитаннику, когда он общается с учеником. Любящий взгляд стимулирует и окрыляет ребенка, воодушевляет и эмоционально поддержи-

вает его в трудных начинаниях. Ласковый взгляд снижает уровень тревожно­сти, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.

Кинестетический (физический контакт) - выражение любви к воспитан­нику с помощью ласкового прикосновения (к руке, можно обнять за плечи, погладить по голове и т. д.) в зависимости от ситуации, возраста, индивиду­альных особенностей ученика. Не следует использовать вульгарные и пани­братские формы воздействия.

Психологический - проявляется в пристальном внимании к воспитаннику. Терпеливое выслушивание просьб ученика, полное сосредоточение на про­блемах воспитанника во время общения с ним. Умение педагога вовремя прореагировать на душевный дискомфорт ученика.

Педагогический - любовь проявляется в умении педагога оценить по дос­тоинству действия воспитанника, в умении радоваться искренне вместе с ре­бенком его успехам и огорчаться в случае неудач. Настоящая любовь к уче­нику строга и требовательна.

Аксиома 2.Учитель должен относиться к детям с уважением.

Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребен­ка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетель­ство его превосходства над окружающими».

Аксиома 3.Ученик - имеет право на незнание.

Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неод­нократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское не­знание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не бо­лее, чем среди взрослых».

Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обще­стве, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и тре­бовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше по­ступить. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

Аксиома 4.Злой учитель - непрофессионал.

Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полно­стью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают пси­хозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Будущему педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вы­рабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общест­венной морали. О сдерживании эмоций в человеческом общении писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно, без шипов злоречья все-все, что причиняет вам доса­ду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном».

В.Г. Короленко заметил остроумно: «За собой следи, чтобы не раздра­жаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Дайте определение сущности нравственного сознания педагога. Какую роль играет нравственность учителя в педагогической деятельности?

2. Назовите и кратко охарактеризуйте элементы структуры нравственного сознания педагога.

3. Раскройте суть таких понятий, как «любовь к детям», «уважение к личности ученика», «профессиональная ответственность за жизнь и здоровье ребенка».

4. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к ро­дителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка?

5. Какого человека можно назвать «человеком чести»?

6. В чем состоит искусство «жить достойно»?

7. Что разделяет чувство личного достоинства и высокомерие?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте сообщение по теме: «Педагоги-гуманисты об уважитель­ном отношении к личности ребенка» (при подготовке используйте статью: Ризз Г.И., Я. Корчак: ребенка надо уважать // Педагогика. 1996. № 4. С. 69-72; Корчак Я. Как любить детей. М.- Воронеж, 1999. Гл.: Право детей на уважение. С. 156-158.

2. Подготовьте сообщение на тему: «Формирование культуры чувств и школьной среде» (при подготовке используйте методические рекомендации: Шемшурина А. Этическая грамматика в 7 классе (О культуре чувств) // Вос­питание школьников. 1995. № 6. С. 21-23).

3. Подготовьте сообщение на тему: «Дидактогения: причины и ее воз­можные последствия для ребенка» (при подготовке используйте: Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988. Гл.: Различные дидактогении у детей и подростков. С. 150-168).

4.* Представьте, что вы являетесь членом законодательного органа, со­зданного волей педагогического сообщества (учителей, учеников, родите­лей). Создайте свою версию нормативного акта: «Эталоны и аксиомы нрав­ственного профессионализма учителя».

ЛИТЕРАТУРА

7,12, 26, 27, 29, 30,31,54, 58,70,98, 99,109,115.

Наши рекомендации