Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма
Каждый педагог стремится стать профессионалом. Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера, к которой следует стремиться начинающему педагогу. Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему. Такой портрет педагога-мастера создавался в разные исторические эпохи и обязательно учитывал нравственные (моральные) эталоны его профессиональной деятельности. Современный преподаватель, несомненно, должен быть профессионалом, мастером, интеллектуалом, психологом, социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом [29].
Эталоны и аксиомы педагогического профессионализма - это то, что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Аксиома 1.Учитель должен уметь любить детей. Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.
Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу.
Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой. Постоянные запреты типа «нельзя» либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Нужно ли любить ученика или достаточно добросовестно относиться к своим обязанностям педагога? Какова Ваша точка зрения? (при затруднении в ответе см. статью Ражникова В.Г. [85]).
Способы выражения любви к ребенку: визуальный, кинестетический, психологический, педагогический.
Визуальный (контакт глаз) - предполагает умение педагога смотреть прямо в глаза воспитаннику, когда он общается с учеником. Любящий взгляд стимулирует и окрыляет ребенка, воодушевляет и эмоционально поддержи-
вает его в трудных начинаниях. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.
Кинестетический (физический контакт) - выражение любви к воспитаннику с помощью ласкового прикосновения (к руке, можно обнять за плечи, погладить по голове и т. д.) в зависимости от ситуации, возраста, индивидуальных особенностей ученика. Не следует использовать вульгарные и панибратские формы воздействия.
Психологический - проявляется в пристальном внимании к воспитаннику. Терпеливое выслушивание просьб ученика, полное сосредоточение на проблемах воспитанника во время общения с ним. Умение педагога вовремя прореагировать на душевный дискомфорт ученика.
Педагогический - любовь проявляется в умении педагога оценить по достоинству действия воспитанника, в умении радоваться искренне вместе с ребенком его успехам и огорчаться в случае неудач. Настоящая любовь к ученику строга и требовательна.
Аксиома 2.Учитель должен относиться к детям с уважением.
Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».
Аксиома 3.Ученик - имеет право на незнание.
Часто неуважительная, авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых».
Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить. Ученик имеет право не знать, но он будет стремиться к познанию при правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.
Аксиома 4.Злой учитель - непрофессионал.
Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Будущему педагогу необходимо научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной морали. О сдерживании эмоций в человеческом общении писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно, без шипов злоречья все-все, что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном».
В.Г. Короленко заметил остроумно: «За собой следи, чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Дайте определение сущности нравственного сознания педагога. Какую роль играет нравственность учителя в педагогической деятельности?
2. Назовите и кратко охарактеризуйте элементы структуры нравственного сознания педагога.
3. Раскройте суть таких понятий, как «любовь к детям», «уважение к личности ученика», «профессиональная ответственность за жизнь и здоровье ребенка».
4. Какие эталоны и аксиомы нравственного профессионализма должен соблюдать педагог? Имеют ли данные аксиомы какое-либо отношение к родителю, как педагогу, воспитывающему собственного ребенка?
5. Какого человека можно назвать «человеком чести»?
6. В чем состоит искусство «жить достойно»?
7. Что разделяет чувство личного достоинства и высокомерие?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Подготовьте сообщение по теме: «Педагоги-гуманисты об уважительном отношении к личности ребенка» (при подготовке используйте статью: Ризз Г.И., Я. Корчак: ребенка надо уважать // Педагогика. 1996. № 4. С. 69-72; Корчак Я. Как любить детей. М.- Воронеж, 1999. Гл.: Право детей на уважение. С. 156-158.
2. Подготовьте сообщение на тему: «Формирование культуры чувств и школьной среде» (при подготовке используйте методические рекомендации: Шемшурина А. Этическая грамматика в 7 классе (О культуре чувств) // Воспитание школьников. 1995. № 6. С. 21-23).
3. Подготовьте сообщение на тему: «Дидактогения: причины и ее возможные последствия для ребенка» (при подготовке используйте: Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988. Гл.: Различные дидактогении у детей и подростков. С. 150-168).
4.* Представьте, что вы являетесь членом законодательного органа, созданного волей педагогического сообщества (учителей, учеников, родителей). Создайте свою версию нормативного акта: «Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма учителя».
ЛИТЕРАТУРА
7,12, 26, 27, 29, 30,31,54, 58,70,98, 99,109,115.