Проблема основы нравственного здоровья человека. (Что является основой нравственного здоровья человека?)

Текст 13

(1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка (её зовут в народе «мга») затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)«Мга» то сгущалась, то бледнела. (6)Тогда сквозь неё проступали, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, увядшие пажити и полосы изумрудных озимей.

(7)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (8)Вода булькала, позванивала, журчала. (9)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (10)Это курлыкали журавли.

(11)Я поднял голову. (12)Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. (13)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к тёплой стране с элегическим именем Таврида.

(14)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.

(15)За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (16)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.

(17)Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».

(18)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (19)Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(20)Птицы прощались со Средней Россией, с её болотами и чащами. (21)Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.

(22)Да что говорить! (23)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.

(К.Г. Паустовский)

Возможные проблемы:

Проблема любви к родине.

Проблема восприятия красоты родной природы.

Проблема влияния красоты природы на внутренний мир человека.

Текст 14

(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (6)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

(11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(12)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

(По Д. Гранину)

Возможные проблемы:

Проблема роли литературы в жизни общества.

Проблема влияния литературы на человека.

Проблема нравственной ответственности русских писателей.

Текст 15

(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?

(2)Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. (3)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4)Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6)Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9)В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11)Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…

(12)Хороший читатель – соавтор писателя. (13)Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14)А ведь ради этого и работает писатель. (15)Чтобы научить видеть.

(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступна ли она любому человеку?..

(18)Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19)Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20)Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21)Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22)Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23)И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

(Е. Богат)

Возможные проблемы:

Наши рекомендации