Основные направления подготовительной работы к предшкольному образованию
Основные положение организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет
План:
1. Предшкольное образование, как инновационное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Цель и задачи предшкольного образования
3. Основные направления подготовительной работы к предшкольному образованию
4. Опыт предшкольного образования детей 5-7 лет
5. Формы и модели организации предшкольной подготовки детей
5.1.Предшкольная подготовка на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования
5.2.Предшкольная подготовка на базе ДОУ и СОШ
5.3.Предшкольная подготовка на базе дополнительного образования
5.4.Предшкольная подготовка в условиях семьи
5.5.Основные модели предшкольной подготовки детей в Оренбурге и Оренбургской области
6. Особенности предшкольной подготовки детей в ДОУ и школах
7. Программы предшкольной продготовки детей
7.1.Программы для подготовки детей, постоянно посещающих детский сад
7.2.Программы для групп обучающихся в школе
7.3.Программы для домашней подготовки с родителями, воспитателями-гувернерами
8. Технологии предшкольного образованиядетей 5-7 лет
9. Требования к организации режима дня и учебных занятий
10. Подготовка специалистов для предшкол
11. Результаты предшкольного образования детей 5-7 лет
Предшкольное образование, как инновационное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
Появление новой ступени системы общего образования - предшкольного образования, обеспечивающей равные стартовые возможности для детей 5-7 лет предусмотрено в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы». (Концепция Федеральной программы развития образования на 2006-2010 г.г. от 03.09.2005 № 1340-р).
Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).
Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста.
Цель и задачи предшкольного образования
Цель данной инновации: обеспечение максимального охвата (до 90 %) программами предшкольного обучения детей 5 – 6 лет, в первую очередь детей из малообеспеченных семей путем дальнейшего открытия в районе групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений всех видов; обеспечение единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; сохранение психического, физического здоровья детей; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.
Задачи дошкольного возраста заключаются не только и не столько в том, чтобы подготовить ребенка к школе, а, прежде всего, в том, чтобы сформировать важнейшие человеческие качества и способности. Такие, как творчество, воображение, произвольность, гуманное отношение к другим людям и так далее. Все это гораздо ценнее, чем знание букв, цифр и другой учебной информации. Поэтому не надо торопить ребенка усвоить эти знания, а нудно помочь ему полноценно, то есть весело, интересно, активно прожить дошкольные годы.
Основные направления подготовительной работы к предшкольному образованию
По поводу предшкольного образования развернулись широкие дискуссии в которых участвовали ведущие специалисты педагоги, психологи, физиологи, социологи и представители органов управления образованием, занимающиеся проблемой дошкольного образования, в том числе.
Введение предшкольного образования искусственно делит целостный период развития ребенка от рождения до 7 лет. Большинством педагогов и родителей понимается как обязательное целенаправленное обучение детей письму, чтению, математике, то есть школьным предметам. Результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, к тому же возводя барьеры для гармоничного включения детей в школьную жизнь.
Перевод детей 5-6 лет в условия обучения требует серьезной специальной подготовительной работы в следующих направлениях:
¾ сохранение за детьми 5-6 лет возможности обучаться и воспитываться в детском саду;
¾ организация подготовительных групп как при детских садах, так и при школах для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
¾ внедрение единой базисной программы обучения, воспитания и развития детей 5-6 лет для дошкольных образовательных учреждений и школ, предусматривающей наряду с обучением грамоте в значительной степени игру, изобразительную и музыкальную деятельность, двигательную активность, что способствует, прежде всего, общему развитию ребенка, в том числе эмоциональной сферы, сохраняет у детей здоровье, интерес к дальнейшему обучению в школе;
¾ использование в работе с детьми 5-6 лет методик дошкольного типа, независимо от того, где эта работа будет проводиться – в детском саду или в школе;
¾ создание в школе необходимых материальных условий для обучения, отдыха (сна), игры (помещения, мебель, игрушки) и благоприятного режима полного дня для нуждающихся в этом детей (с прогулкой, питанием, дневным сном, развлечениями);
¾ подготовка воспитателей и учителей к работе с детьми 5-6 лет по единой программе и технологиям, направленным на развитие основных психических функций (мышления, произвольной памяти, воображения), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.