Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста
Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.
Педагогика – наука о воспитании человека. Предмет педагогики: воспитательная деятельность осуществляемая в учебных заведениях. Функции – описательная (изучение, обобщение и описание практического опыта вопит и обучен), объяснительная (выявл закономерн, принципов, правил обуч и воспит), прогностическая (предвиленье дальнейш развит пед теории), преобразовательная (разработка новых технологий, методов, приемов, форм, средств, систем обучения и воспитания), оценочная ( экспертиза результатов исследований и их внедрение в школьную практику). Категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Воспитание (в узком смысле) – целенаправленный и организованный процесс формирования личности, профессиональная деятельность педагога. Воспитание (В широком смысле) – передача накопленного опыта от старшего поколений к младшим. Обучение – это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Образование - это процесс и результат передачи и присвоения человеком системы ЗУН, опыта творческой деятельности, отношений. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и современной жизни.
личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.
Система педагогических наук.Фундамент педагогики – философия образования (разрабатывает методологию пед науки). История педагогики (исследует история педагогических учений и развитие воспитания как общественного явления.)
Общая педагогика (общие закономерности воспитания. Разделы: 1)дидактика 2)теория воспитания) Возрастная педагогика (закономерности воспитания, образован, обучения. Разделы: (дошкольная, школьная)).Социальная педагогика(воспитание человека в среде проживания).Специальная (восп, образ, обучен у людей с отклонениями) Профессиональная (вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий) Сравнительная (анализ воспитания, образ, обучен в разных странах).
Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.
Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Личность - социальные свойства и качества чел, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деятельности и общения. Человек – биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду. Индивид – отдельный человек, единичный представитель чел рода. Индивидуальность – конкретн чел с присущими только ему биолог и личностн свойствами) Стадии социализации- адаптация, индивидуализация, интеграция. Развитие личности – взаимосвязн процесс количеств и качеств изменений. Развитие - физическое (измен веса, роста, силы), физиологическое (измен функций организма), психическое (усложнение психич процессов и психич образований человека), социальное (вхождение чел в общественные отношения), духовное (осмысление жизненного предназначения). Факторы развития личности – внутренние (наследственность (врожденные и унаследов от родит особенности и свойства чел)) внешние (среда (окружающая действительность)). Одна из важнейший задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе. Выготский выделяет 2 уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития»; 2) «зона ближайшего развития» Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».
Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
Педагогическая периодизация:
1 Младенчество (1год); 2 Предошкольный возраст (1-3года); 4 Дошкольный возраст (3-6лет). Младший школьный возраст (6-10лет); 5 Средний школьный возраст (10-15лет); 6 Старший школьный возраст (15-18лет)
Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Младший школьный возраст (6-10лет) Ведущая деятельность -учение, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения с окружающими. Познавательная деятельность преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. С живым любопытством воспринимает окружающую жизнь. Внимание непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Весь процесс обучения и воспитания подчинен воспитанию культуры внимания. Развивается мотивация учения, чувство ответственности за успех учебной деятельности. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Средний школьный возраст (10-15лет). Переходный от детства к юности, характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего возраста. Интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Мышление в этом возрасте становиться более систематизированным, последовательным, зрелым. Оно приобретает новую черту – критичность. Этот возраст наиболее благоприятный для творческого мышления. В речи подростка заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Одна из самых серьезных проблем среднего возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные. Старший школьный возраст (15-18лет) Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Чувство взрослости становиться глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе.