Анализ проведения методики П. Торренса
Методика направлена на изучение творческого мышления и воображения младших школьников. В ней рассматриваются такие факторы как оригинальность, гибкость, разработанность, беглость
Полученные данные соотносились с данными по Т- шкале, учитывалось возрастное разграничение и на основе этого определялись уровни развития творческого воображения: высокий, средний, низкий.
Критерии | Высокий уровень: | Средний уровень | Низкий уровень |
Беглость | 9-10 | 8-9 | 8-0 |
Гибкость | 6,5-7,5 | 5,5-6,5 | 5-0 |
Оригинальность | 9-10,3 | 8-9 | 7-0 |
разработанность | 14-22 | 12-16 | 11-0 |
Таблица 8 |
Уровни развития основных показателей |
Результаты проведенной методики: 4 «А» - 40 % высокий уровень,
40 % средний уровень, 20% низкий уровень.
4 «Б» - 20 % высокий уровень, 60% средний уровень, 20% низкий уровень.
На основе полученных данных были построены диаграммы уровня развития творческого воображения в двух группах (приложение 3).
2.3 Развитие творческого воображения младших школьников в процессе изобразительной деятельности и его анализ
Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать программу по повышению уровня творческого воображения.
С целью повышения творческих способностей учащихся младшего школьного возраста был проведен ряд занятий, которые включают упражнения, игры, этюды, задания на конструирование.
При составлении программы мы опирались на разработки Л. Ю. Субботиной, Ю. Г. Тамберга, А. Я. Цукарь, Фанталова А. Н.
В качестве средства, повышающего уровень творческой деятельности, была выбрана такая форма работы, как изобразительные упражнения и задания. В разработке цели и задач данной программы мы исходили из общих целей и задач нашей работы, которые направлены на формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений управлять процессом творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Формирующий эксперимент проводился с группой детей экспериментального класса. Мы сочли целесообразным проведение групповых занятий 3 раза в неделю, с учетом возрастных особенностей младших школьников, продолжительность каждого занятия составляла 40 минут.
Занятия по реализации программы в своей в структуре представляли 3 аспекта:
Вводная часть (игры, упражнения, предназначенные для преодоления скованности детей, для подготовки к творческой работе).
Основная часть (в нее включена изобразительная, творческая деятельность).
Заключительная часть (спокойная объединяющая концовка занятий, подведение итогов работы).
Также была определена общая продолжительность занятий повышения уровня творческой деятельности- 12 занятий, которые проводились в апреле 2012 года.
Подготовку детей к творчеству надо начинать с простейшего - начальные задания направлены на развитие внимания, памяти, воображения и т. д. Дальнейшие задания способствуют развитию способности замечать сходство в несхожих образах. Воображение здесь необходимо для создания выразительного образа. Но на протяжении всех занятий необходимо, чтобы перед ребенком постоянно вставали творческие задачи: сначала з.темешарныг. затем — более сложные.
Занятие 1. «Изображение и реальность».
Игра : «Пифагор». Собирание фигур животных.
Зарисовка понравившихся животных.
Занятие 2. «Изображение и фантазия».
Игра «Фантастическое объединение».
Упражнение «Собери образ».
4. Изображение фантастического существа (с использованием стимульных материалов).
Занятие 3. «Украшение и реальность».
Игра «Найди насекомых». Знакомство с природными формами, украшение их геометрическими орнаментами (выкладывание узора).
Игра: «Увеличение - уменьшение». Изменение Форм, размеров насекомых, выведение следствий.
Изображение жука и бабочки в собственном, фантазийном варианте.
Занятие 4. «Украшение и фантазия».
Игра: «Выложи узор»
Упражнение «Стилизация природных форм» (знакомство со способами стилизации).
Изображение собственного узора на основе реального объекта.
Занятие 5. «Украшение и фантазия».
Игра «Поможем художнику».
Неоконченный рисунок - дорисовывание по фрагментам ваз , чашек.
Украшение ваз разной формы.
Занятие 6. «Постройка и реальность».
Игра «Собери фигуру».
Рассматривание иллюстраций Васнецова, определение способов украшения зданий художником. Составление рассказа по картине или описание четверостишием.
Изображение реальных построек.
Занятие 7. «Постройка и фантазия».
Игра «Дом моей мечты».
Дорисовывание фрагментов до формы построек.
Упражнение в конструировании макетов из объемных заготовок. Рисование сказочного домика.
Занятие 8. «Символика образов».
Разгадывание пиктограмм.
Упражнение «Нарисуй слово».
Рисование собственной эмблемы.
Занятие 9. «Образ сказочных персонажей».
Упражнение по определению образов: мягкий и жесткий, контраст и ньюанс, эмоционально-смысловое значение цветов.
Словесное описание по картинам Васнецова, Билибина.
Упражнение «Волшебники».
Изобразить собственного сказочного героя, используя прием добавления фантастических свойств.
Придумать небольшой рассказ о своем персонаже.
Занятие 10. «Образ сказочных персонажей».
Игра «Космические пришельцы».
«Неоконченный рисунок».
Рисование инопланетян и их планеты.
. Занятие 11. «В сказочном подводном царстве».
Упражнение «Дорисовывание фигур».
«Оживление» героев картин И. Билибина. Придумывание собственного сюжета.
5. Игра «Фантастическое объединение»
6. Составление собственного сюжета собственного сюжета.
Занятие 12. «В сказочном подводном царстве».
1. Упражнение «вливание цвет в цвет».
2. Упражнение «растяжение цвета».
«Ассоциации».
Завершение рисунка «Сказочное подводное царство».
Подробное описание одного занятия находится в приложении 5.
Для развития творческих способностей учащихся младшего школьного возраста необходимы соответствующие условия:
-социально-эмоциональные, т. е. Создание взрослыми у ребят чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат официальной оценки взрослых;
-психологические, сущность которых заключается в том, что у ребят формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослых его творческих заданий;
-творческие создаются путем создания специальных условий, стимулирующих к творчеству.
В научной литературе, в описаниях успешной практики, называются следующие условия, способствующие развитию творческого воображения: -богатство образных рядов при восприятии мира;
-многогранность восприятия вещей и предметов;
-развитие речи; свободное время;
-экспериментирование;
-комфорт и безопасность;
-работа интеллектуальных способностей;
-предоставление возможности активно задавать вопросы;
-постоянное упражнение воображения.
Результата можно добиться при работе с коллективом детей, занимающихся в небольших группах, что позволяет им в свою очередь получить необходимую поддержку своим потенциальным способностям.
После апробирования на практике программы развития творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста с целью формирования и развития у детей умения управлять ею, нами был проведен срез, связанный с проверкой достоверности выдвинутой нами гипотезы.
№ п/п | Уровни | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Высокий | 40% | 20% | |
Средний | 40% | 60% | |
Низкий | 20% | 20% |
Для выявления результатов, полученных в ходе проведения формирующего эксперимента, мы использовали тест (см. гл.2 п.1) Проанализировав данные по этой методике, мы распределили учащихся по уровням проявления творческой деятельности: с высоким, средним и низким.
Результаты исследования Таблица 9 |
Были получены следующие результаты:
Сопоставив результаты констатирующего и формирующего экспериментов, мы пришли к заключению, что в экспериментальной группе высокий уровень проявления творческого воображения повысился с 20% до 50 %, средний уровень понизился с 60% до 40%, низкий уровень понизился с 20% до 10%.
В контрольной группе высокий уровень понизился до 30%, средний уровень до 50%, низкий уровень до 20% (приложение 6).
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов.
Таблица 10
|
Анализ результатов показал, что после проведения нашей программы, направленной на развитие воображения, уровень творческого воображения повысился в экспериментальном классе, а в контрольном остался почти прежним.
С целью проверки эффективности разработанной нами программы по развитию творческого воображения, нами был проведен ряд срезов в контрольной и экспериментальной группах. Сравнив результаты в контрольной и экспериментальной группах, мы сделали предположение об эффективности нашей программы.
Для проверки правильности выдвинутой нами гипотезы при помощи методов статистической обработки данных мы воспользовались U - критерием Манна Уитни для оценки значимости разностей между двумя выборками.
В контрольной и экспериментальной группах были произведены изменения с использованием шкалы порядка и получены следующие значения:
Таблица 11
|
Необходимо определить, имеется ли статистически значимая разница между группами.
Рассмотрим две гипотезы:
НО - между группами нет различия, т. е. Внедряемый в экспериментальной группе метод не обладает какими-либо преимуществами.
Н1 - альтернативная гипотеза, в ней делается предположение о преимуществе используемого в экспериментальной группе метода (тогда между группами должно существовать различие).
Уровень значимости примем равным Р = 0,05.
Сведем данные, полученные на двух группах в одну таблицу,
Таблица 12 |
ранжируя
Данные, полученные на двух группах |
№ | ||||||||||||||||||||
Параме тр | ||||||||||||||||||||
Код группы | к | к | э | к | к | к | к | к | э | э | э | э | к | к | к | э | э | э | э | э |
Ранг | 16, | 16, | 16, | 16, | 16, | 16, | 16, | 16, |
Вычислим сумму рангов по каждой группе:
∑R1=∑Rэ=116,5
∑R2=∑Rк=93,5
Проверка:
∑Rэ+∑Rк=(n1+n2+1)( n1+n2)/2=2120/2=210 Используя значение ∑ R1, определяется эмпирическое значение U - критерия:
Uмп. = nln2 + (nl(n2 + 1)) / 2 - ∑ R1 = 100+110/2- 116.5 = 38.5
По таблице находим значение U2 для случая nl = 10иn2= 10, где: nl, п2 - число замеров в контрольной и экспериментальной группах.
U2 = 27.
Эмпирическое значение Шмп, подсчитанное по формуле, сравнивается с критическим значением 11кр., найденным в таблице:
Uмп = 38. Uкр. = 27 Uмп > Uкр.
38>27, то НО - отклоняется и принимается значение Н1.
Для вычисления можно использовать и значение £ R2. В этом случае подсчитывается значение Шмп, которое сравнивается с табличным значением Uкр. :
Uмп = nln2 + (nl(n2 + l))/2-∑R2= 100+110/2-93,5 = 61,5
Uкр = 73
Если Uмп > Uкр., то НО отклоняется и принимается H1.
Для нашего случая:
Uмп = 38,5; Uкр. = 27, т. е. Uмп > Uкр.
Uмп = 61,5; Uкр = 73, т. е. Uмп < Uкр.
Таким образом, в случае использования значения ∑R1, и в случае использования значения ∑R2 мы приходим к одному и тому же выводу: НО - отклоняется, Н1 - принимается. Другими словами, существует статически достоверная разница в результатах выполнения проверочной работы в контрольном и экспериментальном классах. Мы с точностью можем сказать о преимуществе используемой программы по развитию творческого мышления в экспериментальной группе (приложение 5).
Заключение
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и проведя констатирующий эксперимент, можно сделать следующие выводы:
На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что достаточно развитое воображение является необходимым условием успешного обучения школьников и играет большую роль в жизнедеятельности человека во все последующие годы жизни. И поскольку основная воспитательная установка педагогической работы заключается в направлении поведения школьника по линии подготовки его к будущему, постольку развитие и упражнение его воображения являются одной из основных сил в процессе осуществления этой цели. Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость младшего школьного возраста как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Именно в школе начинается активно развиваться воображение, а значит любому педагогу необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития.
Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программ в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.
Творческое воображение - это разновидность высшего уровня, так как предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Работа с использованием специальных упражнений в изобразительной деятельности и активное участие в ней младших школьников способствует развитию высокого уровня творческого воображения. Денный факт подтверждается и статистической проверкой гипотезы методом U - критерия Манна Уитни. На данном этапе нашу работу можно считать завершенной, так как основной целью экспериментально-опытного исследования было выявление влияния изобразительной деятельности на уровень воображения.
Список использованной литературы
1. Выготский ,JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский-1997. - 96с.
2. Выготский ,JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М. В.Гамезо [и др.] - М.: Просвещение, 1984. - 105с.
4. Граник ,Г.Г. Когда книга учит/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая - М.: Педагогика, 2008.- 254с.
5. Зеньковский В. В. Психология детства: Учеб. пособие для вузов/ В. В. Зеньковский. -Екатеринбург: Деловая книга, 1995. −347с.
6. Игнатьев, Е.И. Воображение и развитие в творческой деятельности человек/Е. И. Игнатьев - М.: Просвещение, 1968.-31с.
7. Коршунова , Л.C. Воображение и его роль в познании/ Л. С. Коршунова - М.: Просвещение, 1979.- 436с.
8. Коршунова, Л.C . Воображение и рациональность / Л.С. Коршунова, Б.И. Пружинин - М. 2007.- 208с.
9. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ/ В. А. Крутецкий - 2-е издание, перераб. и доп. - М. 2008.- 336с.
10.Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В. С.Мухина-М.: Академия, 2009.- 608с.
11.Немов, Р.С. Психология: Учебник для высш. пед.учеб. заведений/ Р.С. Немов: В 3 кн. - 4-е изд.кн-1 - М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2008. - 208с.
12.Немов, Р.С. Психология: Учебник для высш.пед.учеб. заведений/ Р. С. Немов В 3 кн. - 4-е изд. - Кн.2 - М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2008.-608с.
13.Никифорова,О.И. Исследование по психологии художественного творчества/ О. И. Никифорова - М., 2009.- 105с.
14. Никифорова,О.И. К вопросу о воображении. Вопросы психологии/ О. И. Никифорова - 2010.-№2
15. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности/ Ю. А. Полуянов - М.: Знание, 1982.- 96с.
16. Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
17. Ражников, В. Г. Дневник творческого развития/В.Г. Ражников - М., 2000.- 126с.
18. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие/ Е. И. Рогов - М.: Владос, 2006.- 529с.
19. Рубинштейн, C.JI. Воображение. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн - М., 2000.- 712с.
20. Рубинштейн, C.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн- СПб.: Питер Ком, 2009.- 555с.
21. Страхов, И.В. Психология воображения/ И. В. Страхов -Саратов: Просвещение, 1971.-78с.
22. Туник, Е. Е. Природа и диагностика творческих способностей./ Е. Е. Туник - СПб., 1992. - 34с.
23. Фигурная форма А теста творческого мышления П. Торренса. - М., 1990.- 45
24. Филатов, Ф.Р. Общая психология/ Ф. Р. Филатов- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 448с.
25. Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. - М.: Политиздат, 1975.-496с.
26. Шевардин, Н. И. Психодиагностика, коррекциям развитие личности/ Н. И. Шевардин - 1998. - 127с
Приложения 1
Фигурный тест Торренса.
Фамилия _________________________ Имя ___________________
Дата ________________
На этих двух страницах нарисованы незаконченные рисунки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные
предметы или сюжетные картинки.
На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.
Придумай интересные названия для каждой картинки.
Общий результат исследования креативности 4 «А» Таблица 1
|
Приложение 2
Таблица 2 Общий результат исследования креативности 4 «Б»
|
Таблица 3 Общие результаты исследования креативности (среднее значение)
|
Рисунок 1. Гистограмма общих результатов исследования креативности
(среднее значение).
Приложение 3
Рисунок 2. Гистограмма развития творческого воображения до формирующего эксперимента.
Рисунок 3. Гистограмма развития творческого воображения после формирующего эксперимента.
Приложение 4.
Занятие 11.
Тема занятия: «В сказочном подводном царстве».
Цель: научить выполнять сюжетные рисунки к сказкам, былинам, мифам, развивать творческое воображение и эмоциональность.
Задачи:
-обучать умению преобразовывать в рисунках реальные образы в необычные, фантастические, подчеркивать сказочность сюжета;
обучать умению выбирать формат рисунка в зависимости от замысла (вытянутый по горизонтали, вертикали, квадрат);
формировать умение выбирать главное в рисунке.
Оборудование
для учащихся: листы белой бумаги (белой и цветной), графитный карандаш, восковые мелки, акварельные краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.
Для учителя: иллюстрации И. Билибина «Садко», демонстрационные листы, планшет, изображения отдельных элементов, рыб и морских животных.
Методические рекомендации:
Предварительно детей необходимо обучить изображать рыб, ракушки, водоросли, рассмотреть с детьми аквариумных рыбок.
План занятия 11.
Вводная беседа.5-10 мин.
Выполнение упражнения «дорисрвывание фигур до образа». 3-5 мин.
Рассматривание репродукции И. Билибина «Садко». Придумывание собственного рассказа по ней. 5 мин.
Игра «фантастическое объединение». 5 мин.
Выбор сюжетов для рисунка. 5 мин.
Самостоятельная работа. 15- 20 мин.
Подведение итогов.
Ход первого урока.
Организационный момент.
Вступительная беседа.
В начале урока ребята вместе с учителем вспоминают сказки и былины, в которых действие происходит в подводном царстве (былина «Садко», сказки Ершова «Конек-горбунок, Г. X. Андерсена «Русалочка» и др.»). Можно прочитать наиболее выразительные описания подводного царства из этих произведений для обогащения представлений о сказочном мире.
В процессе беседы используют иллюстрации И. Билибина к былине «Садко», обращают внимание на средства, которыми художник передает сказочность подводного мира. Дети рассматривают иллюстрации, открытки с реалистическим изображением подводного мира, речных и морских обитателей и растений.
Упражнение «Дорисуй картинку».
Затем учитель обращает внимание детей на карточки, которые лежат у них на партах и просит дорисовать картинки, которые художник не успел закончить. Но просит сделать это так, как никто другой в классе больше не сможет придумать и нарисовать (на карточках должны получится разные изображения рыб).
После этого упражнения рассматривают все вместе наиболее удачные зарисовки. И учитель спрашивает у учащихся, каким образом они рисовали рыб и совместно выводят способ изображения рыб.
Прием «Оживления» героев картин.
Затем учитель предлагает ребятам представить что бы было, если герои иллюстраций ожили и придумать собственную историю.
5. Игра «Фантастическое объединение».
Учитель предлагает соединить свойства двух - трех морских жителей в одном сказочном существе и придумать собственный образ. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек= кентавр. А кто такие сирены?
В результате такой игры у каждого ученика появляется собственный сказочный персонаж.
Выбор сюжета для рисунка.
Учитель на примерных композиционных вариантах показывает, как зависит выбор формата (вертикальный, горизонтальный, квадратный) от замысла. Рисование следует начинать с главного в сюжете. Затем весь наглядный материал убирают.
Далее школьники вспоминают порядок работы над иллюстрацией: выбор сюжета, главного героя, его характеристика, обдумывание композиции (возможно словесное рисование), выполнение рисунка карандашом, завершение его цветом. Учитель напоминает, что главное в композиции можно выделить цветом, размером или расположением.
После этого учащиеся выбирают сюжеты для иллюстрирования. Первоначальные наброски рекомендуется выполнять на небольших форматах, а затем выбирается наиболее удачный вариант.
Самостоятельная работа учащихся.
Основное внимание при выполнении задания следует обращать на создание в рисунках именно сказочного подводного мира, а не реального аквариума с рыбками, на соответствие изображения выбранным сюжетам. Фантазия и творческое воображение, использование таких приемов, как необычное сочетание реального в одном образе; преувеличение реальных размеров предмета; необычная окраска или форма предметов и т. п. помогут создать сказочное подводное царство.
Далее ученики выполняют работу самостоятельно.
Подведение итогов. В конце урока можно еще раз обсудить приемы, которые применили ребята для создания собственного сказочного образа, отметить наиболее удачные варианты.
Приложение 5
Гистограмма сравнительного анализа результатов констатирующего
Рисунок 4.Уровень творческого воображения у учащихся экспериментальной группы |
Рисунок 5.Уровень развития творческого воображения у учащихся
контрольной группы.