Характеристика уровней проявления культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детьми 4-го года жизни в практической деятельности
Высокий уровень (3-2,4 балла) - ребенок выполняет самообслуживания самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.
Средний уровень (2,3 – 1,7 балла) - ребенок выполняет действия самостоятельно, требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутверждаться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам (завязать шарф сзади, помочь стянуть куртку с плеч и т.д.)
Низкий уровень (1-1,6 балла) - ребенок выполняет действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности недостаточно выражено, ожидает помощи даже в освоении микропроцессов.
Результаты проявления культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детьми 4-го года жизни в практической деятельности представлены в Приложении 2 (Таблица 2). На основании результатов, представленных в Таблице, мы можем отметить следующие результаты: 60% детей со средним уровнем, 40% детей с низким уровнем.
В процессе наблюдения нами были выделы следующие
1. При исследовании группы культурно-гигиенических навыков необходимых во время еды, мы могли отметить следующие особенности: 15% детей (Леша Б., Алена К., Катя П) правильно пользуются ложкой, верно держат ее. 65% детей в процессе еды правильно держат ложку только при напоминании воспитателя, 20% детей (Саша Н., Саша В., Вика К., Кристина В.) в процессе приема пища не верно держат ложку, в кулаке.
5% детей (Артем Я.) правильно пользуются вилкой, верно держат ее. 55% детей в процессе еды правильно держат вилку только при напоминании воспитателя, 40% детей (Саша Н., Саша В., Вика К., Кристина В.) в процессе приема пища не верно держат вилку, в кулаке.
5% детей (Саша В.) правильно пользуются салфеткой. 85% детей в процессе еды, верно используют салфетку, только по назначению воспитателя, 10% детей (Вика К., Илья Е.) в процессе приема пища не верно используют салфетку. Дети не по назначению применяют салфетку, играются ею.
5% детей (Кристина В.) пережевывают пищу закрытым ртом. 35% детей при напоминании воспитателя пищу пережевывают закрытым ртом, 60% детей (Артем Я., Виталий С., Маша К.) пищу пережевывают открытым ртом.
20% детей (Алена К., Катя П., Кристина В.) не разговаривают с полным ртом, 80% детей нуждаются в напоминаниях со стороны воспитателя.
2.При исследовании группы культурно-гигиенических навыков необходимых во время умывания, мы могли отметить следующие особенности:
15% детей (Леша Б., Алена К., Катя П.) самостоятельно используют мыло в процессе мытья рук, 65% детей используют мыло в процессе умывания, только при напоминании со стороны воспитателя, 20% детей (Саша Н., Саша В., Вика К) не используют мыло во время умывания.
50% детей (Артем Я., Саша Н., Леша Б.) аккуратно моют руки мылом только при напоминании со стороны педагога.50% детей не проявляют аккуратность в процессе мытья мылом рук.
10% детей (Гоша Б., Саша Б.) насухо вытирают руки полотенцем, 80% детей насухо вытирают руки полотенцем, только при напоминании, 10% детей (Аня К., Вика К.) не используют полотенце, даже при напоминании со стороны воспитателя.
5% детей (Кристина В.) самостоятельно вешают полотенце, 35% детей при напоминании воспитателя выполняют нужные действия, остальные 60% детей при выполнении действия нуждаются в помощи педагога.
25% детей (Артем Я., Саша Н., Катя П.) в процессе приема утреннего туалета проявляют самостоятельность при расчесывании, остальным дошкольниками, 80% детей нужна помощь со стороны педагога.
5% детей (Гоша Б.) без напоминания со стороны взрослого пользуются носовым платком, 55% детей используют носовой платок, только при помощи взрослого, 40% детей не используют носовой платок, даже при напоминании со стороны взрослого.
2. Рассматривая показатели группы навыков самообслуживания в процессе одевания в правильной последовательности, можем отметить следующее: 10% детей (Артем Я., Катя П.) верно выполняют действия в процессе одевания, 65% детей с помощью педагога сохраняют правильную последовательность, 25% детей (Виталий С., Гоша Б.) не в верной последовательности одеваются.
70% детей верно выполняют действия в процессе раздевания только при помощи взрослого, 30% детей не в верной последовательности раздеваются.
20% детей (Ксения М., Аня К.) самостоятельно расстегивают и застегивают пуговицы, 50% детей с помощью педагога выполняют действия, 30% детей не могут расстегивать и застегивать пуговицы.
10% детей (Ксения М., Аня К.) самостоятельно развязывают и завязывают шнурки, 75% детей с помощью педагога выполняют действия, 15% детей не могут развязывать и завязывать шнурки
5% детей (Саша В.) самостоятельно и аккуратно складывают предметы одежды, 70% детей с помощью педагога выполняют действия, 25% детей беспорядочно укладывают одежду в шкаф.
30% детей (Саша Н., Алена К., Рома К.) с помощью педагога обращают внимание на внешний вид, исправляя недостатки. 70% детей не обращают внимание на внешний вид, даже при напоминании педагога.
Итак, результаты наблюдения за дошкольниками в процессе одевания, раздевания, еды и умывания, пользования туалетом, позволяют констатировать следующее:
1. у дошкольников 4-го года жизни не сформированы умения следить за своим внешним видом, не самостоятельны при выполнении микро и целостных процессов самообслуживания (расстегивание и застегивание пуговиц, развязывании и завязывание шнурков, шарфов и пр.)
2.многие дошкольники: не слышат речь педагога о том, в какой последовательности необходимо раздавать и одеваться, не умеют складывать одежду аккуратно в шкаф и т.д.
3. дети не самостоятельны, при выполнении культурно гигиенических навыков регулярно нуждаются в помощи со стороны сверстников и взрослых,
4. достаточно длительное время затрачивают на выполнение культурно-гигиенических навыков: во время приема пищи, одевания и раздевания, умывания.
Для решения третьей задачи констатирующего эксперимента, направленной на анализ практики работы ДОУ, по организации условий, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 4-го года жизни, мы произвели анализ предметно-развивающей среды и анализ перспективных и календарных планов педагогов.
Критериями анализа ПРС были следующие критерии:
- наличие зоны для развития навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков,
- наличие разных дидактических материалов для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы во 2 младшей группе по формированию культурно-гигиенических навыков позволяет отметить, что воспитатель активно использует художественное слово в режимных моментах: чтение потешек и прибауток, педагоги активизируют словарь новыми словами, активно используются дидактические игры «Научим куклу Катю раздеваться», «Найди и назови», широко используют наглядность в умывальной комнате и раздевалке. Однако данная работа не имеет определенной системы, направленной на формирование культурно-гигиенических навыков.
Итак, обобщая работу воспитателей группы мы можем отметить, что задачи, запланированные в перспективном планировании закрепляются в повседневной жизни во всех режимных моментах: прием пищи, умывание, раздевании и одевание. В планировании прослеживается недостаточная систематичность и последовательность, работа по развитию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, что подтверждается результатами диагностики. Анализ литературы позволяет отметить, что у детей 4-го года жизни не сформированы культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
Нами был проведен анализ предметно-развивающей среды, который позволил отметить, что в группе выбрано удобное место для книжного уголка, где размещены книжки-игрушки, книжки-малышки, несколько красочных книг с детским фольклором, крупные иллюстрации к сказкам и потешкам по содержанию направленные на формирование культурно-гигиенических навыков, однако не все книги имеют эстетический вид (многие книжки порваны, не хватает страниц), именно поэтому не привлекают внимание дошкольников.
В группе представлен широкий выбор игрушек, уютный кукольный уголок, однако отсутствуют дидактические игры для развития умения застегивать и расстегивать пуговицы, выполнять шнуровку, не достаточно дидактических игр и наглядности, направленной на формирование культурно-гигиенических навыков.
Итак, результаты констатирующего эксперимента позволяют отметить следующее:
1.У дошкольников не сформированы представления о навыках самообслуживания: целостные процессы - одевания и раздевания с прогулки, аккуратного обращения с собственными вещами.
2 У дошкольников 4-го года жизни не сформированы умения следить за своим внешним видом, не самостоятельны при выполнении микро и целостных процессов самообслуживания (расстегивание и застегивание пуговиц, развязывании и завязывание шнурков, шарфов и пр.) Многие дошкольники: не слышат речь педагога о том, в какой последовательности необходимо раздавать и одеваться, не умеют складывать одежду аккуратно в шкаф и т.д. Дети не самостоятельны, при выполнении культурно гигиенических навыков регулярно нуждаются в помощи со стороны сверстников и взрослых, достаточно длительное время затрачивают на выполнение культурно-гигиенических навыков: во время приема пищи, одевания и раздевания, умывания.
На основании полученных результатов констатирующего исследования мы разработаем рекомендации для воспитателя ДОУ, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших дошкольников, чему и будет посвящен следующий параграф работы.