Этика социального педагога
Профессиональная этика, как этика вообще, вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе практики опыт, характерный для конкретного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере развития и совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральных принципов и норм.
Этика социальной работы основывается на моральных нормах, принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность воспитательной работы [5, с. 47]. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника, по словам Г.П. Медведевой, позволяет вернуть этическим нормам то императивное значение, которое им присуще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить индивидуальную и коллективную ответственность специалистов за свои действия, поднять значимость и авторитетность профессиональной деятельности каждого социального работника и всей системы социальной защиты населения.
Этические принципы являются теми основополагающими положениями, которыми руководствуется социальный педагог в своей практической деятельности. Остановимся подробно на них [4, с. 110].
1. Принцип принятия ребёнка таким, каков он есть. Социальный педагог при решении проблем жизненных ситуаций детей должен ориентироваться на разумный характер их требований. Главной задачей в практической ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем. Ни личные качества, ни физические недостатки, ни психические отклонения, ни вероисповедание не могут служить основанием в отказе в помощи социальным педагогом и причиной для любой формы дискриминации ребёнка (или иного объекта воздействия). Социальный педагог должен учитывать все специфические особенности своих подопечных в процессе принятия решения по оказанию помощи.
2. Уважение права ребёнка на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.Социальный педагог не может оказывать помощь человеку без его согласия. Вне зависимости от степени рациональности поступков клиента социальный педагог и социальный работник не могут принуждать его (психологически или физически) следовать своей профессиональной логике. Основными инструментами воздействия социального педагога являются доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты и собственный профессиональный опыт социального педагога.
3. Конфиденциальность сотрудничества социального педагога. Конфиденциальной информацией (доверительной, не подлежащей разглашению) является всё, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также всё остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом. Социальный педагог должен гарантировать такую конфиденциальность и принять все меры к её обеспечению.
Социальный педагог должен заранее поставить клиента в известность, что та или иная информация должна быть переданной другим работникам, возможно руководству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне. Однако даже при этом, подобная информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет непосредственное отношение к решению данной конкретной проблемы.
Нарушение же конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента - для жизни, здоровья, материального или психического благополучия.
4. Принцип ответственности социального педагога за результаты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем, несёт личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за её последствия.
Социальный педагог несёт ответственность не только перед своими клиентами, но и перед собой и своей семьёй. Постоянное участие в разрешении множества «чужих» проблем, «проживание» вместе со своими клиентами их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному «выгоранию» личности социального педагога. Каждый социальный педагог обязан уметь защитить себя как в личных интересах, так и в интересах своих клиентов.
Социальные педагоги и социальные работники несут ответственность и перед своей профессией. Они обязаны повышать её престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и групповом общении в различных видах и типах социума.
5. Принцип порядочности социального педагога. Порядочность социального педагога, по мнению И. Липского [4, с. 111], является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов своих клиентов и их социального окружения. Личная порядочность социального педагога заключается в обеспечении разумного баланса, в гармонизации интересов всех сторон, умении предотвратить установление приоритетов одних над другими.