Отличительные признаки гуманистической педагогики
- смещение приоритетов на развитие психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.
- сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.
Человек – это самоценность. * Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. * Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.
Ребенок – субъект педагогического процесса. *
Каждый ребенок обладает способностями. * В природе человека заложенпотенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. * Гуманистический подход предполагает формирование способности личности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию. * Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. * Ключевые процессы, протекающие в личности /компоненты саморазвития личности/: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.
Отсутствие прямого принуждения. /Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения/. * Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. * Требовательность, основанная на доверии.
Приоритет положительного стимулирования. * Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.
Уравнивание ученика и педагога в правах. * Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности. *
Общение, основанное на взаимопонимании. *
Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей. * Право ребенка на свободный выбор. * Право на ошибку. * Право на свободную точку зрения. * При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/. *
Принятие ученика таким, каков он есть. * Терпимость к детским недостаткам. * Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка. * Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности. * Ориентация на лучшие качества личности. * «В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!».
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. * «Все дети талантливы». * Индивидуальный подход. * Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей. Отказ от ориентирования на среднего ученика. * Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе. * Конструирование индивидуальных программ развития.
Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие). * Любовь к детям, заинтересованность в их судьбе.
Соблюдение Конвенции о правах ребенка.
Способы реализации идей гуманистической педагогики:дифференциация учебно-воспитательной деятельности. * индивидуализация процессов воспитания и обучения. * создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника. * комфортность учебно-воспитательной деятельности. * психологическая безопасность, защита учащихся. * оказание помощи в решении жизненных проблем * усиление роли гуманитарного образования. * переориентация внутренних личностных установок учителя.
Одним изсредств гуманизации является ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ образования. Она связана, прежде всего, с изменением структуры и характера содержания образования, повышением статуса гуманитарных дисциплин, увеличением доли гуманитарных предметов в структуре учебного плана /этика, эстетика, история, литература…/; учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой. Смысл гуманитаризации - затронуть внутренний мир личности, сформировать эмоционально-ценностное отношение человека к миру и самому себе.
Движение к гуманизму без движения к сотрудничеству чаще всего никуда не приводит. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель – ученик» - установления связей СОТРУДНИЧЕСТВА. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Педагогика сотрудничества – одно из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Сотрудничество – идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Сотрудничество в отношениях «учитель – ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов и принимает формы содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.
ТЕМА № 28 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.
Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, процессами воспитания.
1. Зависимость воспитания от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества.
2.Единство и взаимосвязь воспитания и развития личности.
3. В.Леви: чем сильнее наше воспитательное давление, тем меньше мы узнаем о подлинной жизни и внутреннем мире ребенка.
4. Ребенок нормально развивается в организуемой в процессе воспитания деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (радости, счастья, одухотворенности, жизнерадостности, хорошего настроения, уверенности в любви и уважении окружающих, чувства защищенности).
5. Воспитательный процесс эффективен, если ребенок в нем воспринимается как целостная личность со всеми достоинствами и недостатками, со всеми трудностями роста и противоречиями, со всей системой его многообразных отношений к окружающему миру.
6. /Закон/ параллельного педагогического действия: «В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые помимо своего жизненного значения не имели бы значения воспитательного» (И.Ф.Козлов).
Принципы - основные положения, определяющиесодержание, организационные формы и методы воспитательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
- руководящие идеи,нормативные требования к организации и осуществлению воспитательного процесса.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
Принцип личностно-ориентированного подхода к воспитанию. | Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием из инициативы и самостоятельности. |
Принцип опоры на положительное в воспитаннике. | Принцип целостного подхода в воспитании. |
Принцип гуманистической направленности воспитания. | Принцип сотрудничества, партнерства в воспитании. |
Принцип стимулирования активности личности. | Принцип эстетизации детской жизни. |
Принцип культуросообразности /Маленкова/ | Принцип связи воспитания с жизнью. |
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. | Принцип подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться /А.С.Макаренко/. |
Принцип восприятия и приятия воспитанника таким, каков он есть /Маленкова/. | Принцип учета возрастных, половых и индивидуальных особенностей в организации воспитательного процесса. |