Основные идеи гуманистической педагогики

1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей.

2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.

Ребенок – субъект педагогического процесса.

Личностно-деятельностный подход, определяя изменение ха­рактера процесса и объекта обучения, предполагает и изменение основной схемы взаимодействия учителя, преподавателя и уче­ников, студентов.

Вместо широко распространенной схемы их вза­имодействия S — О, где S — учитель, преподаватель — субъект педагогического воздействия и управления, а О — ученик — объект такого воздействия,

должна иметь место схема субъектно-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества учителя и учеников,преподавателя и студентов в совместном дидактически организуемом учителем решении учениками учебных задач.

Информационно-контролирующие функ­ции учителя, преподавателя должны все больше уступать мес­то собственно координационным. «Учитель с научной точки зре­ния — только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником», — подчеркивал еще Л.С. Выготский [46, с. 192].

Имен­но «подход к ученику как к «объекту» обучения и воспитания привел в конечном счете к его отчуждению от учения, превра­тил его из цели в средство работы школы.

В результате обу­чение потеряло смысл для ученика, знания оказались внешни­ми по отношению к его реальной жизни.

Таким же отчужден­ным от образовательного процесса оказался и учитель, ли­шенный возможностей самостоятельно ставить образова­тельные цели, выбирать средства и методы своей деятельно­сти.

Он утерял человеческий ориентир своей профессиональной позиции — личность ученика.

Само обучение и педагогическое общение в условиях личностно-деятельностного подхода должно, таким образом, реализо­ваться по схеме S1 ↔ S2,

где S1 — это учитель, преподаватель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативная для обучающихся содержательная личность, интересный собеседник;

S2 — это ученик, общение с которым рассматривается учите­лем, преподавателем как сотрудничество в решении учебных за­дач при его организующей, координирующей, положительно стимулирующей и подкрепляющей реакции.

Ориентация на лучшие качества личности.

5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы».

Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее...

6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации.

7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности /компоненты саморазвития личности/: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.

8. Отсутствие прямого принуждения.

/Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения/.

Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение.

Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Требовательность, основанная на доверии.

9. Приоритет положительного стимулирования.

Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности...

10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.

Уравнивание ученика и педагога в правах.

Соблюдение Конвенции о правах ребенка.

Общение, основанное на взаимопонимании.

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

Право ребенка на свободный выбор.

При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.

14. Право ребенка на ошибку.

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

Принятие ребенка таким, каков он есть.

Терпимость к детским недостаткам.

Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

Индивидуальный подход.

Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.

Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.

Конструирование индивидуальных программ развития.

18. Отказ от ориентирования на среднего ученика.

19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).

Наши рекомендации