Тема 1.4 Принципы сочинения комбинаций экзерсиса у станка, на середине зала и этюдов
При освоении элементов народного танца большое значение имеют комбинации, выстроенные на основе этих элементов.
Комбинации могут быть разные: малые и большие, элементарные и сложные, но основная их задача— развитие исполнительской техники народного танца.
«Танцевальная комбинация является важнейшим выразительным средством хореографического искусства. В ее структуре должно присутствовать главное, доминирующее движение, второстепенное, связующее, и «завершающая точка», которая в соответствующих условиях может быть началом следующей танцевальной фразы»»— дают общее определение Л.В. Бухвостова и С.А.Щекотихина в учебном пособии «Композиция и постановка танца».
Построение комбинаций вообще не укладывается в рамки стабильного метода. На уроках народного танца есть определенная последовательность прохождения отдельных движений, но эффективность, логика построения во многом определяются умением педагога приводить учебный материал в определенное соотношение друг с другом. Н. Тарасов указывал, что «творческая индивидуальность, мастерство и опыт преподавателя при этом играют исключительно важную роль, что неизбежно является причиной различия в методах и манере составления комбинированных заданий отдельными педагогами, хотя и объединенными одной и той же направленностью учебного процесса».
Можно выделить следующие принципы приемлемые для сочинения комбинаций в уроке народного танца:
· принцип целенаправленности,
· принцип доступности,
· принцип логической последовательности развития (от простого к сложному),
· принцип сочетаемости движений,
· принцип контрастности (чередование сложных и простых движений),
· принцип повторяемости,
· принцип танцевальной и музыкальной выразительности,
· принцип сохранения национальных особенностей.
Некоторые общие и краткие сведения и приемы работы из различных источников можно рекомендовать для работы.
При сочинении комбинаций обязательно учитывается возраст учащихся, срок их обучения, задачи учебной программы и возможности обучающихся.
В каждой части урока сначала намечаются движения, из которых будет состоять основа предполагаемой комбинации. Затем устанавливается последовательность исполнения этих движений с постепенным усложнением, без лишних случайных звеньев связи, где каждая комбинация отличается компактностью и лаконичностью своего построения.
Не следует увлекаться чересчур сложными сочетаниями движений, которые эффектны с точки зрения балетмейстерской изобретательности, но не приемлемы для учебной цели.
Слишком сложные координационно и лексически комбинации не дают закрепления методики исполнения движений, а слишком упрощенные комбинации не вырабатывают необходимых навыков координации.
Наиболее правильно составленными комбинациями можно считать такие, при выполнении которых учащиеся (на основе имеющихся у них навыков) преодолевают трудности, не превышающие их возможностей и профессиональной подготовки.
Кроме того, движения, из которых слагается комбинированное задание, должны обязательно в нем повторяться. Это позволяет пристальнее сосредотачивать внимание на изучаемых движениях, приобрести более прочные навыки и глубокие знания.
Нельзя вводить в комбинации большое количество разнообразных движений. Пусть лучше комбинация будет короче, но по работе над взятыми приемами предельно лаконична и целенаправленна в своем развитии.
Повторяемость движений экзерсиса является доминирующим фактором составления комбинированных заданий. В экзерсисе на середине зала этот фактор присутствует в меньшей степени, так как здесь гораздо важнее обращать внимание на развитие танцевальности и пространственной ориентации. На первых годах изучения народного танца повторяемость движений должна быть больше, чем в следующие годы. Н.Тарасов отмечал, что повторяемость движений нисколько не противоречит художественному воспитанию учащихся. Напротив, она еще больше углубляет развитие музыкально-пластического чувства танца. Например, сложные движения, требующие более длительного освоения, рекомендуется повторять в различных комбинациях, исполняя их при помощи возможных приемов и подходов.
На первом году обучения, первоначально движения выполняются в самом простом варианте, или как принято говорить в «чистом» виде, затем комбинируется из нескольких простейших сочетаемых движений и только затем увеличивается количество различных движений в комбинациях и их ритмическое разнообразие.
Все движения, находящиеся в стадии разучивания, не должны применяться в комбинациях. Впоследствии эти движения надо включать вначале в простые, затем в более сложные комбинации, а также использовать национальные особенности исполнения этих движений.
Принцип контрастности используется педагогами при сочинении комбинаций, где необходимо соблюдение периодов отдыха и нагрузки. Как правило, это комбинации с силовой нагрузкой или высоким эмоциональным напряжением, например комбинация на элементах adagio или большое каблучное упражнение и движения позволяющие снять мышечное напряжение - такие как упражнение с ненапряженной стопой или зигзаги. Сочетание малых движений с большими, в качестве связи или перехода, придает комбинации контрастность и разнообразие. Но пользоваться таким принципом надо осторожно, для того чтобы движения, взятые в основу построения комбинации, были бы четко выделены в ней. Важно использовать контрастные движения для того, чтобы комбинации не смотрелись скучными и однообразными. Контрастности можно добиться, используя чередование сильных и слабых долей, исполнения движений с наклонами корпуса и с прямой спиной, при исполнении дробных дорожек можно добиться контрастности за счёт чередования дробей.
Этот же принцип применяют и при изучении контрастных движений, как по характеру исполнения, так и по музыкально-ритмической основе. Например, соединение battement носок-каблук с маленькими приседаниями позволяет готовить к четким переходам от одного движения к другому в танце.
И, конечно же, сочинение комбинаций народного танца невозможно без музыки. Музыка — это ритмическая опора движения и эмоционально образного действия. Нельзя сочинять отдельно от музыки, так как она рождает в нас танцевальные образы и идеи. Работа с музыкальным материалом сложна, но также и важна, поскольку движение под музыку имеет определённый смысл, тогда как движение без музыки носит лишь сугубо механический характер. Более подробно о взаимовлиянии музыки и движения рассмотрено в главе 1.3.
Движения, прошедшие через различные сочетания, включаются в комбинации в том количестве, которое может обеспечить не только собранность, но и повысить качество их выполнения. В комбинации обязательно должны присутствовать танцевальные элементы, так как при их использовании она становится разнообразнее и интереснее для восприятия. Особенно ярко это прослеживается на национальном материале. Вновь освоенные движения должны выполняться в увеличенном количестве и обязательно повторяться в других комбинациях. На них следует делать как бы основной упор, соединяя с хорошо усвоенными движениями в разнообразных сочетаниях и с использованием принципа танцевальной и музыкальной выразительности.
При сочинении этюдов в уроке народного танца необходимо учитывать все перечисленные принципы, а также традиции в композиционном построении танца. Так для одних народных танцев характерно движение по кругу, другие имеют линейное построение, одни исполняются только женщинами, другие только мужчинами, есть танцы, имеющие определенную композиционную форму, а есть и такие, где импровизация исполнителей является самым важным элементом танца.
Соблюдение принципов сочинения комбинаций позволит осваивать элементы народного танца основательно, последовательно и планомерно.