Становление и развитие педагогики как науки. Категориальный аппарат педагогики
Педагогика – с греческого «детоводство». В древней Греции называли педагогом раба, который отводил ребенка в школу, в школе раб-ученый. Слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни, т.е. воспитывать и обучать, направляя духовное и телесное развитие. Педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание сохранилось до середины 20в., и только позднее возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются и взрослые. Сегодня термином «педагогика» принято обозначать 2 области специфической человеческой деятельности, направленные на социальное воспроизведение поколений людей, образование человека: педагогическая наука и педагогическая практика.
Объектом педагогики выступает процесс развития личности, т.е. те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в ходе целенаправленной деятельности социума. Эти явления получили название образование. Образование и есть та область окружающей действительности, которую изучает педагогика.
Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности.
Педагогика– наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и функции организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.
Задачи педагогики:
1) изучение социального и личностного формирования и развития растущего человека в условии специально организованного воспитания
2) определение целей и содержания воспитания
3) поиски и научные обоснования методов, средств и форм организации воспитательной работы
Значение педагогики:
1) бытовое
2) практическое
3) отрасли человековедения (используются знания о развитии личности, которые добываются психологией, историей и другими науками о человеке)
4) учебная дисциплина (наука для изучения педагогических и непедагогических элементов образования)
5) отрасль гуманитарного знания (имеет культурное значение, которое определяется педагогической культурой человека, качеством полученного образования, уровнем образовательной сферы в обществе)
Исторический аспект развития педагогики. Этапы становления:
1) эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный строй). Народные педагогика, решавшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создавал оригинальные и удивительные жизнестойкие системы нравственного и трудового воспитания. Особое место – семейное воспитание. Основные воспитательные системы – спартанская, афинская, римская.
2) Формирование педагогики как науки (17-20вв.). Особого внимания в этот период заслуживает вклад Яна Каменского. Именно он выделили педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Его главный труд – Великая дидактика – одна из первых научно-педагогических книг. Им были предложены принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система). Разработка основных принципов дидактики. Ему принадлежит идея всеобщего обучения, система связанных ступеней. Он разработал основные требования к учителю. Им разработаны требования по оформлению учебников. Не меньший вклад был сделан Ж.Ж. Руссо, который работал над вопросами воспитания и говорил, что мы придаем слишком много значения словам, «с нашим болтливым воспитанием мы делаем болтунов». Мировую славу русской педагогике принес К.Д Ушинский. Его главное сочинение – педагогическая антропология. Ведущее место занимали учения о целях, принципах, сущности воспитания, которые Ушинский считал основой научной педагогики и народной школы России. Ему принадлежит идея демократического образования, идея народности воспитания. Независимость от религии. Известность педагогике социалистического периода принесли работы Крупской, Макаренко, Сухомлинского.
3) Современный (с 20в.). Данный этап был ознаменован основным разделением педагогики:
• Основные принципы дидактики
• Теория воспитания – условия, функции, принципы воспитания личности
• Общие основы педагогики – руководство учебно-воспитательным процессом
• Школоведение – система управления учреждениями образования, структура административного корпуса
39.1 Система педагогических наук.Она составляет следующие отрасли педагогики: 1) общая педагогика - исследует принципы, ф-ции и методы обучения и воспитания, явл. основой для формирования других отраслей; 2) возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых) – изуч. особенности педагог. процесса с учетом возраста учащихся, основные аспекты обуч. и воспитания. Антропогика - наука, изуч. принципы, закономерности, ф-ции и методы обучения взрослых; 3) коррекционная – изуч. особенности организ. педагог. процесса с учащимися, имеющими отклонения в развитии; 4) сравнительная - изучает закономерности, особенности функционир. педагог. процесса в разных странах мира путем сравнения, сопоставления между собой; 5) история педагогики – изуч. закономерные особенности функционир. педагог. процесса в разных исторических эпохах, развитие педагог. идей и практич. воспитания и обучения в прошлом; 6) соц. педагогика - изучает закономерности, особенности организации педагог. процесса вне учебных заведений, исследуется влияние социума на развитие участников педагог. процесса, изучаются возможности общественного, гос. целенаправленного воздействия на развитие чела; 7) народная - рассматривает традиционные народные методы обучения и воспитания; 8) прикладные - военная, спортивная, семейная; 9) профессиональная педагогика - изучает закономерности и особенности организации педагог. процесса, осуществление профес. деятельности в различных видах профессиональной деятельности
39.2 Связь педагогики с другими науками.Педагогика взаимосвязана с Ф. и использует ее основные методологические подходы (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный и др.) для обоснования сущ. педагог. явлений и процессов; взаимод-ет с целью поиска оптим. путей формирован. и развития личности с такими обл. Ф., как теория познания, Ф. образования. Взаимосвязь педагогики и психологии явл. уже традиционной. Результаты психологич. исследований, воплотившиеся в законы псих. развития чела, позволяют педагогам организов. процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование чела как субъекта. Педагогика и соц-ия ищут пути перевода обобщенных рез-тов соц. исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают соц. институты - семья, образоват. и культурные учреждения, общ., полит. и гос. организации. Этика дает представление о путях нравственного формир. чела. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру. Педагогика связана с экономикой, решая совместно проблемы экономики образования и организации эконом. образования современного чела. Формы и типы связей педагогики с другими науками: 1) творческое освоение научных идей синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, системно-деятельностного отношения к развитию личности; 2) применение методов других наук – математ. моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса; 3) использование результатов исследований, полученных различными науками - о работоспособности в разные возрастные периоды жизни чела (физиология), о личностных психологических новообразованиях в процессе развития; о психолог. особенностях личности как факторов ее успешной деятельности (психология); 4) объединение усилий педагогов и представителей естественных и гуманитарных наук для решения ряда образовательных проблем; 5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, моделирование и др. Таким образом, для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными науками