Особенности формирования общей культуры у младших школьников
В исследованиях Н.И. Непомнящей подчеркивается, что младший школьный возраст сензитивен для направленного формирования психологических новообразований, и это необходимо учитывать в образовании ребенка. Изменения, происходящие в этом возрасте, являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Данный период является наиболее благоприятным для формирования основ общей культуры, так как в это время на основе эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определят ее сущность в будущем.
Младший школьный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. Формирование в сознании ребенка наглядно-образной картины мира во многом определяет процесс развития его общей культуры. В этом возрасте завершается процесс формирования основ нравственной позиции личности, которая прослеживается во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром – природной и социальной средой и с самим собой.
Ребенок младшего школьного возраста начинает проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в их системе. Учитывая специфику предмета нашего исследования, мы сосредоточили внимание на тех особенностях младшего школьного возраста, которые отражали бы специфику взаимодействия ребенка с окружающим миром, природной и социальной средой, а также на тех особенностях, которые позволяют обеспечить личностный компонент общей культуры учащегося начальной школы.
Результаты исследований в области физиологии высшей нервной деятельности доказали существенное своеобразие нейродинамических процессов у младших школьников (А.Г. Иванов-Смоленский, И.И. Зборовская, Н.И. Красногорский. Р.М. Пэн, З.Л. Синкевич, В.К. Фадеев, Т.П. Фуфлыгина и др.). В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но еще значительно отстает в развитии сравнительно с процессом возбуждения, который по-прежнему преобладает – младшие школьники в высокой степени возбудимы; подвижность нервных процессов несовершенна в силу недостаточной их концентрированности; вторая сигнальная система еще не играет той регулирующей и направляющей роли, какую она получит в дальнейшем.
Вышеперечисленные физиологические процессы служат основой для формирования психологических новообразований младших школьников. Они были всесторонне исследованы Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьеввым, Л.В. Занковым, П.И. Зинченко, Н.Г. Морозовой, А.А. Смирновым и другими учеными, что позволило раскрыть различные стороны психики ребенка младшего школьного возраста. В ряду существенных особенностей психики младшего школьника названы такие, как переход к осознанности собственных психических процессов, противоречивые отношения между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, переход к иерархии понятий и их многоступенчатой систематизации, развитие высших функций памяти и др.
В современных исследованиях в основе подхода к организации процесса образования лежит учение о различиях в функционировании полушарий головного мозга. В них отмечается, что относительное преобладание левого полушария становится выраженным лишь к 8-10 годам. Это означает, что для младшего школьника остаются характерными способность к целостному восприятию сложных объектов и явлений, синтетический склад ума, художественные способности, специализация на оперировании образами, непосредственно-чувственное восприятие (зрительное, слуховое, кинестетическое), дивергентное мышление и некоторые другие. Например, отражая только отдельные яркие признаки явлений, учащиеся не видят скрытые существенные признаки и связи между ними. Яркость и чистота эмоциональных реакций обусловливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого ребенком в его целостности.
На этом фоне постепенно формируются вербальные способности; словесно-логическое, конвергентное мышление, аналитический склад ума; произвольная сфера, контролируемая сознанием.
Осмысление ребенком воспринимаемого и отражение результатов в речи и в практической деятельности предполагает совершенствование речи, памяти, внимания и закладывает надежную основу для формирования системы культурных ценностей.
В период младшего школьного возраста происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития общей культуры личности в дальнейшем, в школе среднего звена. Формируются основы личности, ребенок начинает осознавать свое «Я» и объективно себя оценивать, выделять себя из окружающей среды.
Младшего школьника нельзя заставить изучать что-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Для формирования интереса в этом возрасте важен каждый день – он приносит с собой новые события, дает возможность осуществлять новые действия, осмысливать их.
В образовательном процессе должен обеспечиваться переход школьника на более высокие уровни освоения культуры с учетом имеющегося, сформированного на более ранних этапах, опыта. Базисным в формировании общей культуры первоклассника выступает уровень, приобретенный им в дошкольном возрасте.
Психологические возрастные особенности младшего школьника содержат огромный потенциал для формирования общей культуры. Это эмоциональность и высокая восприимчивость; преобладание конкретного, чувственного восприятия окружающего мира, наглядно-образного мышления и одновременное формирование абстрактного; особая интенсивность проявления эмоционально-ценностного отношения к окружающему; активность ребенка; становление его субъектом разнообразных видов человеческой деятельности, интенсивность накопления личностного опыта; стремление к развитию, потребность в самореализации; преодоление эгоцентризма, выделение собственного «Я» из окружающего мира, развитие произвольной сферы, способности к самоконтролю; формирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия.
Значительным достижением этого возрастного периода является развитие самосознания, рефлексии, то есть умения оценить себя, посмотреть на себя со стороны, «чужими глазами». Младшему школьнику присущи чувство стыда, долга, гордости, раскаяния, хотя, конечно, оценка поведения другого человека дается ребенку легче, чем анализ своих действий. Ученик, знакомый с нормами поведения в различных жизненных ситуациях, может объективно оценить поступок. Также дети чувствительны к нарушениям норм поведения со стороны других и стремятся высказать свою оценку этого.
В связи с возрастными психологическими особенностями младших школьников (восприятия, мышления, отношений, потребностей, деятельности и др.), мы считаем, что важной задачей учителя начальных классов является предоставление ученику в процессе формирования общей культуры возможности прислушаться к своему внутреннему «я», осознать собственные переживания, сделать собственные открытия, развить умение общаться, творчески находить решение в непредвиденных ситуациях.
Процесс формирования общей культуры у младших школьников будет более эффективным при условии личностного принятия учеником базовых общечеловеческих ценностей. Поэтому здесь, по нашему мнению, необходим подход, в котором сделана установка на личность ученика, на личностное присвоение им гуманистических ценностей и ориентиров.
Включаясь в разнообразные виды деятельности, школьник преобразует самого себя. Преобразует и физически, и духовно (психически), и с точки зрения социальной: многое узнает, много научается, ко многому полезному приучается, преобразуя окружающую, материальную среду. Включаясь в деятельность по освоению культурных ценностей, вырабатывает потребность в интеллектуальном, физическом и духовном самопознании и самоусовершенствовании.
Особое место в жизни и деятельности школьника занимает игровая деятельность. Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться.
Основная ошибка педагога зачастую заключена в абсолютизации ведущего типа деятельности. Само название говорит, что ведущий тип деятельности не является единственным. Так, наряду с игрой как ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте складываются различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация и др.), практикуются организованные занятия и др., которые открывают неограниченные возможности разнообразия методики воспитания.
Младший школьник еще не потерял интереса к игре, хотя она и перестала быть ведущим типом деятельности. Игра будет сопровождать человека на протяжении всей жизни. Дети отдают предпочтение игре «по правилам». Младшие школьники чрезвычайно чувствительны к выполнению правил, и их требовательность в этом отношении распространяется не только на сверстников, но и на воспитателя.
Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Результат учебной деятельности ребенка – это, прежде всего, изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребенок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя (В.И. Слободчиков), требует рефлексии, оценки самого себя. Естественно, что в подобной психологической ситуации наиболее адекватными методами воспитания являются методы самоанализа, самооценки, самокритики, самообучения, самовоспитания, самоограничения, самоконтроля и т.п.
Интеллектуально-познавательная деятельность имеет особую значимость в младшем школьном возрасте, ибо интенсивно идет накопление знаний о мире, развитие познавательных способностей. В различных формах деятельности, организуемых в школе, происходит расширение отношения к науке и людям, занимающимся ею, к собственной учебной деятельности; учащиеся вооружаются навыками самообразования и научной организации интеллектуального труда.
Ценностно-ориентировочная деятельность в младшем школьном возрасте позволяет начать формировать научные, этические и эстетические критерии оценки жизненных явлений, жизненную позицию растущего человека.
Трудовая деятельность приходят в жизнь нормального человека именно в школьном возрасте и выполняют существенную роль в процессе социализации личности: накопление определенных духовных ценностей, усложнение взаимоотношений с людьми, становление характера.
Художественно-творческая деятельность очень важна в жизни младшего школьника, она предполагает изучение, оценку и преобразование окружающей действительности с позиций прекрасного и безобразного. Это очень важно в развитии взрослеющего человека, приобщение его к произведениям прекрасного, выработка потребности в нем, желание жить по законам красоты.
Физкультурно-спортивная деятельность предполагает развитие физической культуры каждого школьника, приобретение навыков и умений, формирование потребности в ней. Занятия спортом формируют определенную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации.
Есть еще один вид деятельности, значимость которого неоценима в развитии индивидуальности школьника, - это свободное общение, содержание и круг участников которого определяет и характеризует результат воспитания: человек сам выбирает себе образ жизни и круг близких людей в зависимости от приобретенных к окончанию школы ценностей.
Таким образом, в формировании общей культуры скрывается огромный личностно развивающий потенциал, позволяющий актуализировать и развивать способность ребенка быть самостоятельным, проявлять свой творческий потенциал, присваивать предъявляемые ему со стороны нормы и ценности как личностно значимые.