Этапы и закономерности образовательного процесса
Образовательный процесс имеет три этапа: подготовительный, основной и заключительный (И.П.Подласый).
На первом (подготовительном этапе) образовательного процесса определяются цель и конкретные задачи, планируются и подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе – это концепция личностно-ориентированного подхода, предполагающего соблюдение воспитателем Декларации прав ребенка).
На втором (основном этапе) осуществляется педагогическое взаимодействие ребенка и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами. Оперативный контроль помогает обнаружить отклонения и ошибки в воспитании и тут же произвести корректировку, внести изменения и дополнения в реализацию образовательных задач.
При этом воспитателю необходимо учитывать обратную связь – ответную реакцию ребенка на воздействие.
На третьем (заключительном) этапе проводится анализ результатов и установление причин образования недостатков в воспитании.
Объективные, необходимые, существенные и повторяющиеся связи образовательного процесса отображаются в его закономерностях. Закономерности образовательного процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями и отдельными сторонами образовательного процесса.
И.П.Подласый сформулировал закономерности образовательного процесса:
1. Закономерность динамики (чем выше промежуточные достижения ребенка, тем весомее конечный результат).
2. Закономерность развития личности (уровень развития личности зависит от наследственности, воспитательной и учебной среды).
3. Закономерность управления процессом.
4. Закономерность стимулирования (продуктивность труда педагога зависит как от внутренних стимулов – мотивов учебно-воспитательной деятельности, так и от внешних – общественных, педагогических, моральных стимулов).
5. Закономерности и единство чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
7. Закономерность обусловленности (результат обусловлен потребностями и возможностями общества и личности).
Планирование – основа образовательного процесса
Образовательный процесс в дошкольном учреждении строится в соответствии со следующими принципами: единство воспитательной и образовательной работы, решение задач воспитания и обучения в разнообразной содержательной деятельности детей, учет возрастных возможностей и ближайших перспектив развития и др.
Правильная организация образовательного процесса обеспечивается целенаправленным планированием образовательной работы, а также современным учетом ее результатов. Планирование придает образовательному процессу управляемый, целесообразный, перспективный характер и, следовательно, обеспечивает более высокие результаты образовательной работы.
Основой образовательного процесса является планирование. Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
· постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
· умение диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
· своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
· сочетание воспитания с самовоспитанием;
· опора на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
В ДОУ используются три основных вида планов: годовой, перспективный и календарный план.
Годовой план ДОУ – управленческое решение, в котором заложена модель, заранее намечена система, последовательность и сроки выполнения различных видов деятельности, обеспечивающих развитие ДОУ.
Разделами годового плана являются:
- анализ намеченных результатов прошедшего учебного года;
- планирование деятельности ДОУ на новый учебный год, где выделяются основные направления: обеспечение здорового образа жизни,; создание условий для подготовки дошкольников к школе; научно-методическое и кадровое обеспечение образовательного процесса; взаимодействие с семьей и микросоциумом; укрепление финансовой и материально-технической базы ДОУ.
Перспективный план ДОУ – вид плана, который составляется на длительный период и учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает единство, систематичность и последовательность в работе педагогов ДОУ.
Календарный план – вид плана, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день.
Педагогами традиционно используются такие формы планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым подходом является модульное планирование, которое учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов: а. перспективно-календарное планирование; б. осуществление преемственности между ДОУ и школой; в. связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.
Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С. Комарова определяют педагогические требования к планированию:
- обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и организационных форм образовательного процесса;
- разумное сочетание словесных методов педагогического взаимодействия с организацией деятельности воспитанников;
- соответствие содержания, форм, методов возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- реальность плана, его систематичность и последовательность;
-согласованность планов работы всех специалистов ДОУ.
Заключение
Деятельность любого образовательного учреждения осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.
Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.
Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения. Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:
обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;
воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели.
Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.
Список литературы
1. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
2. Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Виноградова Н. А. и др. / М.: Айрис – пресс, 2005
3. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М:ТЦ Сфера, 2007
4. Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М., 1998.