Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы
Пенитенциарный – относящийся к наказанию, преимущественно уголовному.
Подход к преступности как социально-негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы, которая включает развитие системы профилактики преступного поведения и системы наказания за противоправное поведение (пенитенциарной системы).
В системе органов внутренних дел (МВД) на смену инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), подразделениям по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ПППН) в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) пришли подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН). Приемники-распределители для несовершеннолетних преобразованы в центры временной изоляции. Законом РФ «О милиции» (1991) профилактическая деятельность органов внутренних дел распространяется в первую очередь на подростков, совершивших преступление или правонарушение. В последние годы активно развивается движение специалистов по закреплению особого направления в юриспруденции – ювенальной юстиции.
Ювенальная юстиция – система правовых норм и институтов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, т. е. охватывающих ту сферу, где ребенок выступает в качестве субъекта права. Согласно другому подходу – система норм и институтов, которые связаны с ребенком как субъектом правонарушений, т. е. в которых ребенок выступает как субъект криминального поведения, с одной стороны, и объект профилактического, судебно-следственного и пенитенциарного воздействия, с другой.
Исправительными учреждениями, согласно Уголовно исполнительному кодексу Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г.), являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Несовершеннолетние отбывают наказание в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года.
Согласно минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), которые были приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г., целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содержащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение ухода, опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки, чтобы помочь им в выполнении социально полезной и плодотворной роли в обществе. Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должна обеспечиваться вся необходимая помощь – социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, которые им могут потребоваться с учетом их возраста, пола и личности, интересов и полноценного развития.
Согласно ст. 109 УПК РФ, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. Воспитательная работа регламентируется Приказом МВД РФ от 2 апреля 1997 г. № 201 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Министерства внутренних дел Российской Федерации и Примерного положения о самодеятельных организациях осужденных в воспитательных колониях».
Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при колонии создаются:
- общеобразовательные школы (Приказ МВД РФ от 8 февраля 1996 г. № 57 «Об утверждении Инструкции об организации деятельности общеобразовательной школы в воспитательно-трудовой колонии Министерства внутренних дел Российской Федерации»);
- попечительские советы из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан (Примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-воспитательной системы утверждено постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997г. № 1295);
- родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных (деятельность регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии).
В перечне сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, в вышеназванных документах отсутствует социальный работник или социальный педагог. В настоящее время обосновывается необходимость включения этих специалистов в штат исправительных колоний для несовершеннолетних.
Л. В. Мардахаев выделил основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:
- карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса Российской Федерации;
- исправительно-воспитательное;
- образовательное и трудовое.
Работа социального педагога с заключенными может осуществляться в несколько этапов:
1-й этап – при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется социально-педагогическая работа с осужденным, определяются ее формы и методы. Налаживаются контакты с семьей, родственниками несовершеннолетнего, оцениваются особенности их влияния, разрабатываются рекомендации по организации свиданий и возможного отпуска.
2-й этап – реализуется составленная программа. Эффективность ее выполнения зависит от психологических особенностей осужденного, срока его пребывания в колонии, коллектива, в который он попал, опыта воспитателей, воспитательных возможностей учреждения. Подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается принятие мер в случае возникновения конфликта с другими воспитанниками. Анализируется процесс исправления. В основу разработки индивидуального подхода могут быть положены такие типы поведения подопечного:
первый тип – встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;
второй тип – твердо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном;
третий тип – доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;
четвертый тип – «болото», поведение неопределенно;
пятый тип – нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора;
шестой тип – злостные нарушители, лидеры преступных группировок.
Подвижность типов поведения делает необходимой постоянную диагностику состояния подопечного, корректировку программы деятельности.
Поддерживаются отношения с родственниками, семьей. В большинстве случаев специалист стимулирует подопечного к сохранению и укреплению этих отношений. Идет поиск дополнительных контактов вне стен колонии, которые могли бы стать в дальнейшем опорой для ресоциализации. Контролируется социально-бытовое положение подопечного: предоставляются необходимые консультации, осуществляется организационная работа по его улучшению.
3-й этап – по отбытии наказания оценивается результат работы, предпринимаются предварительные и последующие шаги по сопровождению подопечного вне колонии, нормализации его ресоциализации, поддерживаются отношения как с самим подопечным, так и его родственниками. При необходимости оказывается поддержка в трудоустройстве, определении на дальнейшую учебу (в форме ходатайств, рекомендательных писем).
Таким образом, в учреждениях отечественной пенитенциарной системы в настоящее время нет специалистов социальной службы, их функции исполняются всеми сотрудниками этих учреждений. Вопрос создания подобного рода службы или введения в штат исправительных учреждений социальных работников или социальных педагогов остается дискуссионным, хотя в большинстве развитых стран он уже решен положительно. При моделировании работы социального педагога исправительного учреждения еще раз обратим внимание на ее специфику:
- она осуществляется в закрытых и изолированных социальных пространствах;
- ее объектом являются лица с высоким показателем социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
- она проводится в условиях неизбежного противостояния «тюремного персонала» и «тюремного контингента»;
- она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;
- она не прекращается после исполнения наказания, а предполагает содействие в ресоциализации и адаптации к внешнему миру.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Дайте характеристику понятия «Социальная инфраструктура». Какую роль играет развитость инфраструктуры для становления социально-педагогической деятельности?
2. В чем особенности институционального и территориального подходов в организации социально-педагогической деятельности?
3. Какова специфика деятельности социального педагога в учреждениях образования?
4. Подберите аргументы, доказывающие необходимость введения должности социального педагога в учреждениях здравоохранения?
5. Каковы возможности социально-педагогической деятельности в учреждениях культуры и спорта?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная инфраструктура: сущность и содержание понятия.
2. Нормативно-правовая база социально-педагогической деятельности.
3. Территориальный и институциональный подходы к структурированию социально-педагогической деятельности.
4. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы образования.
5. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы социальной защиты населения.
6. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы здравоохранения.
7. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях культуры.
8. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях пенитенциарной системы.
9. Социально-педагогическая деятельность в некоммерческих и благотворительных организациях.
Проблемные вопросы для дискуссии:
1. Какую роль играет развитость инфраструктуры для становления социально-педагогической деятельности?
2. Подберите аргументы, доказывающие необходимость введения должности социального педагога в учреждения здравоохранения
3. Имеется ли потенциал для социально-педагогической деятельности в учреждениях культуры и спорта?