Сущность процесса социализации. Факторы социализации
Превращение человеческого индивида в личность происходит в процессе социализации. Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни знания, умения и навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями как «воспитание, обучение, развитие личности». Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы факторами: целенаправленное обучение, воспитание и случайные социальные воздействия в деятельности и общении.
Воспитание и обучение (в узком смысле) – это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определенных социально желательных стереотипов поведения, качеств личности. Случайные социальные воздействия также имеют место в социальной ситуации.
Ребенок социализируется не пассивно, принимая различные воздействия, а переходя постепенно от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен только в том случае, когда у него сформированы и существуют потребности. Если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществят свою воспитательную деятельность, то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности.
Активность ребенка будет либо полностью подавлена и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться делать скрытно и т.п.)
В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения и благодаря этому может происходить изменение его психики. Известно, что у человека есть психические процессы, отличающиеся от психических процессов у животных. Констатируя такое отличие Л.С. Выготский выделяет «низшие психические функции»(НПФ) и «высшие психические функции» (ВПФ). Если ребенок не имеет возможности взаимодействовать с другими людьми, то его психика исчерпывается только НПФ. Выготский Л.С. показал, что для того, чтобы ребенок перешел на более высокий уровень развития (т.е. к ВПФ), необходимо специальное обучение, суть которого сводится к ознакомлению ребенка со знаками, универсальным выражением которых является слово. ВПФ – речь, словесно-логическое мышление, произвольное внимание и пр. Этот уровень психики и есть результат социализации, однако он не единственный.
Развитие психики осуществляется посредством двух процессов:
социализации; - саморазвития, саморазвертывания личности. Личность в процессе своего существования может быть включена в самые различные социальные отношения, регуляторы которых могут противоречить друг другу (принятые нормы, правила). У человека может быть несколько референтных групп, и если ценности, принятые в этих группах сильно отличаются, то это приводит к внутриличностному конфликту. Когда в системе референтных групп, т.е. в жизненном пространстве человека, нет глубоких и серьезных противоречий, но могут, тем не менее, быть отдельные противоречащие друг другу правила или какие-либо ситуативные положения – это может стать причиной того, что человек задумывается, «переживает», рефлексирует по поводу какой-то своей личной проблемы. Такое переживание способно привести к развитию личности, так как может существенно изменить всю жизнь человека, но это уже не будет называться социализацией.
Социализация –многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни: стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует.
Процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией, которая является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, проходящей в 3-х основных сферах:
• Деятельности – расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
• Общения – расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.
• Сознания – формирование образа собственного «Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.
В процессе социализации и социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно постепенно формируется другая объективная потребность – проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально-значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости и уникальности.
Основными институтами социализацииявляются: (по мнению А.В. Мудрика) – семья, - образование, - культура, - религия. Институты – это исторически сложившиеся формы организации жизнедеятельности людей, т.е. это общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.
Существует несколько социально-психологических способов социализации:
1. Идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группой, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола.
2. Подражание – является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (манер, движений, поступков).
3. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается.
4. Социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (фасилитация - облегчение).
5. Конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.
Ряд авторов выделяют 4 психологических механизма социализации:
- имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;
- идентификация – усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;
- стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;
- чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.
Первые 2 механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.
Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами в процессе социализации люди учатся тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация – это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям. Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через конформное поведение.
С позиций отечественной психологии социализация характеризуется как расширенное влияние совокупности условий, в которых живет и развивается человек (прежде всего в условиях воспитания и обучения), сферы деятельности и общения индивида; как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.
В детском возрасте у человека формируется самосознание, закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы социального взаимодействия, моральные социальные нормы.
При изучении социального развития детей исследователи выделяют три основных процесса обеспечивающих социальное научение: - классическое обусловливание; - инструментальное обусловливание; научение в результате наблюдения. Классическое обусловливание представляет собой процесс при котором в результате научения условный стимул связывается с безусловным. Инстументальное или оперантное обусловливание наблюдается тогда, когда ребенок случайным образом выполняет правильно (или неправильно) какой-либо элемент поведения, причем такое поведение подкрепляется с помощью поощрения. В результате третьего процесса дети научаются чему-либо, наблюдая и воспроизводя то, что видят.
А. Бандура предложил 4-х ступенчатую модель научения и воспроизведения. На первой ступени доминирует внимание, поскольку для того, чтобы произошло научение, ребенку необходимо обратить внимание на образец. На второй ступени осуществляется сохранение; при этом интерпретируя поведение другого человека ребенок использует имеющиеся познавательные навыки или категории и сохраняет в памяти эту информацию. Эффективность данной стадии частично зависит от уровня когнитивного развития ребенка. На третьей ступени осуществляется использование информации, сохраненной в памяти ребенка, таким образом происходит моторное воспроизведение. Еще одной составляющей, обеспечивающей социальное научение являются мотивационные процессы, которые определяют будет ли осуществлено какое-либо действие. На четвертой ступени наблюдение следствий поведения другого человека окажет сильное влияние на желание воспроизводить это поведение.
Путем социального научения в процессе развития ребенка формируется, в частности, половое самосознание, которое представляет собой включения биологического пола и культурных ассоциация в самовосприятие и поведение ребенка. Данный процесс объединяет несколько компонентов: половую идентичность, понимание социальных ожиданий в поведении мужчины и женщины, усвоение поведения, соответствующего половой принадлежности. Половая идентичность включает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужественности и женственности.
К 3 годам дети уже хорошо различают пол окружающих людей, знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются различные требования. В этом возрасте дети начинают понимать и более абстрактные психологические составляющие половых стереотипов.
В разных психологических направлениях существуют определенные точки зрения на проблему формирования половых стереотипов. Представители психоанализа считают, что дети воспринимают половой стереотип через процесс идентификации с родителями того же пола. Этот процесс начинается в возрасте 4-5 лет.
Представители теории социального научения придерживаются мнения, что типичному для пола поведению обучаются также, как и другим формам поведения, т.е. путем инструментального обусловливания и наблюдения.
Сторонники теории когнитивного развития полагают, что ранее полоролевое научение связано с более общими изменениями в когнитивном развитии. Исследования в рамках этого направления показывают, что дети очень рано, почти независимо от семейного окружения, узнают о половых стереотипах, наблюдая поведение взрослых.
Практически одновременно с формированием процесса идентичности и представления о себе дети оценивают собственные качества, и на основе этого возникает и развивается их самооценка. Психологически процессы самооценки и формирования «Я-концепции» имеют значительные отличия. «Я-концепция», по сути, представляет собой в большей мере набор описательных, нежели оценочных представлений о себе. Часто «Я-концепции» может быть окрашена положительно и отрицательно, часть может быть нейтральной. А самооценка – это понимание человеком своих собственных качеств, а также оценка им этих качеств. Самооценку детей младше семи лет измерить довольно трудно. У маленьких детей есть ожидание успеха в конкретных заданиях, они оценивают себя в каждой конкретной ситуации, но у них отсутствует обобщенная самооценка. Дошкольник собой полностью доволен, кажется себе очень хорошим, и только, спустя некоторое время (к 9-10 годам) у ребенка формируется вполне отчетливое чувство собственной ценности, формируется оценка себя.
Другой важной составляющей развития личности является формирование навыков просоциального поведения. Этот термин используется психологами для обозначения предписываемых в определенной культуре моральных действий, которые можно определить как социально-положительные: щедрость, помощь другому, сотрудничество, эмпатия. Просоциальное поведение детей бывает достаточно последовательным в разных ситуациях, хотя возможны и ситуативные его отклонения.
Наибольшее влияние на ранних этапах социализации оказывает семья. Ж.Ж. Руссо «каждый последующий воспитатель оказывает гораздо меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий». Поведение в семье определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами знаков: неприятие - расположение, терпимость – несдержанность.
В зарубежных исследованиях широко изучались три дисциплинарных воздействия на детей: - использование власти (принуждение), объяснение, лишение родительской любви. Тактика использования власти предполагает насилие, порой физическое наказание, контроль со стороны родителей над желаниями ребенка. Индуктивная техника (объяснение) включает рассуждение, похвалу, объяснение ребенку последствий его действий. Лишение любви предполагает неприятие, игнорирование ребенка, выражение разочарования его поведением.
Исследования развития детей в зависимости от доминирующего типа воздействия показывают, что дети, у которых родители относились к ним нежно, с теплотой и пониманием, требовали осознанного поведения, вырастали с высоким уровнем независимости, зрелости, уверенности в себе, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.
Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, но и путем соотнесения своего опыта с образом жизни своих родителей.
Социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно в детстве и юности. А.В. Мудрик выделяет три этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Исследования позволяют выделить ряд различий социализации детей и взрослых.
1. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей корректируются базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы, дети – только усваивать их.
3. Социализация взрослых зачастую. Предполагает понимание того, что существует множество «оттенков» проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей строится на подчинении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие критерии, как «более хорошо» или «менее плохо».
4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками, социализация детей – в основном на мотивацию их поведения.
Таким образом, социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду, включает в себя усвоение языка, норм поведения, нравственных ценностей, всего того, что составляет культуру общества. Процесс вхождения ребенка в социальную среду под руководством взрослого человека называется воспитанием. Воспитание представляет собой комплекс воздействий, обеспечивающих социализацию индивида. Основной задачей взрослого является передача ребенку тех моральных ценностей и норм поведения, которые соответствуют требованиям общества. Если же ребенок не усваивает положительный социальный опыт, не может адаптироваться к образцам поведения и требованиям воспитателя (который в данной ситуации олицетворяет для ребенка социум в целом), то процесс социализации нарушается, а поведение ребенка становится социально дезадаптированным.