Гуманизация образовательного процесса ДОУ
Образовательный процесс – профес-но организованный процесс развития и воспитания ребенка. Образпроцесс ДОУ – организованное взаимодействие всех участников процесса по реализации образ-ой программы. Гуманность как общеметодологический принцип развития личности ребенка (Ш.А. Амонашвили) предполаг установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса. Гуманизм (человеческий) идейно-культурное движение эпохи Возрождения, кот. противопоставлялась средневековой схоластике; принцип всестороннего развития личности. Гуманизация – вера в р-ка, оптимистическое и уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели общения. Гуманизация обр-го проц. – учет личностных потребностей детей, запросов родителей, построение развивающей среды с учетом пола. Проблемой гуманизации дош образ занимались: Парамонова, Козлова, Комарова, Амоношвили. Под гуманизацией понимали: использование пед-ки сотрудничества, т.е. умение пед-га создать условия и сделать р-ка активным участником своего собственного развития. Гуманность – считается самым важным принципом в развитии личности р-ка. Бондаревская, Кульневич, Мудрик, под гуманизацией обр. проц. понимают личностно-ориентированную пед-ку, т.е. умение пед-га доходить до каждого р-ка, использовать пед поддержку, т.е. поддерживать то, что есть в ребенке, но недостаточно развито. Проблема гуманизации в ДОУ решается на основе Конвенции о правах р-ка. Философ основы гуманизации заключаются в признании роли взрослого и среды в развитии р-ка. Псих основы гуманизации составляют: создание ситуации успеха, ориентация на зону ближайшего развития, преобладание «+» эмоций.Гуманизация обр. проц. в доу заключ в гуманизации содерж-я обр-я, кот явя-ся системообразующим элементом. Парамонова обобщила подходы к обновлению сод-я дош образ: базисное содержание дош обр-я должно стороиться на принципах: 1. Развивающий хар-ер, т.е. содерж-е обр-я напр-но на развитие потенциальных возможностей детей. 2. Интегративный, использ-е чувственного и рационального познания в комплексе. 3. Мультикультурный хар-ер,ознакомление детей с культурой своего народа, др народов. 4. Здоровьесберегающ хар-р, обеспечение среды и формирование здорового образа жизни. Пути гуманизации содер-я образ процесса:создание игрового пространства, психологического климата, опора на личностно-ориентированный подход к детям в развитии и обучении, вариативность образовательных программ, средств, методов, форм взаимодействия с детьми.
На сегодняшний день перспективными направлениями гуманизации обр. процесса ДОУ является установление содержательной взаимосвязи разных видов детской деятельности.
В ФГОС делается акцент на обеспечение индивидуализации образования, создание единства образовательного пространства, оказание ранней помощи детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены отклонения в развитии, что означает гуманизацию дошкольного образования и образовательного процесса в частности.
Т.О. проблема гуманизации образ актуальна в наше время. Реализация принципа гуманизации в ДОУ обеспечивает условия для полноценного своевременного развития детей, для развития творческого потенциала, для достижения оптимального уровня развития каждого р-ка и обеспечение достаточного уровня подготовки детей к школе.
13Теория обучения в отечественной дошкольной педагогике дидактика - раздел пед. изуч проблемы обуч. Обучение – пр. передачи ЗУН от воспитателя к детям. Дошк дид- отрсль общей, теория обучения детей д.в. разработка содержания, форм обучения. Т. Обуч. Стала разрабатываться в 20 в. В 20 – 50е вышел ряд руководств, программ для ДОУ в кот отраж специфика обуч в разных возр. Гр. В 60 – 80е произошло оформление отеч теории обучения, как отрасли дош. Пед. Большой вклад внесла Усова в книге «обучение в детском саду» раскр роль обучения в обр. процессе ДОУ. Процесс формирования уч. Деят дошк. Процесс обучения на занятиях, ратовала за то, чтобы уч деятельность учитывала возраст и подавалась через игру. Разработала рекомендации по орг. Занятий. В 60 – 70е учебная деят.привалирует над лр.в ДОУ- это была ошибочная тенденция. Положенеи было исправленно – сокр. Количество занятий, форма – игровая. В 90е Михайленко Короткова разр рекомендации по орг занятий в ДОУ (сокр количество, проводить по подгруппам) Куликова Т.А. Выделяет недостатки современного обучения дошкольников: формализм, сниженный воспитательный эффект, предлагает использовать различные типы обучения в дОУ- прямое, проблемное. Кларина разработала когнитивную модель обучения дошкольников( исп.партнерские отношения ставка на развитие интелект чувств) сегодня обучение детей направленно на развитие познавательных интересов, любознательности, знакомство со способами добывания знаний до недавнего времени форма обучения в ДОУ – занятие в школе урок отличия в форме организации. Методах, так занятие предполагает более свободную форму, может проходить в оранжере фискульт зале и др. В ФГОСобучение дошкольников обозначается термином непосредственно образовательная деятельность. Осуществляется не только в непосредственно образовательной деятельности но и в образовательной деятельности в режимных моментах, в том числе самостоятельной деятельности.(напр в среде в старшей группе имеется много моделей, заданий ( на полу, шкафчиках)). Современные принципы построения образовательной деятельности( Т.М. Бабунова):1) принцип ч/з себя – понимание, 2) принцип приоритетности старта, 3) п. ассоциативности связей, 3) принцип фиксации успеха на всех этапах обучения, 4) принцип компанирования, т.е. педагог дает задания с учетом инд уровня развития и возможностей.5)принцип синтеза, интеллекта, аффекта – т.е. использовать методы и приемы в обр деятельности, анализировать, обобщать , сравнивать, классифицировать, использовать ситуации неожиданности, удивления. 6) принцип приемственности, непрерывности обучения в д/с, дома, школе.
Т.О. теория обучения дошкольников развивается в наст время она оформилась как отрасль дидактики и отражает специфику дошкольного детства.
14. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития. Образовательное пространство ДОУ представляет собой сферу применения образоват-х программ и технологий. Теоретической основой определения основных понятий, их взаимосвязи и иерархии являются работы B.C. Лазарева, Н.Д. Малахова, А.М. Моисеева, М.М. Поташника и др. Пед. инновация– целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и всей системы в целом. Классификация инноваций. 1. По видам деят: педагогические (обеспечивающие пед. процесс); управленческие. 2. По хар-ру вносимых изменений: радикальные (основанные на новых идеях и подходах); комбинаторные (новое сочетание известных элементов); модифицирующие (совершенствующие существующие образы и формы). 3.По масштабу вносимых изменений: локальные (независимые друг от друга изменения отдельных направлений, компонентов); модульные (несколько направлений взаимодейств м/у собой); системные (полная реконструкция системы). 4.По масштабу использования: единичные; диффузные. 5. По источнику возникновения: внешние (за пределами образ системы); внутренние (разработанные внутри нее). Инновация -рассм-ся как процесс освоения новшества (ср-ва, метода, методики, технологии, программ). инновационный процесс - «комплексная деят по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств». Пед.система- совокуп-ть взаимосвязанных ср-в, методов ипроцессов, необходимых д/создания организованного, целенаправленного пед. влияния на формир-ие личности с заданными качествами. Любая пед. сис-а отвечает на 3 вопроса: Зачем? — цель; Что?— содержание; Как?— методы и приемы. Инновац-ый хар-р пед. системы зависит от пед. теорий, как системыы знаний, описывающих и объясняющих определенный круг пед. явлений. Пед. технологиязанимается конструированием оптимальных обучающих и воспитательных систем, проектированием образоват процессов. пед. технология - система способов, приемов, шагов, последовательное выполнение которых обеспечивает решение задач воспит-я, обуч-я и разв-я р-ка, а сама деят представлена как опред система действий. Пед. технол-я обеспечивает результат, управляемость образоват процесса. Современное понимание пед. технологии- ср-во взаимод-вия педагога и р-ка в пед. процессе. Инновационные пед. технологии и сис-ы обуч-я и воспит-я дошк-ков отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, они отражают уровень пед. мастерства и творчества. Возникновение пед. систем и технологий продиктовано соц-ным заказом, уровнем психолого-пед. науки, кадровым потенциалом работников. Инновационные черты современных образ программ ДОУ. «Истоки» - программа является базисной, инновационной, ориентир на достижение требований Госстандарта дош. образ. построена на основе достижений пед и псих науки, направлена на формирование творч личности р-ка. «Из детсва в отрочество» Инновация данной технологии заключ-ся прежде всего в изменении парадигмы (образца) взаимод-вия взрослых и детей. «Одаренный ребенок» основное отличие в том, что внимание уделяется не содержанию обучения, а средствам, наглядным моделям.
Инновации:1) иновац технология НиколаевойС.Н. «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Автор предлагает использовать народные праздники, игры, фольклер с целью реализации задач приминительно к временам года.
2) Зайцева «Технология раннего интенсивного обучения грамоте». Педагог новатор. Предлагает при обучении грамоте задействовать все анализаторы: тактильный, зрительный, слуховой. Технология направлена на обучение чтению к 5 годам. Обучение чтению на основе складов. Придумал кубики Зайцева ( 52 кубика, 3 табл). На кубике расположен складовой ряд (Б, Ба, Бы, Бе...). Различаются по цвету: золотые и железно золотые, большие и маленькие, деревянные и металлические. Каждобу кубику соответствует столбик ( строчка в табл). Технология обучения чтению основана на иллюстрациях, игровых методах, групповых и индивидуальных формах. Детям предлагается писать кубиками, затем переходят к чтению. Склады пропеваются. Педагог показывает, затем действует с рукой ребенка, а затем ребенок самостоятельно.
3) Карл ОРф предложил технологию «шульверк» ( деление творчества в сочетании с практическими действиями. Детям предлагается играть на простейших музыкальных инструментах, сопровождать пением и движениями.
Инновационные технологии обучения и развития дош-ков: 1. Технология витагенного обр-я с голографическим подходом.Данное инновационное направление обуч-я и разв-я дош представлено в работах А.С. Белкина. Эта тех-гия должна помогать раскрытию творческого потенциала не только детей, но и взрослых. Ее название означает опору на жизненный опыт детейс использованием объемного многомерного подхода к овладению системой знания— незнания. Опора на витагенный (жизненный) опыт — ср-во сформировать новое отн-ие, сделать детей равноправными участниками образоват-го процесса. Суть пед. взаимодействия в духовном обмене, в взаимообогащении учащих и учащихся. В процессе обуч-я и воспит-я проживаются чувства, действия, деят. Основные направления пед. деят вкл-ют орг-цию игровой деят, помощь семье в орг-ции полноценного общения, формирование разумных материальных потребностей. Специфические приемы формирования необходимых (разумных) потребностей: «погашение потребностей», «опережающее предложение», «переключение к погашениям», «эмоциональное обволакивание», «эмоциональный контракт», «эмоциональная установка», «положительное подкрепление», «переключение деят». Данная технология расширяет возможности активного использования опыта детей и взрослых, формирует интимно-личностные основы взаимодействия. 2. Тех-гия ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).автор Г.С. Альтшуллер. Главная идея состоит в том, что технические решения возникают и развиваются не как попало, а по определенным законам, которые м/о познать и использовать д/сознательного решения изобретательских задач. Цель технологии ТРИЗ — разв-е у детей гибкого, нестандартного, диалектического мышления, изобретательской смекалки, творческого воображ-я. Главное — не просто развивать фантазию, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Тризовская тех-гия — подбор коллективных игр и занятии. К методам и приемам тех-гии ТРИЗ относятся: метод фокальных объектов; «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте; решение сказочных задач и придумывание новых сказок; «метод маленьких человечков». Тех-гия ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на историч-е темы (история изобретения колеса, карандаша, стола. Технология ТРИЗ успешно применяется и на прогулках. Используются приемы, активизирующие детскую фантазию: О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер. Кто его мама? Кто его друзья?) ТРИЗ опирается на различные виды изобразит-го творчества: Т.О. эта технология способствует развитию воображения, фантазии детей. Т.О в современной дош. пед-ге поцесс создания инновационных сстем и технологий обучения и развития дош – ков характеризуется высокой интенсивностью. Практикам, руководителям ДОУ необходимо знать сущность данных технологий, проф. подходить к выбору технологий для использования в образ. процессе ДОУ, уметь адаптировать их содержание к конкретным условиям учреждения .
15. Теоретические основы формирования предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста. Учебная деятельность – деят. в ходе которой дети овладевают системой научных понятий, общих способов решения конкретных практических задач. в основе лежит процесс обучения, который специально организуется что бы учащийся осуществляя ее изменял самого себя (Давыдов) Учебная деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, хотя предпосылки ее развиваются в период дошкольного детства от года к году. Учебная деятельность – это деятельность по освоению детьми знаний, умений и навыков. В ФГОС 2013 г.предпосылки учебной деятельности обозначаются термином непосредственно образовательная деятельность.
А.П. Усова характеризует предпосылки учебной деятельности, выделяя структурные ее части: 1. Принятие и понимание учебной задачи; 2. Умение действовать в дидактически заданном направлении; 3. Самоконтроль и самопроверка. Педагогическими условиями организации учебной деятельности, ее формирования являются использование разнообразных технологий обучения, позиции учителя в обучении, задействование в комплексе разных средств обучения, разнообразие мотивации в обучении. В обучении дошкольников используются разнообразные методы: методы по сообщению новых знаний, метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций. Формы организации обучения дошкольников, используемы в ДОУ: фронтальные, групповые, индивидуальные, дидактические игры, проекты, экскурсии. Комплексные, тематические, интегрированные, доминантные занятия; нетрадиционные формы: КВН, викторины, литературные калейдоскопы. Обобщая подходы, можно сказать, что содержание обучения должно быть доступно детям, интересно и не должно вредить здоровью. Занятие – основная форма обучения в дошкольных учреждениях. Занятие – это регламентированная деятельность, в ходе которой педагог осуществляет воздействие на детей, систематизирует, обобщает знание, использует разные формы организации детей, формирует интерес к процессу познания, саморазвития. Занятия способствуют развитию познавательных процессов, ума. Положительно, что занятия проводятся систематически; знания сообщаются всем детям одновременно, отрицательно отсутствие возможности учесть темп развития каждого ребенка, осуществить на деле индивидуально – дифференцированный, подход. В настоящее время занятия рассматриваются как синтез игровой и познавательной деятельности педагога с детьми. Правильно организованное занятие формирует у детей способность взаимодействовать с познавательной информацией: - проявлять к ней интерес; - правильно отбирать информацию; - обсуждать и использовать ее; - приобретать первоначальные навыки для самостоятельного получения информации; - формируется определенная модель интеллектуальной деятельности, которая во многом сохраняется на всю жизнь. Поэтому на педагоге лежит большая ответственность при организации занятий. От педагога зависит уровень сформированности интеллекта, культуры общества. Задача педагога организовать занятие, и научить каждого ребенка современным способам овладения информацией. Готовя занятие, воспитатель должен: - отобрать познавательную информацию; - методы активизации у детей познавательного интереса, воздействия на впечатления; - продумать организацию коллективной и индивидуальной деятельности. Познание в дошкольном возрасте тесно связано с чувствами и яркими впечатлениями. Современная концепция образования, обучения дошкольников нацелена на активность, познавательные интересы детей. На любом виде занятии педагог должен развивать общие способности, такие как коммуникативные, сенсорные, двигательные, познавательные, речевые, творческие. На базе общих способностей формируются специальные способности – лингвистические, математические, музыкальные и т.д. Эффективность занятия оценивается по уровню активности каждого ребенка, поэтому на занятии надо опираться на разнообразные виды активности: познавательная, двигательная, речевая. Если ограничивать или подавлять двигательную активность, то это тормозит развитие познавательной и речевой активности. Занятия входят в один из трех блоков образовательного процесса ДОУ – специально организованные занятия. На всех занятиях педагоги способствуют формированию предпосылок учебной деят. Она не является ведущей в дош возрасте. Ее цель — подготовка к задачам школ-го обучения, она динамично и содержательно изменяется от возраста к возрасту. Требования к занятиям были изложены в методическом письме Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.: - сократить количество занятий (не более двух в день); - обеспечить индивидуально – дифференцированный подход, проводить занятия по подгруппам; - занятия должны быть занятиями – загадками, занятиями – удивлениями; на занятии следует ставить детей в позицию первооткрывателей. Современные принципы построения занятий (Виноградова, Куликова): 1.Принцип «через себя – понимание»; 2. П-п приоритетности старта (У каждого своя зона ближайшего развития и необходимо начинать с того уровня, какой есть у детей); 3. Фиксация успеха на всех этапах занятия; 4. П-п синтеза интеллекта, аффекта, и действия; 5. п-п этапности и учета возрастных особенностей; 6. П-п преемственности и непрерывности образования в детском саду, дома и школе. Таким образом, занятия в детском саду – основная эффективная форма обучения на сегодняшний день; они отличаются от урока в школе рядом особенностей. Существуют различные типы занятий. Они должны использоваться во взаимосвязи в чередовании. Современные педагоги должны владеть технологией организации занятий, соблюдать современные требования к занятиям. В дошкольном возрасте формируются предпосылки учебной деятельности. К выпуску в школу дети должны владеть основными учебными навыками.
16. Педагогические условия организации предметной деятельности детей раннего возраста. Педагогические условия- это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя кот педагог добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. Предметная деятельность- деят, направленная на восприятие окружающей действительности, вначале бессознательно (ребёнок случайно натолкнулся на предмет), затем (на 2-3 году) - сознательно, целенаправленно.В основе предметной деят лежат ориентировочные реакции - ребёнок тянется к предмету, стремится пощупать, взять в рот, рассматривает. По мнению Григорьевой Г. Г., содержание предметной деят. составляет усвоение ребёнком общественно выработанных способов употребления предметов. структура: цель (ставит взрослый или ребёнок), мотив действия (игрушка, привлекательный вид), результат (знания о свойствах и качествах предметов).Предметные действия составляют предметную деятельность. Чтобы предметная деятельность эффективно способствовала развитию и воспитанию детей, необходимо соблюдать ряд условий.. Павлова Л,М.1) Для первого года жизни необходимо тщательно продумать подбор, размещение, оформление пособий, помещений. Игрушки и предметы близко расположены от ребёнка, яркие, контрастных цветов. должно быть 2-3 предмета разного цвета. кубы - вкладыши, цветные колпачки, гирлянды шаров, горка - манеж, мячи, надувные игрушки.Для детей второго года во используется вся площадь групповой комнаты. горка, игрушки - двигатели (тележки, машинки), надувное бревно. На потолке - устройство для подвешивания крупных игрушек («карусель»), воротца для подлезания, мягкие игрушки, дидактический столик для сенсорного развития (скаты, кубы, столбики для нанизывания, втулочки), кукольный уголок, уголок ряжения, зеркало. Целесообразно периодически приносить в группу рыбок в аквариуме, птичку в клетке.2) активизирующая роль взрослых. предметная среда не в полной мере будет развивать ребёнка. Взрослый, педагог делает эту среду доступной и понятной р-у. Отношение взрослого, его эмоциональное общение с каждым ребёнком является причиной первых радостей и огорчений малыша. После 6 месяцев только ласки и внимания уже недостаточно в общении с ребёнком. Необходимо, чтобы взрослый выступал как активный партнёр ребёнка. На втором году общение взрослых и детей приобретает познавательный характер (общение по поводу интересных предметов), совместная деятельность взрослых и детей.3) специального обучения. У малышей отсутствует мотив, произвольные действия, необходимые для учения. Занятия носят игровой характер, но имеют цель, задачи, средства.Обучение происходит при участии взрослых на занятиях и в совместной деятельности. Подражание взрослому в процессе обучения - эффективный способ овладения предметной деятельностью. Обучая действиям с предметами и дидактическими игрушками приёмы:показ, просьба зеркально повторить действия, затем ребёнок действует самно;предлагает детям действовать одновременно с ним;может быть предложено действовать по аналогии.Л. Н. Павлова разработала систему занятий для детей 1-го, 2-го, 3-го года жизни по сенсорному воспитанию, по развитию предметных действий: для 1-го года - 53 занятия, для 2-го года - 61 занятие, для 3-го года -31 занятие на год.На 2-м году жизни на занятиях с дидактическими игрушками обращаегся внимание детей на свойства предметов, предлагаются задания на соотнесение, группировку, соргировку по сходству и различию; дети узнают зависимость между частью и цельм, знакомятся с количеством. Такие занятия развивают мелкую моторику рук, координацию движений. На занятиях взрослый должен стремиться поддерживать у детей устойчивый ориентировочный интерес к игрушкам и давать возможность самостоятельно действовать.На занятиях используются 5 видов дидактических игрушек:игрушки для нанизывания на стержень (кольца, втулки, шары, кубы);объёмные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы) для группировки по цвету, величине, форме;игрушки - вкладыши;народные сборно-разборные игрушки (яйца, матрёшки);небольшие сюжетные игрушки (куколки, грибочки, овощи и т. д.).На втором году жизни для развития предметной деятельности можно использовать следующие игры и упражнения (Григорьева Г. Г.):Найди колечки такого же цвета.Собери башенку (конус) из 3 - 5 чашей.Положи в одну сторону все большие, в другую все маленькие предметы.Игры — занятия с предметами - орудиями. Игры с народными игрунками - вкладышами.На третьем году жизни важно помочь детям выделить те свойства предметов, которые они не замечают. Для этого необходимо использовать игры типа: «Найди кукле её игрушки» (подбирать игрушки такого же цвета, как платье у куклы), «Сделаем бусы кукле» (по цвету, форме, величине), «Привяжи к шарику ниточку».На третьем году жизни используются 5 видов дидактических игрушек, но действия детей, задания усложняются. Ребёнок должен уметь собирать пирамидку из 5 - б разноцветных, уменьшающихся по размеру колец; отбирать предметы трёх величинных соотношений (большой - поменьше - маленький); при собирании матрёшек совмещать кольца по величине, цвету.Каждый раз цели, задачи и приёмы усложняются. Задания не должны быть слишком лёгкими: посильная трудность повышает интерес, работоспособность детей.Взрослый при обучении детей предметным действиям не должен торопиться, спешить. Обучение должно строиться по тину сотрудничества с ребёнком.
Показателями развития предметной деятельности, предметных действий являются следующие: действия ребёнка становятся смелыми, уверенными, точными;обобщённые действия (т. е. ребёнок переносит усвоенные действия на новые предметы);проявление инициативы ребёнка. В ФГОС 2013 г.при выделении видов деятельности в раннем возрасте выделяется предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и вещами - песок, вода, тесто, действия с бытовыми предметами, орудиями: ложка, совок, лопатка. Таким образом, предметная деятельность является ведущей на втором году жизни. На первом году жизни истоки предметной деятельности зарождаются в ориентировочно-исследовательской деятельности. На третьем году предметная деятельность перерождается в игру, т. е. предметная деятельность на протяжении раннего возраста видоизменяется, развивается, ей сопутствует деятельность общения. Предметная деятельность способствует развитию психических новообразований, интенсивно развивает ребёнка. Современные педагоги должны соблюдать, создавать педагогические условия, которые обеспечат, повысят развивающий эффект предметной деятельности: создание предметной среды, использование активизирующей роли взрослого, специальное обучение на занятиях и в совместной деятельности.
17. Педагогические условия организации познавательной деятельности дошкольников. Пед. условия – это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые педагог добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. Познавательная деятельностьнаправлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное ее применение. А.В.Запорожец, опираясь на основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, установил первенство практического действия ребенка по отношению к его психическому развитию. Развивая познавательную деятельность ребенка, педагог должен помнить, что ребенок начинает познавать мир не с теоретического его рассмотрения, а с практических действий. А.В. Запорожец установил, что центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные действия. Педагог создает в ДОУ такие условия, которые специально «строят» ориентировочную часть деятельности. Познавательная деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами (по А.Н. Леонтьеву) являются: побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности (содержание), соответствие предмета и мотива (их соподчинение), средства осуществления деятельности (действия и операции). Т.И. Гризик рассматривает познавательную сферу как сложное образование, в котором можно выделить три компонента – психические (познавательные) процессы; информация; отношение к информации. Педагогическими условиями, обеспечивающими решение задач развития всех трех компонентов, исследователи называют постепенное наполнение предметно-развивающей исследовательской среды; широкое использование разнообразных исследовательских методов (экспериментирование, проектирование, моделирование и др.); наличие исследовательских зон (мини- лаборатории собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе /колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т.д./, разнообразные коллекции /минералов, почв, камней, насекомых и т.д./, природный материал /кора деревьев, ракушки, шишки, желуди и т.п./); развитие субъектной позиции детей в познании (с помощью таких методов как: решение проблемных задач, поисковых способов ориентировки в заданиях, организации проблемного обучения не сообщать ребёнку информацию, а создавать условия для его собственных наблюдений, размышлений, действий с индивидуальным дидактическим материалом). В целом педагогические условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к миру. Моделирование – наглядно-практический метод обучения, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, В.И. Логиновой. Суть метода состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объекта или явления. Детское эксперементирование, по мнению Н.Н. Поддьяква, является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности. Автор различает познавательное, продуктивное, социальное экспериментирование. В результате у детей получается собственный продукт детского творчества: новая постройка, рисунок, сказка, новые сведения, знания, опыт социального поведения. В современных исследованиях основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л.М. Кларина, Г.М. Киселева, Ю.Б. Рюмина, Н. Федина, О. Скоролупова и др). суть интеграции во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познавательного развития; сочетании личного (житейского) и теоретического опыта (как присвоение социокультурного наследия); проектирование образовательных тем, являющихся стержнем для создания детско-взрослого сообщества; рассматривании разнообразных аспектов каждой из четырех сфер действительности (естественно-научные, эстетические, социальные, логико-матемаические). Караткова предлагает делать акцент на развитие познавательных функций памяти, внимания, логического мышления в партнерской деятельности взрослых с детьми. С учетом интересов детей организовывать познавательные циклы, опыты, содержание коллекций, путешествие по картам, путешествие по реке времени. Евдакимова предлагает использовать технологию проектирования, преимущественно творческие проекты, когда участники свободно выражают умения, выбирают средства для решения проблемы. В ФГОС 2013 года выделяется образовательная область ( направление развития), познавательное развитие , где предполагается развивать у детей любознательность, познавательную мотивацию, формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность, формировать представления о себе, других людях, объектах окужающего мира, о свойствах и отношениях объектов, о планете земля, особенностях природы, многообразии стран и народов мира. Среди видов деятельности выделяется в раннем возрасте – экспериментирование с вещами. К 3 годам ребенок интересуется окр. предметами и активно действует с ними. К 7 годам – обладает положит. отношение к миру, проявляется любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно следственными связями , пытается самостоятельно придумывать, обладает социальными знаниями о природном и социальном мире, представление из области животных, естествознание
Вывод: познавательная деятельность имеет свою структуру, особенности, является средством воспитания личностных качеств (активности, самостоятельности, ответственности). Психолого-педагогические условия направлены на установление взаимосвязи, как механизма формирования самой деятельности, так и личности ребенка.