Формы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе

Помимо обязательных занятий по физическому воспитанию, предусмотренных учебными планами факультетов, важную роль в оздоровлении студентов, повышении их физического статуса играют различные формы физкультурно-спортивной и оздоровительно-массовой работы в вузе.

К таким формам относят: утреннюю гигиеническую гимнастику, физические упражнения в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеучебное время, внутрифакультетские, внутривузовские и межвузовские спортивные соревнования, занятия в оздоровительных группах, спортивных секциях и клубах, работа студенческих спортивно-оздоровительных лагерей, оздоровительный и спортивный туризм и др.

Различные формы физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий являются действенным методом приобщения студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников к физической культуре, создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и потребностей занимающихся. Доступность этих мероприятий обеспечивается благодаря специальному подбору состязательных упражнений, элементов видов спорта или вида спорта в целом, дистанций определенной сложности и протяженности, веса используемых снарядов, количества интенсивности выполняемых упражнений.

В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные мероприятия подразделяются на агитационно-пропагандистские, учебно-тренировочные и спортивные соревнования.

· Агитационно-пропагандистские мероприятия имеют своей целью привлечения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышения уровня их физкультурных знаний. Они проводятся в форме показательных соревнований, конкурсов, блицтурниров и открытых соревнований, в которых могут принять участие все желающие.

· Учебно-тренировочные мероприятия проводятся с занимающимися в физкультурно-оздоровительных группах. Их задача – сделать занятия более эффективными, повысить их эмоциональность, стимулировать повышение уровня физической подготовленности студентов. К этому виду относятся соревнования по упрощенным правилам, подвижные игры, спортландии, состязания на дорожке здоровья и др.

· Спортивные соревнования проводятся по видам спорта в соответствии с правилами соревнований с целью достижения нормированных и наивысших спортивных результатов. К участию в них допускаются студенты, занимающиеся в спортивных секциях, а также лица при условии необходимой физической и технической подготовленности.

Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. По характеру зачета и определению результатов все соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.

По форме проведения они могут быть открытыми и закрытыми, очными и заочными, одноразовыми и традиционными, однодневными и многодневными, официальными и товарищескими, классификационными. В то же время, эти формы могут использоваться в сочетании.

Выбор видов спорта, по которым организуются и проводятся спортивные соревнования в вузе, определяются несколькими факторами. В первую очередь, это учет интересов и потребностей студентов; спортивной специализации преподавателей; материально-технических возможностей кафедры физического воспитания и спорта, спортивных традиций вуза.

Основными направлениями физкультурно-массовой работы среди студентов являются: гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное.

· Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитий, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.

· Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послебрачного восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и др.

· Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет. Средствами подготовки по этому направлению являются: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорта, туризм, игры и др.

· Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.

· Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.

· Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

· Организацию и проведение всех форм физкультурно-спортивных и оздоровительно-массовых мероприятий в вузе осуществляет спортивный клуб совместно с кафедрой физического воспитания и спорта.

Система физического воспитания в вузе представлена на рис. 1

Формы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе - student2.ru

3. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных

Отделениях

Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных

отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному

процессу.

Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для

каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития,

физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии

с научно-методическими основами физического воспитания.

Программный материал на учебный год распределяется с учётом

климатических условий и учебно-спортивной базы.

Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему

содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на

каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного

совершенствования и специальное.

Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические

задачи.

Основой для решения этих задач служит система организационных форм и

методов обучения.

Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы

физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения

материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и

интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования

различных видов и форм учебной работы.

Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям

являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на

каждом курсе в начале учебного года.

После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья,

физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из

медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической

подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки

состояния физической и спортивно-технической подготовленности по

контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

В результате медицинского обследования и контрольных проверок

физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное

учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья,

уровню физического развития и подготовленности к основной и

подготовительной медицинским группам.

Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом

пола и уровня физической подготовленности.

Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен

составлять 12-15 человек.

В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на

разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса

к занятиям спортом.

Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от

студентов основной медицинской группы.

В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт

принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными

навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических

нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из

программного материала, обязательного для всех учебных отделений,

профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных

средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие

студентам интереса к занятиям спортом.

Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по

основам теории, методики и организации физического воспитания, на

формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно

заниматься физической культурой и спортом.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них

зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные

упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу

отделения спортивного совершенствования.

На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по

данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.

Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера

заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного

преподавателя.

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном

отделении преимущественно направлен на:

укрепление здоровья,

закаливание организма,

повышение уровня физической работоспособности;

возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;

ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;

приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-

прикладных умений и навыков.

Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются

обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов

в неделю.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический

программный материал, обязательный для всех учебных отделений,

профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные

средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом

развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам

врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с

учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-

прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных

возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой

прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и

систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных

занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности,

доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её

повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в

специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям.

Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения

приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую

подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были

переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями

физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов

специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных

занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и

подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по

окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую

группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других

объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты

переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

Наши рекомендации