Формы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузе
Помимо обязательных занятий по физическому воспитанию, предусмотренных учебными планами факультетов, важную роль в оздоровлении студентов, повышении их физического статуса играют различные формы физкультурно-спортивной и оздоровительно-массовой работы в вузе.
К таким формам относят: утреннюю гигиеническую гимнастику, физические упражнения в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеучебное время, внутрифакультетские, внутривузовские и межвузовские спортивные соревнования, занятия в оздоровительных группах, спортивных секциях и клубах, работа студенческих спортивно-оздоровительных лагерей, оздоровительный и спортивный туризм и др.
Различные формы физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий являются действенным методом приобщения студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников к физической культуре, создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и потребностей занимающихся. Доступность этих мероприятий обеспечивается благодаря специальному подбору состязательных упражнений, элементов видов спорта или вида спорта в целом, дистанций определенной сложности и протяженности, веса используемых снарядов, количества интенсивности выполняемых упражнений.
В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные мероприятия подразделяются на агитационно-пропагандистские, учебно-тренировочные и спортивные соревнования.
· Агитационно-пропагандистские мероприятия имеют своей целью привлечения студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышения уровня их физкультурных знаний. Они проводятся в форме показательных соревнований, конкурсов, блицтурниров и открытых соревнований, в которых могут принять участие все желающие.
· Учебно-тренировочные мероприятия проводятся с занимающимися в физкультурно-оздоровительных группах. Их задача – сделать занятия более эффективными, повысить их эмоциональность, стимулировать повышение уровня физической подготовленности студентов. К этому виду относятся соревнования по упрощенным правилам, подвижные игры, спортландии, состязания на дорожке здоровья и др.
· Спортивные соревнования проводятся по видам спорта в соответствии с правилами соревнований с целью достижения нормированных и наивысших спортивных результатов. К участию в них допускаются студенты, занимающиеся в спортивных секциях, а также лица при условии необходимой физической и технической подготовленности.
Спортивные соревнования являются одним из наиболее эффективных видов организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в вузе. По характеру зачета и определению результатов все соревнования делятся на личные, лично-командные и командные.
По форме проведения они могут быть открытыми и закрытыми, очными и заочными, одноразовыми и традиционными, однодневными и многодневными, официальными и товарищескими, классификационными. В то же время, эти формы могут использоваться в сочетании.
Выбор видов спорта, по которым организуются и проводятся спортивные соревнования в вузе, определяются несколькими факторами. В первую очередь, это учет интересов и потребностей студентов; спортивной специализации преподавателей; материально-технических возможностей кафедры физического воспитания и спорта, спортивных традиций вуза.
Основными направлениями физкультурно-массовой работы среди студентов являются: гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное.
· Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитий, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.
· Оздоровительно-рекреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послебрачного восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и др.
· Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет. Средствами подготовки по этому направлению являются: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорта, туризм, игры и др.
· Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.
· Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.
· Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм. Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
· Организацию и проведение всех форм физкультурно-спортивных и оздоровительно-массовых мероприятий в вузе осуществляет спортивный клуб совместно с кафедрой физического воспитания и спорта.
Система физического воспитания в вузе представлена на рис. 1
3. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных
Отделениях
Основным принципом при определении содержания работы в разных учебных
отделениях является дифференцированный подход к учебно-воспитательному
процессу.
Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для
каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития,
физической и спортивно-технической подготовленности студентов.
Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии
с научно-методическими основами физического воспитания.
Программный материал на учебный год распределяется с учётом
климатических условий и учебно-спортивной базы.
Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему
содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.
Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на
каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного
совершенствования и специальное.
Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические
задачи.
Основой для решения этих задач служит система организационных форм и
методов обучения.
Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы
физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения
материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и
интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования
различных видов и форм учебной работы.
Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям
являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на
каждом курсе в начале учебного года.
После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья,
физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из
медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.
Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической
подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки
состояния физической и спортивно-технической подготовленности по
контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.
В результате медицинского обследования и контрольных проверок
физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное
учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья,
уровню физического развития и подготовленности к основной и
подготовительной медицинским группам.
Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом
пола и уровня физической подготовленности.
Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен
составлять 12-15 человек.
В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на
разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса
к занятиям спортом.
Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от
студентов основной медицинской группы.
В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт
принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными
навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических
нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из
программного материала, обязательного для всех учебных отделений,
профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных
средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие
студентам интереса к занятиям спортом.
Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по
основам теории, методики и организации физического воспитания, на
формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно
заниматься физической культурой и спортом.
Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них
зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные
упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу
отделения спортивного совершенствования.
На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по
данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера
заболевания и функциональных возможностей организма студентов.
Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного
преподавателя.
Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном
отделении преимущественно направлен на:
укрепление здоровья,
закаливание организма,
повышение уровня физической работоспособности;
возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-
прикладных умений и навыков.
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются
обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов
в неделю.
Программа курса этого отделения включает теорию, практический
программный материал, обязательный для всех учебных отделений,
профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные
средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом
развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам
врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с
учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-
прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных
возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой
прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и
систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных
занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности,
доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её
повышение.
Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в
специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям.
Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения
приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую
подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были
переведены в подготовительное учебное отделение.
Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями
физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов
специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных
занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и
подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по
окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую
группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других
объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты
переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.