Технологии обучения, их виды
Технология (от греч. Techne - искусство, мастерство, умения) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. С начала 1960-х гг. получило распространение понятие «педагогическая технология». Причиной его появления явились попытки в условиях научно-технического прогресса вывести образование на качественно новый уровень. Поначалу технологизация образования связывалась в основном с применением новых технических средств обучения. Однако сегодня педагогическая технология – это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявить принципы развития и найти способы оптимизации образовательного процесса, применить новые методические приемы и разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.
В 1986 г. была дана формулировка ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».
В целом педагогические технологии классифицируются следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития. Технологии обучения могут быть разделены на технологии обучения и самообучения.
Под технологией обучения понимается процесс реализации его содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Создание технологии обучения связано с определенной последовательностью действий, которую можно представить в виде следующего алгоритма:
1) анализ содержания обучения;
2) анализ и формулировка учебно-воспитательных целей. При этом должны анализироваться как конечные цели педагогического процесса, так и цели конкретного занятия;
3) выбор концепции обучения, которая будет служить основой организации учебных действий в процессе занятия;
4) собственно создание технологии обучения. Данный этап включает в себя определенную последовательность действий:
а) организацию учебного материала (его отбор, структурирование; подбор аргументов, доказательств, примеров, определение задач и заданий по формированию навыков и умений);
б) выбор формы проведения занятия;
в) выбор наиболее рациональных методов обучения, которые будут использоваться на занятии;
г) выбор средств обучения и учебно-лабораторного оборудования (учебников, наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения и т. д.);
д) выбор приемов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Таким образов, технология обучения – это система мероприятий по организации и осуществлению процесса обучения, предусматривающая определенную последовательность действий и достижение определенных целей.
Технологии обучения характеризуются следующие параметры: цели обучения должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии разрабатывающим ее должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм педагога сведен к минимуму. Свобода педагога возможна в том диапазоне действий, который обеспечивает приближение к целям. Поскольку на реализацию технологии влияет множество переменных, связанных с особенностями педагогов и обучающихся, условий, в которых протекает педагогический процесс, то творчество педагога не может, да и не должно быть исключено. Оно предполагается в любой технологии как на стадии ее создания, так и при ее реализации.
Технологии обучения можно классифицировать по следующим параметрам:
•по объекту воздействия (обучение школьников, студентов и т.п);
•по предметной среде (для гуманитарных, естественно-научных дисциплин, для общепрофессиональных дисциплин, специальных дисциплин);
•по применяемым средствам (видеотехнические, информационные, проблемно-деятельностные, рефлексивные и др.);
•по организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные);
•по методической задаче (технология одного предмета, одного раздела дисциплины, одной темы, одного вида учебного занятия (одного вопроса), одного метода, одного средства и др.);
•по инновационной технологии (проектно-созидательные, развивающего обучения, компьютерные, дистанционного обучения, мультимедиа, модульные, интегральные, графического сжатия информации и др.).
Прогресс постоянно вносит свои коррективы в образовательную деятельность. Вновь создаваемые формы, методы, средства обучения, элементы учебно-материальной базы потенциально обладают существенными возможностями повышения эффективности и качества подготовки специалистов. Подобные новации определили новый вид технологий обучения – инновационные.
В целом инновациейв педагогике считается разработка, создание и внедрение различного вида новшеств и нововведений, порождающих существенные или значительные изменения качественных параметров образовательного процесса. Качественные параметры при этом могут отличаться в зависимости от типов педагогической инновации. Выделяют модернизирующие и реформирующие типы инноваций. В первом случае - это совершенствование образовательного процесса путем улучшения качественных параметров существующих элементов технологии, а во втором – путем нововведений, коренным образом меняющих систему проведения учебного занятия.
Инновационные технологии обучения, в отличие от традиционными позволяют повысить качество и эффективность образовательного процесса в соответствии с параметрами, характеризующимися структурными элементами системы управления, целями обучения, ролевыми позициями и функциями педагога и обучающегося, характером организации учебно-познавательной деятельности, формами учебных взаимодействий.
Разрабатывая или применяя уже испытанные технологии обучения, следует исходить из того, что образовательный процесс необходимо строиться так, чтобы обучающиеся самостоятельно учились приобретать знания, умения и навыки, формировали у себя целостную психологическую структуру (профессиональной) деятельности.