Источники возникновения дошкольной педагогики. Украинская этнопедагогика как основа дошкольной педагогики
Предмет дошкольной педагогики. Основные категории дошкольной педагогики
1. 3/Цели и задачи дошкольной педагогики. Связь дошкольной педагогики с другими науками
Дошкольная педагогика как наука об образовании и воспитании детей от рождения до поступления в школу. Предмет дошкольной педагогики: процесс образования и воспитания, его цель, задачи, содержание, формы, методы, средства, их своеобразие. Основные категории дошкольной педагогики: воспитание, развитие, формирование, обучение, педагогический процесс.
Задачи дошкольной педагогики: способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества; изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей; разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Источники дошкольной педагогики как науки: народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого, экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.
Теоретические основы дошкольной педагогики: философские, естественнонаучные, психологические, историко-педагогические.
Место дошкольной педагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками: философией, психологией, анатомией, физиологией, логопедией и др.
Сформулируйте основную цель дошкольной педагогики:
1. -воспитать послушного ребенка
2. -воздействовать на дошкольников методом внушения
3. -научно обосновать технологию и методику образовательно - воспитательной работы с дошкольниками различных возрастных групп
4. -исследование конфликтов
5. -воспитать у детей желание учиться
Основные понятия дошкольной педагогики.
ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта.
РАЗВИТИЕ - процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретенных свойств индивида.
ОБУЧЕНИЕ - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений, развития познавательной активности детей.
ФОРМИРОВАНИЕ - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.
Источники возникновения дошкольной педагогики. Украинская этнопедагогика как основа дошкольной педагогики
Возникновение дошкольной педагогики как науки относится к веку, когда чешский педагог ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670 г.г.) создал первую систему дошкольного воспитания. В своих трудах Я.А.Коменский изложил прогрессивные идеи о развитии и воспитании ребенка:
-указал на необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-разработал возрастную периодизацию, включающую четыре возрастных периода: детство, отрочество, юность, возмужалость. Каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школе.
Для детей от рождения до б лет предназначается "материнская школа"
-выдвинул идею природособразности воспитания;
-созданное им пособие "Видимый мир в картинках" положило начало наглядному ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей жизни; ,
-обосновал необходимость широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми;
-важной задачей воспитания детей до б лет считал развитие органов чувств, речи и представлений об окружающем;
-предложил программу знаний, подготавливающую ребенка к систематическому обучению в школе, которая содержала начатки знаний из всех областей наук. Знания и навыки располагались по принципу последовательного перехода от простого к сложному, от легкого к трудному;
швейцарский педагог ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827 г.г.) придавал важное значение дошкольному воспитанию,
-основной задачей воспитания считал формирование нравственного облика ребенка, отвергая нравоучения как средство нравственного воспитания, стремился развить у детей любовь прежде всего к матери, затем к сверстникам и взрослым, воспитать чувство долга, справедливости путем упражнения и нравственных поступков;
-выдвинул идею соединения производительного труда с обучением;
-разработал идею элементарного обучения, согласно которой в основе всякого знания лежат основные элементы: форма, число и счет. Первоначальное обучение должно основываться на этих элементах;
-уделял большое внимание разработке задач, содержания и методов дошкольного воспитания ребенка в семье;
-в умственном воспитании на первое место выдвигал развитие мышления, умственных способностей, упорядочивание представлений;
-создал "Книгу матерей", где он писал о том, что мать, как основная воспитательница, должна развивать физические силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.
Во второй половине XIX века немецким педагогом ФРИДРИХОМ ФРЕБЕЛЕМ (1782-1852 г.г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек - маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека - выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения. Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть"даров". Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость,
абстрактность. Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами- строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т.д.
МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952 г.г.) - итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания, в книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" изложила свою систему дошкольного воспитания.
Ее прогрессивные идеи:
-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;
-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид.материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;
-наряду с основной формой воспитания и обучения детей- самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму - индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность
-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:
-строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;
-детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;
-исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;
-считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.
К.Д.УШИНСКИЙ (1824 - 1870 г.г.) - основоположник русской, в частности, дошкольной педагогики. Его мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории. Считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества). Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра- деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал теснейшую связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников.
В "Родном слове" представлены рассказы, стихи, статьи, простые по изложению, доступные для понимания, являющиеся ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Интересны его мысли по улучшению воспитательной работы детских садов:
-не надо переутомлять детей "сидячими занятиями", больше давать свободного времени для самостоятельной деятельности;
-преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы;
-запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии детей;
-считал необходимым разработать: учебные занятия детей, "предшествующие книжному обучению"; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре.
Эти положения помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада, установить линии связи и преемственности работы детского сада и школы.
Е.Н.ВОДОВОЗОВА (1644 - 1923 г.г.) первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста, начиная с раннего. В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста положила идею народности воспитания. Большое значение придавала физическому воспитанию детей и трудовому воспитанию как одной из сторон нравственного и т.д.
Л.Н.ТОЛСТОЙ (1828 - 1910 г.г.) - в его педагогической теории важнейшее место занимала идея свободного воспитания. Считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества