Пример оформления конспекта лекции
Лекция №________
Преподаватель_______________
Учебная дисциплина:
Группа__________
Дата:____________
Время___________
Тема____________
Цель____________
План____________
Литература__________
Материально-техническое обеспечение________
Содержание лекции:
- указать этапы лекции и время, отведенное на них;
- возможную форму актуализации знаний студентов;
- конспект содержания материала лекции;
- выводы;
- инструктаж по организации самостоятельной работы студентов по данной теме;
- рекомендуемая литература (основная и дополнительная).
Пример оформления конспекта семинарского, практического занятия.
Семинарское занятие №___________
Преподаватель___________
Учебная дисциплина:
Группа_______
Дата_________
Время_______
Тема_________
Цель_________
Ход занятия:
- методические указания студентам к организации их деятельности при выполнении заданий в ходе занятия;
- форма отчета студентов о выполнении работы;
- подведение итогов;
- домашнее задание;
- литература по теме.
Третий этап
Подготовка практиканта к проведению учебного занятия.
Методические рекомендации
Работа практиканта на этом этапе складывается из нескольких моментов: прочитать конспект, запомнить содержание учебного материала, потренироваться в его воспроизведении, настроить себя на работу в студенческой аудитории в качестве преподавателя.
Прочитать конспект необходимо несколько раз «про себя» и вслух, стараясь интонационно выделить опорные моменты, обращая внимание на время, затраченное на чтение конспекта.
После того, как материал запомнился, нужна репетиция. Как актер работает над ролью, так и преподаватель «проигрывает» свой конспект в форме диалога с воображаемым собеседником (студентом). Лучше, если репетиция проходит перед зеркалом, тогда вы сможете отработать мимику, жесты, позу, выбрать оптимальные варианты.
После проведения занятия, на котором в обязательном порядке присутствуют другие практиканты, преподаватель-методист организует обсуждение занятия. Для анализа используется та же схема, по которой магистранты анализировали занятие преподавателя.
При обсуждении первое слово для самоанализа предоставляется магистранту, проводившему занятие. Затем с анализом, вопросами выступают его однокурсники, практикант отвечает на замечания, вопросы. Итоговое выступление остается за преподавателем. Он аргументировано выставляет оценку в дневник практики.
Научно-методическая работа.
Включает в себя ознакомление с научно-методической работой кафедры, подготовку научного сообщения и выступление с ним на научном семинаре при кафедре, выполнение методического задания, руководство научной работой студентов. Магистранты знакомятся с материальной базой кафедры, с оборудованием учебных аудиторий, функциональными обязанностями заведующего кафедрой, старшего лаборанта. Изучают и анализируют деловую документацию кафедры: планы работы кафедры, индивидуальные планы преподавателей, отчеты, протоколы заседаний кафедры, план работы научного семинара при кафедре. Знакомятся с учебно-методическими и научными публикациями преподавателей кафедры. В период практики магистранты участвуют в заседании научного семинара при кафедре, анализируют его, принимают участие и самостоятельно готовят одну из форм методической работы (педагогические чтения, организация методических уголков или выставок, обзор научно-методической литературы по конкретному учебному предмету и т.д.). Посещают одно-два заседания кафедры и одно заседание научного семинара.
В ходе научно-педагогической практики магистранты выполняют задания, связанные со сбором теоретического и практического материала для магистерской работы. Определяют базу для проведения педагогического эксперимента. Проводят констатирующий этап эксперимента, разрабатывают содержание и методику формирующего этапа, завершают эксперимент контрольным этапом, обрабатывают полученные данные, производят их педагогическую интерпретацию, выходят на конкретные рекомендации.
Магистранты приобретают навыки организации научной работы студентов и руководства ею. Они знакомятся с планами работы студенческих научных кружков. Разрабатывают и проводят одно занятие кружка. Принимают участие в подготовке студентов к олимпиаде по специальности. Консультируют студентов при подготовке их выступлений на ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов университета.
Методические рекомендации по подготовке к участию в работе научного семинара при кафедре.
Вопросы для анализа научного семинара:
- Насколько актуальна тема семинара?
- Какова форма проведения семинара?
- Как соблюдают выступающие регламент?
- Отражена ли в выступлениях основная проблематика семинара?
- В какой форме преподаватели высказывают свои суждения?
- Временные рамки проведения семинара.
- Реакция аудитории на выступления коллег.
- Чье выступление понравилось больше, почему? Чей опыт для вас стал наиболее ценным?