Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. Задачи, формы, методы. Критерии эффективности экономико-воспитательной работы
Гражданское воспитание‒ это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица.
Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества.
Функции гражданского воспитания:
- образовательная (общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации)
- воспитательная (формирование чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм)
- развивающая (умение осмыслить событие с позиций нового политического мышления)
Экономическое воспитание ‒ это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся.
Цель экономического воспитания – формирование и закрепление определенных образцов поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах.
Задачи экономического воспитания:
1) формирование бережного отношения к личному и общественному
имуществу
2) овладение представлениями об экономической ответственности
каждого человека
3) выработка привычек экономического поведения
Формы экономического воспитания:
- кружки экономики
- тематические стенды
- экскурсии и походы
- стенгазеты
Методы экономического воспитания:
Вовлечение детей в экономическую деятельность и анализ характера их труда создает личный опыт понимания экономических проблем, формирует нравственные качества и мировоззренческие экономические убеждения.
Взаимодействуя с родителями, дети проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю.
Критерии эффективности экономико-воспитательной работы:
- знание основных экономических понятий и ведущих идей экономической реформы в РФ
- умение подойти с экономическими мерками к вопросам организации труда
- проявление бережного отношения к индивидуальному и общественному достоянию
- сознание нравственно-трудового долга и ответственности перед обществом
13. Цели, задачи и содержание нравственного воспитания школьников. Специфика нравственного воспитания. Его связь с воспитанием умственным, трудовым, правовым, гражданским, эстетическим, экологическим, экономическим.
Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.
Цели нравственного воспитания:
1) возрождение духовно-нравственных ценностей
2) формирование единства воспитательных и жизненно-практических задач
3) формирование гуманизма к миру, который окружает человека
4) детальное изучение приоритетов, на которые ориентируются учащие
5) расширение культурного кругозора и формирование культуры этического мышления
Задачи нравственного воспитания:
- целостное формирование моральных убеждений
- развитие нравственных чувств
- формирование навыков поведения цивилизованного человека в социуме
Содержание нравственного воспитания определяется моральными требованиями, которые приняты обществом. Они закрепляют обязанности людей по отношению к обществу, к труду, к семье, к своему поведению.
Нравственное воспитание ориентировано не только на сугубо практические цели, но и на перспективные цели всестороннего нравственного развития личности, которые предвосхищают направленность общественного развития, опережают достигнутый уровень развития личности.
Системы работы классного руководителя.
Форма воспитательной работы – это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элементов, взаимоотношения воспитателя и воспитанника.
Классификация системы работы классного руководителя:
По числу участников
- индивидуальные (воспитатель-воспитанник)
- групповые (воспитатель-группа детей)
- массовые (воспитатель-несколько групп)
По видам деятельности
- учебные
- трудовые
- спортивные
- художественные и др.
По способу влияния педагога
- непосредственные
- опосредованные
По времени подготовки
- без включения в предварительную подготовку
- формы, предусматривающие предварительную работу
По субъекту организации
- организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые
- деятельность детей организуется на основе сотрудничества
- инициатива и ее реализация принадлежит детям