Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников. Задачи, формы, методы. Критерии эффективности экономико-воспитательной работы

Гражданское воспитание‒ это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица.

Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества.

Функции гражданского воспитания:

  • образовательная (общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации)
  • воспитательная (формирование чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм)
  • развивающая (умение осмыслить событие с позиций нового политического мышления)

Экономическое воспитание ‒ это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система ра­боты, направленная на формирование экономического созна­ния учащихся.

Цель экономического воспитания – формирование и закрепление определенных образцов поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах.

Задачи экономического воспитания:

1) формирование бережного отношения к личному и общественному

имуществу

2) овладение представлениями об экономической ответственности

каждого человека

3) выработка привычек экономического поведения

Формы экономического воспитания:

  • кружки экономики
  • тематические стенды
  • экскурсии и походы
  • стенгазеты

Методы экономического воспитания:

Вовлечение детей в экономическую деятельность и анализ характера их труда создает личный опыт понимания экономических проблем, формирует нравственные качества и мировоззренческие экономические убеждения.

Взаимодействуя с родителями, дети проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю.

Критерии эффективности экономико-воспитательной работы:

  • знание основных экономических понятий и ведущих идей экономической реформы в РФ
  • умение подойти с экономическими мерками к вопросам организации труда
  • проявление бережного отношения к индивидуальному и общественному достоянию
  • сознание нравственно-трудового долга и ответственности перед обществом

13. Цели, задачи и содержание нравственного воспитания школьников. Специфика нравственного воспитания. Его связь с воспитанием умственным, трудовым, правовым, гражданским, эстетическим, экологическим, экономическим.

Нравственное воспитание – это целенаправленное взаимодействие педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества.

Цели нравственного воспитания:

1) возрождение духовно-нравственных ценностей

2) формирование единства воспитательных и жизненно-практических задач

3) формирование гуманизма к миру, который окружает человека

4) детальное изучение приоритетов, на которые ориентируются учащие

5) расширение культурного кругозора и формирование культуры этического мышления

Задачи нравственного воспитания:

  • целостное формирование моральных убеждений
  • развитие нравственных чувств
  • формирование навыков поведения цивилизованного человека в социуме

Содержание нравственного воспитания определяется моральными требованиями, которые приняты обществом. Они закрепляют обязанности людей по отношению к обществу, к труду, к семье, к своему поведению.

Нравственное воспитание ориентировано не только на сугубо практические цели, но и на перспективные цели всестороннего нравственного развития личности, которые предвосхищают направленность общественного развития, опережают достигнутый уровень развития личности.

Системы работы классного руководителя.

Форма воспитательной работы – это способ организации воспитательного процесса, отражающий внутреннюю связь его элементов, взаимоотношения воспитателя и воспитанника.

Классификация системы работы классного руководителя:

По числу участников

  • индивидуальные (воспитатель-воспитанник)
  • групповые (воспитатель-группа детей)
  • массовые (воспитатель-несколько групп)

По видам деятельности

  • учебные
  • трудовые
  • спортивные
  • художественные и др.

По способу влияния педагога

  • непосредственные
  • опосредованные

По времени подготовки

  • без включения в предварительную подготовку
  • формы, предусматривающие предварительную работу

По субъекту организации

  • организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые
  • деятельность детей организуется на основе сотрудничества
  • инициатива и ее реализация принадлежит детям

Наши рекомендации