Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников

Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой.

Мир природы—среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предот­вращении нарушений биологического взаимодействия и равнове­сия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, ис­пользует богатства природы в своих интересах. Если эта деятель­ность протекает бесконтрольно, без учета экологических законо­мерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическо­му балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека. Существу­ют экологические проблемы как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего мирового сообщества мож­но сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения мировой океан, разумно регулировать использование земных недр, предот­вращая их полное истощение. Вместе с тем каждая отдельная страна может и должна проявить заботу о сохранении окружаю­щей среды в своем регионе: следить за состоянием чистоты воз­духа, бороться с истреблением лесов, фауны и флоры, не загряз­нять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия и со­хранению почвы.

Природа является для людей объектом познания и эстетиче­ского отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставля­ют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслажде­ние. Проникновение в ее тайны способствует формированию науч­ного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществле­ния всеобщего, обязательного, начального экологического воспи­тания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания:

факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обме-

не, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса. Использование человеком природы требует от него развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объ­ектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологиче­ских процессов производства. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства

об охране окружающей среды.

Экологическое сознание выполняет важные функции.Просве­тительная функция помогает школьникам осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подра­стающему поколению внушается мысль о необходимости исполь­зования экологических знаний в целях сохранения природы, предо­твращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.Развивающая функция реализуется в процессе фор­мирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире расте­ний и животных; делать выводы, обобщения и заключения относи­тельно состояния природы, давать рекомендации разумного взаи­модействия с ней.Воспитательная функция экологического созна­ния проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответствен­ности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранительной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют пат­риотизм.Организующая функция состоит в стимулировании ак­тивной природоохранительной деятельности учащихся. Они прини­мают участие в том, чтобы строительство промышленных пред­приятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав — все производилось в строгом соответствии с законом об охране окру­жающей среды. Экологическое сознание делает нормой для буду­щих участников производства строительство очистных сооружений, восстановление лесов и плодородия почв, сохранение в неприкос­новенности основных природных процессов, заказников и заповед­ников. Экологическое сознание вовлекает школьников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны, неизбежно ве­дущей к «ядерной зиме» и гибели всего живого на земле.Прогнос­тическая функция экологического сознания заключается в разви­тии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение эко-

логических процессов, какие действия являются экологически ней­тральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. Экологическое прогнозирование является непременным условием грамотного планирования, размещения производитель­ных сил и развития всего народного хозяйства.

Эффективная реализация функций экологического сознания ве­дет к формированию у школьниковэкологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересован­ность в природоохранительной деятельности, грамотное ее осуще­ствление, богатство нравственно-эстетических чувств и пережива­ний, порождаемых общением с природой.

Экологическое сознание как важная составная часть мировоз­зрения школьников формируется в процессеэкологического воспи­тания. Оно представляет собой целенаправленную систематиче­скую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятель­ности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы. Эко­логическое воспитание осуществляется в результате целенаправ­ленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных пред­метов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эс­тетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на береж­ном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранйтельной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологи­ческого воспитания. ;

Цель системы—в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохра­нйтельной деятельности. Система реализуется на уроках биологии, географии, физики, химии. Биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, жи­вотные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг .с другом, создают друг для друга биологически нормальные, благоприятные условия существования. Муравьи, как санитары, очищают лес, насекомые питают птиц, разлив рек создает поймен­ные луга, лес очищает воздух, защищает поля от выветривания, снег укрывает поля и питает их влагой. Познание этих связей дает возможность создать в мировоззрении школьников представление о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе. Оно убеждает учащихся, что нарушение этих связей меняет биологи­ческий баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухуд­шает условия жизни человека.

Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических 232

знаний, научные основы и принципы современного производства. Школьники узнают о характере производства, его взаимодействии с окружающей природной средой, о принципах и устройствах пред­отвращения вредных влияний технологических процессов, о воз­можностях организации безотходных производств, которые имеют большое экономическое и экологическое значение.

В формирование экологического сознания детей вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществоведение, основы государства и права показывают недо­пустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Ребята узнают о недостатках природоохранйтельной работы в нашем обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе государственных и общественных организа­ций, всех людей. Эстетический цикл: литература, изобразительное искусство, музыка раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на .нравственность, состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому. Искусство одушевляет природу, роднит человека с ней, дает возможность осознать себя ее неотъемлемой частью.

В формировании экологического сознания школьников большую роль играет их общественно полезный труд природоохранительного характера: школьные лесничества, насаждение защитных полос, лесопитомников и садов, работы в охотничьих хозяйствах, зверо­совхозах и на зверофермах. Сюда относится также работа отрядов санитарной охраны среды, выявляющих степень загрязнения воз­духа, воды, зон отдыха; отрядов по борьбе с браконьерами, дей­ствующих при лесничествах и пунктах рыбнадзора; групп скорой помощи зверям и птицам в условиях зимы; уголков природы в школах, Домах и Дворцах школьников. С природоохранительной деятельностью детей неразрывно связана туристско-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состо­янием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобрази­тельном творчестве.

. . Немалую помощь школе в экологическом воспитании детей

оказывают средства массовой информации. Детская и юношеская литература, газеты и журналы уделяют много внимания воспита­нию бережного отношения к природе. Радио и телевидение орга­низуют детскую природоохранительную деятельность: разъясняют, как зимой помогать животным и птицам, как ухаживать за до­машними животными и растениями, как следить за чистотой леса,

парка, реки.

Эффективное осуществление экологического воспитания зави­сит от разрешения некоторых противоречий. Школьникам важно осознать, что поскольку природа является источником всех мате­риальных богатств, у людей возникает стремление, взять как мож­но больше. Вместе с тем ее запасы не бесконечны и неразумное их расходование наносит вред и природе, и людям. Противоречие

преодолевается, если деятельность человека в природе направлена одновременно на ее использование и сохранение. Еще одно объек­тивное противоречие. Природа является важнейшим фактором вос­питания детей, их умственного, эстетического, нравственного раз­вития. Между тем урбанизация, широкое внедрение механизации, автоматизации производственных процессов, особенно на селе, от­чуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отно­шение к ней утилитарно-практическим. Противоречия разрешают­ся в процессе целенаправленного экологического воспитания в результате приведения в движение главных механизмов формиро­вания личности: познавательной, практической деятельности в при­роде, эстетического освоения природной среды.

Экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира;

трудовым,— помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; эстетическим —-.развивающим чувство­вание красоты природы и стимулирующим природоохранительную деятельность учащихся; нравственным — формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание от­ветственности за сохранение природы, активная природоохрани-тельная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

Вопросы и задания:

1. В чем сущность, структура мировоззрения, каково его общественное назначение и функции?

2. Что является содержательной основой формирования мировоззрения школьников и какова специфическая роль науки, искусства, труда в этом процессе?

3. Каковы механизмы превращения знаний во взгляды и убеждения личности?

4. Раскройте задачи, систему, противоречия и средства осуществления экономиче­ского воспитания.

5. Из каких основных элементов складывается система экологического воспитания и какие противоречия разрешаются с ее помощью?

6. В период педагогической практики организуйте с детьми мероприятия, обще­ственно полезные дела, имеющие мировоззренческое, экономическое, экологиче­ское значение.

Литература для самостоятельной работы:

1. Огурцов Н. Г. Дидактические основы формирования мировоззрения старше­классников.— Минск, 1979.

2. Формирование научного мировоззрения учащихся: Совместное издание СССР и ЧССР/Под ред. Э. И. Моносзона, Р. Правдика, Р. М. Роговой.— М., 1985.

3. Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся.— М., 1983.

4. Ш е м я к и н Б. П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики.— М., 1986.

5. Л и х а ч е в Б. Т. Теория эстетического воспитания.— М., 1985.— С. 85—98.

6. Экологическое и эстетическое воспитание школьников/Под ред. Л. П. Печко.— М., 1984.

Лекция XIII

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОСТНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Наши рекомендации