Обучение детей с недостатками зрения в школе
Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С.Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.
В связи с этим школы должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную.
Специфика работы школ заключается в следующем:
· Учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
· Модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпов его прохождения;
· Дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
· Специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;
· Усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы 3 и4 видов) состоят из трех ступеней: 1- начальная школа (1-4 класс); 2- основная или неполная средняя школа (5-10 кл.); 3- средняя школа (11-12 кл.). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.
Программы специальных школ по общеобразовательным предметам соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы. Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).
Своеобразие программы по русскому языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения (знакомство с дорожным знаком «Осторожно, слепые», рельефными схемами улиц и площадей, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами). Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при движении, при переходе улицы, обнаружении препятствий. При изучении природоведения увеличивается время на проведение опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации.
Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения:
· Первоначальное трудовое обучение в 1-4 кл,
· Трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность в 5-10 кл.,
· Широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в 11-12 кл.
Дети с нарушением зрения могут обучаться в массовой общеобразовательной школе, если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами- тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-трудовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.
Профилактика нарушений зрения на уроке вменяется в профессиональные обязанности педагога, поэтому каждый педагог и классный руководитель должен:
· Содействовать своевременному обнаружению нарушений зрения детей (обращать внимание на дополнительную фокусировку зрения, жалобы ребенка на то, что он не видит с доски и т. д.);
· Правильно выбрать место в классе для слабовидящего ребенка;
· Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм в классных комнатах;
· Соблюдать культуру оформления доски;
· Создавать благожелательную эмоциональную обстановку в классе;
· Регламентировать зрительные нагрузки (количество читаемого и время чтения на уроке не более 15-20 минут , не раздражающие цвета одежды учителя);
· Организовывать тренировку мышц глаз;
· Использовать здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе (например доктора Ф.И. Базарного).
Для учащихся школ 3 вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля, которая иллюстрируется рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для незрячих, имеющих остаточное зрение выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.
В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П.Ермаков).
К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или на далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин.
Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т.д.
Обучая ребенка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его «рука в руку», вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для слепых и слабовидящих детей. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: «Бильярд», «Футбол», «Хоккей», с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними. Катание на велосипеде, на лыжах вполне доступно детям с нарушениями зрения – только под контролем взрослых. Всем детям с нарушенным рением полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.
Упражнения для глаз:
1. Упражнения для зрительно-двигательной ориентации (можно выполнять стоя или сидя): Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.
2. Упражнения для снятия усталости глаз: - крепко зажмурить глаза на 3-5сек., затем открыть; - быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.; – смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек.); – смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек., затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
3. Упражнения для глаз по методике доктора Ф.И. Базарного.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем занимается тифлопедагогика?
2. Выделите основные причины нарушений зрения?
3. С помощью чего незрячих детей обучают письму и чтению?
Литература:
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. Для учителя. – 2-е изд., испр. – М., 1988
2. «Вижу мир» (Как помочь детям с нарушениями зрения?) Наталья Воронина, консультант Любовь Плаксина. Интернет.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
4. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1990.
5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.
6. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М., 1992.
7. Зайцева Л.Г. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. – 1998. - № 2.
8. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.
9. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М., 1956.
10. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1965.
11. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997.
12. Михайлова Е.Н. Основы коррекционной педагогики. Учебно-справочное пособие. – Томск.: Томский государственный педагогический университет, 1999.
13. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.
14. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие/ Сост. Н.В.Новоторцева. 3-е изд., перераб. И доп. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К», 1999.
15. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.
16. Той Фиона «Искусство раслабления». Релаксация. М. 1998.
17. Шкляев Алексей «Понять, простить, помочь» (незрячим о зрячих и наоборот) ООО «ИПТК «Логос» ВОС» М.– 2002.
18. Шкляев Алексей «След в след» ООО «ИПТК «Логос» ВОС» М.– 2000.
19. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Кн.для воспитателей. – М, 1995.
20. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушениями зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998.
Тест на усвоение материала:
Задание I Выберите из общего списка указанные виды отклонений и выпишите их номера:
Сенсорные нарушения______________
1. адиномия 2. истерия 3. близорукость 4. ЗПР 5. имбецильность 6. анофтальм 7. астигматизм 8. глухие дети 9. дислексия 10. заикание 11. дальнозоркость 12. дисграфия 13. абулия 14. аутизм | 15. дебильность 16. тугоухость 17. тахилалия 18. ослепшие дети 19. слабослышашие дети 20. брадилалия 21. дискалькулия 22. амнезия 23. дистрофия 24. идиотия 25. ринолалия 26. асинергия 27. микрофтальм 28. тремор |
Задание II. Ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой:
а) дактилография; б) дактилология;
в) дидактогения; г) пиктография.