Моделирование образовательного процесса ДОУ в соответствии с современными концепциями дошкольного образования
Образовательный процесс – профес-но организованный процесс развития и воспитания ребенка. Образовательный процесс ДОУ – организованное взаимодействие всех участников процесса по реализации образ-ой программы. Понятие «образов-ый проц.»в отличие от педаг-о процесса, шире по значению и по кол-ву участников. В центре образ-го проц. – ребенок, в центре пед. проц. – педагог.
Моделирование образ-го. проц. –представление о конечном результата обр-го @-а, разработка аналога пед.деят-ти с помощью мыслительного процесса. Модель образ. проц. – сформулированные по средством знаковых систем мыслительные аналоги, схематично отражающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Основой модели образ-го процесса выступает образовательная программа (стратегический документ, характер-й специфику целей, содержания образования и организацию образовательного процесса. Модели подразделяются на 3 вида: 1.описательные, дающие представления о сути, структуре элементов обр-го процесса;2. функциональные, отображающие обр-й процесс в системе его связей с соц.средой; 3. прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния обр-го процесса. Модель обр-го процесса доу – проф-но схематизированная хар-ка особенностей обр-ной работы, в которой учитывается стиль обр-ной работы, позиция педагога, хар-р организации предметной среды. На сегодняшний день в практике дош-го обр-я исп-ся модели обр-го процесса (Н.Я. Михайленко) 1.учебная модель-классическая. Ее истоки заложила А.П. Усова. В наст. время сторонницей этой модели выступает Л.М.Кларина. Знания сообщаются детям регламентировано, по логике предметов. Позиция взрослого-учительская. Форма орг-ции занятий-фронтальная. Модель имеет место при работе по прогр. Васильевой. Совершенствование модели представляет использование игровых приемов, мотивация. «+»: систематичность, наличие генеральной линии, доступность, соответствие проф.подготовке воспитателей. «-»: школьная тревожность, регламентация детской активности. 2.комплексно-тематическая модель: Декроли предлагал учитывать интересы детей, создавать центры по интересам. Образование строится по тематическому принципу. Темы проецируются на интересы детей. Позиция взрослого менее жесткая, партнерская. Допускается произвольный выбор тем. «+»: простор для детской активности, творчества. «-» отсутствие систематичности образования. 3.предметно-средовая: идея принадлежит Монтессори. Образование, его содержание проецируется через предметы, пособия среды, опосредованно. Взрослый задает направление образования подбором оборудования среды, исп-т функциональные помещения(для конструирования, для театрализованной деятельности) «+»:психотерапевтич. эффект. «-»: сужение обр-го поля, многие пособия изгот-ся вручную. Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова предложили сборную модель, или блочное построение обр-го процесса.1 блок- спец-но организованные занятия. Здесь реализуется учебная модель. Основные задачи: освоение форм знакового мышления, развитие произвольности психологических процессов, формирование реалистической оценки себя. 2 блок- совмест.деят-ть воспитателя и детей. решаются задачи развития культуры чувств, воли, способности к планированию своей деятельности, знакомства с окружающим миром. Используются разные виды игр, продуктивная деятельность, приобщение к разным видам искусств, праздники, развлечения, конкурсы. Реализуются принципы комплексно-тематич.модели. 3 блок- самостоятельная деят-ть, создаются условия для развития творческих способностей самовыражения. реализуются принципы предметно-средовой модели. Концепция дошкольного воспитания (1989) об обновлении моделей образоват-го проц. В ДОУ: «Существующая учебно-дисциплинарная модель, где центром пед. проц. являются фронтальные занятия, по типу школьного урока…игра как основной вид дет-ой деят-ти ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. Заменить существующую модель на личностно-ориентированную, ее основной принцип: не рядом, не над, а вместе!».Концепция целостного развития р-ка (А.В. Петровский, М.В. Крухлет, Н.А. Короткова). при определении содержания образовательных программ, разработке педагогических технологий необходимо исходить из физ, псих, познават особенностей детей, ориентироваться на «зону ближайшего развития». Освоение р-ком позиции субъекта требует специальной пед. технологии, суть которой в развертывании перед реб палитры разнообразной детской деят. и переводе воспитанника на позицию субъекта в целях развития индивидуальности. Н.Б. Крылова, Н.И. Иванова, Д.Б. Маханева предлагаютстроить обр-ый @ в ДОУ как открытую систему. Крылова «Д/с – Дом радости» - предлагает строить обр-ый @ по интересам ∆, с использованием спец помещений д/разных видов д-ти. В наст.вр-я существуют более 30 прогрм Д/с, имеют специфику, н-р, «Успех». В ФГТ (2009г) предлагается 2 блока в структуре обр-го процесса доу: совмест. деят-ть педагога и детей, самост.деят-ть детей. В ФГТ предлагается строить обр-й процесс по событийному принципу, когда все участники включаются в большую игру-проживание, содержащую ряд игровых событий, связанных сюжетно тематикой. В основе лежит комплексно-тематический принцип, который связан с интеграцией содержания дош-го обр-я. Интеграция предполагает объдинения содержания и организационных форм, различных видов деят-ти. Образоват. процесс будет строиться по типу проекта. Проект-способ организации обр-го процесса, основанный на взаимодействии педагога и детей, взаимодействие с окр.средой, поэтапная практич.деят-ть по достижению поставленной цели.
Едакова И.Б. сформулировала рекомендации по организации гомогенных групп В ДОУ – Разновозрастные группы, объединяющие детей со сходными проблемами в развитии / со сходным уровнем развития. Организация таких групп может быть вариантной.
В ФГОС 2013 года дается определение понятия групп, указывается что в ДОО м.б. такие группы:
- общеразвивающей направленности, компенсирующей (напр. логопедич группа), оздоровительной ( для часто болеющих детей) , комбинированной ( дети с отклонениями и обычные дети), группа детей раннего возраста : 1) обеспечивающую развитие, присмотр, уход, оздоровительное воспитание от 2 мес – до 3 лет
2) группа по присмотру и уходу без реализации ООП , обеспечивающий комплекс мер по организации питания ; хозяйственно бытового обслуживания детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены, режима.
3) семейные группы
В ФГОС отмечается что образовательный процесс должен включать непосредственно обр деятельность, обр деятельность в режимных моментах , взаимодействия с семьями
Т.О.Моделирование обр-го проц. претерпевает изменения в соответствии с требованиями времени. В настоящее время дош-е учреж-я Г. Магнитогорска и Чел. Обл. проживают переходный период к реализации ФГТ.
11 Концептуально – теоретические основы построения предметно – развивающей среды.
В ФГОС используется понятие обр среда
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специальным организуемым пространством( помещением и участком), материалами, оборудованием и инвентарем для развитии детей в соответсвии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей, коррекции недостатков их развития
В ФГОС в группах требований к условиям реализации ООП отдельно выделяют требования к развивающей предметно пространственной среде:
- среда должна иметь условия для инклюзивного образования
- должна учитывать национально – культурные, климатические условия
- должна быть насыщенной для всех видов деятельности и для всех возрастов
- трансформируемость, т. е. изменение среды в зависимости от образовательной ситуации , меняющихся интересов и возможностей детей
- полифункциональных материалов среды
- вариативность среды: наличие различных пространств и периодическая сменяемость
- доступность среды в том числе для детей инвалидов
- безопасность среды
Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского. С.Л. Новоселова:предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Понятие предметно-развивающая среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошк-го воспит-я, исследов-я же в этой области были начаты значительно раньше. С выходом типового проекта построения Д/С-ов (1932 г.) ставится вопрос о групповом оборудовании, об орг-ции жизненного пространства ∆, к-ое называлось уголками, зонами. Научная разработка предметно-игрового оборудования началась с открытием НИИ дошк-го воспитания в 1960 г. Большой вклад внесли в создание сис-ы развивающих игрушек и дидактических пособий С.Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков (1968 г.). К середине 1970-х гг. были разработаны принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогич-я классиф-ция игрушек, созданы развивающие модульные игровые среды, конструкторы, сис-а развивающих игрушек д/∆ раннего возраста (Г.Г. Локуциевская, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичине, Е.В. Зворыгина). Во 2-ой половине 1980-х гг. была разработана концепция и действующая сис-а «компьютерно-игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой. В 1990-х гг. ставится вопрос об обогащении предметно-развивающей среды (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова). Особое внимание организации предметно-развивающей среды уделяется в программах «Развитие», «Радуга», «Истоки» и др. Теоретическая основа постр среды – концепция постр. Раз. Среды под ред. Петровского, в ней получили дальнейшее развитие осн идеи общей концепции дошкольного воспитания, применительно к условиям жизни детей в ДОУ, сформулированны принцыпы. Авторы считают, что непременным условием построения является опора на личностно – ориентированную модель взаимодействия. В исследовании С.Л. Новоселовой определены псих требования к построению развивающей среды:среда должна быть современна и отвечать основным положениям эргономики удобства развивающейся детской деятельности;необходимо обеспечить достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;содержание среды должно удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления творческих способностей на основе амплификации (обогащения) предметной основы развития конкретных видов деятельности;среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой. Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм:соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад; учет всех направлений развития ребенка;разнообразие сред, их рациональное расположение; обеспечение богатства сенсорных впечатлений;обеспечение самостоятельной индивидуальной деят; обеспечение возможности для исследования, поисковой деят, экспериментирования; доступное расположение предметов и пособий в соответ с возрастом детей; создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.На основе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости - закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей. При моделировании среды учит. Параметрыее постр: пространство; время; предметное окружение; социальное окружение.Время - важнейший. характерно: строгая временная последовательность разных видов жизнедеятельности; оптимальное сочетание трех блоков образовательного процесса (занятия, совместная деят, самостоятельная деят); достаточное количество времени для общения в различных схемах: «Я - Я», «Я - воспитатель», «Я - другие». «Я - все дети»Предметное окружение включает: соответствие программе; предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень совр мира; предметы должны нести информацию и стимулировать поиск.Социокультурное окружениедает возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.ТО, моделирование предметно-развивающей среды связано с моделью образовательного процесса и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды. включает:активную, преобразовательно-творческую роль воспитателя в создании среды; включение детей в создание и украшение среды; обучение детей навыкам проектирования среды; обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми.ТО: построение предметно-развивсреды предполаг опору на личностно-ориентиров модель взаимодействия между взрослыми и детьми.
Параметры среды : 1) время , т.е. строгая временная последовательность разных видов деятельности. Отведение времени для общения в различных схемах: я –я, я – воспитатель, я – друг, я – все дети.
2) пространство : учет особенностей , пространства группы, лабиринтность, гибкость и мобильность обстановки, сочетание целого и частей( ценры, лаборатории)
3) социо – культурное окружение : в среде должны быть предметы, отражающие быт региона, особенности труда взрослых , предметы народного декоративно – прикладного искусства
4) содержание/ предметное наполнение: среда должна соответствовать ООП, предметы, игрушки и пособия должны отражать современный уровень, нести информацию, стимулировать поиск этой информации
Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деят детей, целям воспитания и обучения, основным принципам проектно-дизайнерского и культуры, а в будущем требованиям ФГОС