Приемы и методы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках по курсу «Человек и мир»

Учебный предмет «Человек и мир» органически взаимосвязан со всеми предметами учебного плана начальной школы, поскольку наряду с ними обеспечивает формирование культуры мышления, важнейших познавательных умений и навыков, воспитание культуры труда и отдыха, овладение опытом организации здорового образа жизни.

В то же время курс «Человек и мир» занимает ведущее место в гуманистическом становлении личности, ее социализации, формировании общечеловеческих ценностей, воспитании основ экологической культуры.

Цель предмета – формирование первоначальных знаний о природе и обществе, основ культуры здорового образа жизни, экологическое и гражданское воспитание младших школьников.

Содержание предмета структурировано в соответствии с ведущими содержательными линиями «Природа и человек», «Человек и общество», «Человек и его здоровье». В системе единого непрерывного естественно­научного образования предмету «Человек и мир» отводится особая роль. Начальная школа – главный этап формирования у учащихся основ экологической культуры. На этом этапе у младших школьников формируются конкретные представления об окружающем мире: о предметах и явлениях родной природы, явлениях общественной жизни, о месте человека в этом мире.

Отобранный учебный материал поможет младшим школьникам прийти к выводам: природа и люди – единое целое, природа – дом для растений и животных, природа ждет помощи человека, забота об окружающей природе – долг и обязанность каждого человека, гражданина Республики Беларусь.

Явления общественной жизни – составная часть материального мира, в котором происходит исторически развивающаяся жизнедеятельность людей. Внимание акцентируется на развитии у школьников представления о том, что человек – неотъемлемая часть природы и общества. Уже с первого класса у детей формируется представление о государстве, в котором они живут, его названии, красоте и неповторимости природы своей Родины.

Содержательная линия «Человек и его здоровье» направлена на формирование умений, необходимых для поддержания ЗОЖ, сохранения здоровья в различных опасных ситуациях. Элементарные сведения о строении организма человека необходимы для осознанного усвоения младшими школьниками знаний о нормах и правилах ЗОЖ. Они помогут формированию санитарно-гигиенических навыков, содействующих сохране­нию зрения, слуха, выработке правильной осанки и т. д.

Составной частью содержательной линии «Человек и общество» является предмет «Мая Радзіма – Беларусь», который имеет пропедевтиче­ский характер и обеспечивает создание условий для перехода к система­тическому изучению истории в базовой школе. Усвоение содержания данного предмета связано с развитием качеств личности и способностей младших школьников, которые будут необходимы для их постепенной подготовки к выполнению общих для всех граждан нашей республики социальных функций, обусловленных системой ценностей, принятых в нашем обществе.

Содержание образования рассчитано на 29 ча­сов учебного времени в I классе, 33 часа – во II, 34 часа – в III и IV классах. [4]

Несколько слов о том, как выстраивать урок с учетом уровней познавательной активности. Структура подобных уроков предус­матривает не менее четырех основных моделей. Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для подключения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную дея­тельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

Основной закономерностью процесса обучения является удовлетворение возникшей познавательной потребности учащегося. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Немаловажное значение в учебной деятельности младших школьников имеет привлечение занимательности. На уроке целесообразно использовать дидактические игры, викторины, творческие задания, ребусы и другой материал, который сможет заинтересовать учащихся и увлечь их. В обучении младших школьников следует учитывать межпредметные и внутрипредметные связи, что позволяет детям убедиться в значимости ранее изученного материала. В этом случае можно использовать такие приемы, как сравнение, напоминание, решение познавательных задач с привлечением знаний из других учебных дисциплин. [12, с.41]

Изучая в школьной программе Республики Беларусь курс «Человек и мир», учащимся предлагаются основные разделы: «Человек и его здоровье», «Человек и общество». [6] Они имеют возможность усвоить правила поведения вразличных жизненных ситуациях, учатся заботиться о своем здоровье, овладевают экологической грамотой, правилами поведения в природе, человеческом обществе.

Наряду с традиционными методами (лекция, рассказ, чтение и др.) учитель использует методы, приемы и средства, которые активизируют процесс обучения, благодаря которым, ученик усваивает примерно 80% информации.

В широком смысле активизация процесса обучения трактуется как совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса. Аудиовизуальные средства оказывают учителю значительную помощь при объяснении и изучении нового материала урока. В сочетании с последующим обсуждением они могут значительно повысить ступень усвоения информации.

При изучении блока «Человек и его здоровье» будут эффективными фильмы, такие как «Оказание первой помощи», «Закаливание», «Предупреждение бытовых травм», «Правила дорожного движения», «О полезной и не очень полезной пище» и другие.

При изучении темы «Органы чувств», «Изменение в жизни животных весной. Прилет птиц» оправдано использование магнитофонных записей голосов птиц, различных звуков, бытового шума и другие. По возможности, использую такой метод активизации как экскурсия (лес, луг, поле, водоем, зоологический музей, Ботанический сад).

Важное место в активизации обучения занимают наглядные пособия. При их использовании усваивается примерно 30% информации. Наглядными пособиями являются:таблицы различных видов;плакаты; раздаточный материал; гербарии; муляжи и т. д. К блоку «Человек и его здоровье» раздаточный материал учитель изготавливает вместе с детьми: «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Ядовитые и съедобные грибы», плакаты по поведению на воде, на дороге, о вреде курения и алкоголя. К оформлению плакатов можно привлекать и родителей.

На уроках применяется такой метод обучения как моделирование - совокупность методов построения моделей и изучения на них соответственных явлений, процессов, систем объектов (оригиналов). Моделирование может быть физическим (модель имеет ту же физическую природу, что и оригинал) и знаковым (в виде схем чертежей, графиков, записей некоторых предложений и их систем символическими средствами логики и математики и т.д.). Знаковое моделирование можно эффективно применять в обучении природоведению.

При помощи моделирования можно изучать такие темы, как «Природа родного края »(3класс), «Сезонные изменения в природе»(1класс) и др. Изучая сообщество - лес, дети знакомятся с различными растениями и животными, которые населяют леса родного края. Учитель обязан показать, какие взаимосвязи существуют между составными частями этого природного сообщества. Полезным будет организовать беседу, в процессе которой ученикам предлагаются вопросы: что необходимо всем животным для жизни? Чем питаются животные? Затем третьеклассники получают представление о травоядных животных, хищниках, насекомоядных животных. Делается вывод: растения и животные взаимосвязаны между собой пищевыми цепями. Здесь можно привести пример таких связей: в лесу растут орехи, орехи поедают белки, белки – добыча куниц и т.д. Получается цепь питания.

В качестве домашнего задания учитель может предложить построить свою цепь питания. На следующих уроках при изучении растений и животных луга, болота, водоема продолжается работа по моделированию пищевых цепей (в водных системах цепь питания может быть такой: мелкие ракообразные – мирные виды рыб (плотва) – хищные виды (щука) и т.д.; для лугов возможным примером цепи может быть следующая: растения – травоядные насекомые – лягушка – аист и т.п.). Необходимо, чтобы степень самостоятельности учеников в работе повышалась от урока к уроку.

Таким образом, моделирование на уроках по курсу «Человек и мир» способствует не только успешному решению задач экологического воспитания и обучения, но и поддерживает интерес детей к объекту изучения, обеспечивает усвоение знаний, формирует умение устанавливатьпричинно-следственные связи. Следующий метод активного обучения - это обсуждение в группах. Он представляет собой устный обмен мыслями, суждениями между участниками групп и учителем. Обсуждение позволяет ученикам поделиться своими впечатлениями и чувствами в пределах изучаемой темы.

Обучение практической деятельности - способ, который позволяет детям представить себя в определенной жизненной ситуации. Реализуется этот способ в играх, различных игровых ситуациях. Учитель поощряет учащихся, завлекает их в игру, помогает справиться с ролью при помощи советов, объяснений ситуации. Интересен метод мозаики - это метод обучения детей в группах, когда каждый ученик что-то усвоил сам, и потом передает свои знания другим. В конце урока учитель предлагает детям задания, вопросы, чтобы проверить степень усвоения материала. Существенную роль в активизации познавательной деятельности младших школьников играет самостоятельная работа как метод обучения. В процессе самостоятельного поиска активно работает мышление, усвоенные знания становятся более прочными, осмысленными. [15, с.10]

Таким образом, опыт убеждает, что применение основных методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность младших школьников, будет способствовать не только повышению качества и уровня знаний учащихся о природе, но и воспитывает у них интерес к природе, бережное отношение к растениям и животным, развивает умение и желание заботиться о них, ухаживать за ними.

Вывод по главе 1

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Младший школьный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.

Многие педагоги – практики не считают необходимым сочетать методы обучения и используют постоянный набор приемов. Но ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.

Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.


ГЛАВА 2. Пути и средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках курса «Человек и мир»
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности познавательной активности учащихся 2 класса

С целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников было проведено исследование на базе ГУО «СШ № 21»города Могилева. В эксперименте приняли участие обучающиеся 2«А» класса в количестве 23 человек.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1 этап – констатирующий.

На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня познавательной активности младших школьников экспериментального класса.

2 этап - формирующий.

На этом этапе нами была организована работа по повышению уровня познавательной активности на уроках.

3 этап – контрольный.

На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня познавательной активности учащихся 2 класса, проведен анализ полученных результатов.

Для выявления уровня познавательной активности нами использовался метод наблюдения, анкетирование.

Наблюдение.Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.

Инструкция для наблюдателя

Срок наблюдения – первая неделя на всех уроках (для первого этапа диагностики) и последняя неделя (для второго этапа диагностики). Экспериментатор обращал внимание на действия и реакции учеников. Результаты наблюдений фиксировались в бланке наблюдений.

В процессе наблюдения мы отмечали наличие следующих проявлений у младших школьников:

1.Активность:

-проявляет интерес к предмету;

-задает вопросы, стремится на них ответить;

-интерес направлен на объект изучения;

-проявляет любознательность;

2. Самостоятельность:

-Самостоятельно выполняет задания.

-Проявляет устойчивость в достижении цели.

3.Отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учёбой).

Оценка результатов

Если ученик задает большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического, но и теоретического материала, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, выполняет самостоятельно все задания, желает выполнять задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить об активном отношении к учению и высоком уровне познавательной активности.

Если ребенок задает вопросы, направленные на знание только фактического материала, и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения, ученик нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности, положительном отношении к учению.

Если ребенок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет ее вообще, если его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне познавательной активности или вовсе о ее отсутствии.

В течение учебной недели за детьми на уроках осуществлялось наблюдение. В бланке наблюдения отмечалось количество заданных вопросов ребенком, количество высказываний, имеющих целенаправленный характер, количество реплик, количество выполненных самостоятельно заданий, а также отвлекаемость учащихся. Затем была подсчитана активность детей и их отвлекаемость.

Таким образом, в процессе наблюдения выяснилось:

У 4 человек активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, (Например: Чем полезны бабочки? Какую функцию они могут выполнять?) направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти дети самостоятельно выполняют учебные задачи.

У 12 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь.И у 7 человек отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.

Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.

Анкетирование учащихся.

Мы провела первичное анкетирование. Цель его проведения - выявить уровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса. Была разработана анкета, которая состояла из 10 вопросов, и следующих 4-ёх вариантов ответов: «почти никогда», «иногда», «часто» и «почти всегда», которые выбирали учащиеся при заполнении анкеты. Максимально учащиеся могли набрать 40 баллов. Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика. Ученики, набравшие от 0 до 10 баллов, имели нулевой уровень развития познавательной активности, 11 –22 балла ― низкий уровень – воспроизводящая активность, 23-34 балла - средний уровень – интерпретирующая активность и от 35 до 40 баллов ―высокий уровень - творческая активность.

Для более наглядного изображения отразим результат эксперимента на диаграмме.


Рис.1 Диаграмма диагностики познавательной активности младших школьников (первый констатирующий эксперимент).

Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что уровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса является недостаточным для полноценного процесса обучения и для полноценного развития школьника.


2.2 Организация работы по формированию познавательной активности учащихся 2 класса на уроках по курсу «Человек и мир»

Далее был проведен формирующий эксперимент. Цель его проведения: формирование познавательной активности учащихся 2 класса. Сроки проведения формирующего эксперимента - с февраля по март 2015 года.

В ходе эксперимента были использованы методы и приемы, описанные ниже.

В ходе формирующего эксперимента во 2«А» классе с целью повышения уровня познавательной активности были проведены уроки занимательного и познавательного характера, на которых проводились различные формы организации учебной деятельности учащихся (индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, группах), нестандартные уроки, уроки с применением ИКТ (информационно-компьютерных технологий).

Например, урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Змеи и ящерицы». Цель урока – формировать у учащихся конкретные представления о змеях и ящерицах, особенностях их строения и поведения, значение в природе и для человека; помочь осознать связи между строением тела животных и их образом жизни; развивать логическое мышление, умение работать с учебником; воспитывать положительное отношение к этим животным.

Фрагмент урока

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы узнали много интересного о жабах и лягушках. Это подтвердило то, что незаслуженно обижаемые животные достойны нашего уважения и защиты.

- Что вас больше всего заинтересовало из жизни этих животных?

- Как мы можем защитить жаб и лягушек?

- Какие факты из жизни этих животных вы нашли самостоятельно?

- А сейчас мы проведем с вами небольшой тест и узнаем, как вы усвоили эту тему.

3. Определение темы урока.

- Сегодня мы поговорим еще об одной группе животных. О ком идет речь вы сможете узнать, отгадав загадку. (загадка)

- По каким признакам вы узнали, что речь идет о змеях?

- Каких змей вы знаете?

С целью развития познавательной активности мною использовались загадки - краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Есть загадки, в которых от­гадывающий по двум, а то и по одному признаку должен восстановить целостный образ объекта или явления, например: В воде купался, но сух остался (гусь). Эти загадки требуют дополнительной ин­формации (почему перья птицы после купания остаются сухими?). В других загадках перечень при­знаков может быть расширен или они построены на основе отрицательного сравнения. По веткам скачет, да не птица; рыжая, да не лиса (белка); Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер).

Дети поочередно сопоставляют разные и в то же время в чем-то сходные признаки, группируют их по-новому и путем исключения ошибочных ответов при накоплении новых признаков находят отгадку. Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать.

Распространенный вид загадок - загадки метафорические, например, огонь в таких загадках сравнивают с красным петухом (Красный петушок по жердочке бежит!). Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и логическое мышление.

Специфической формой работы с загадками является решение кроссвордов или ребусов. Для решения кроссвордов можно организовывать различные формы работы: самостоятельная работа, работа в группах, в парах.

Рассмотрим данные формы работы на уроке человек и мир по теме «Рыбы».

Для решения кроссвордов дети разбились на группы.

Данные формы работы нравятся детям, они активны, все без исключения вовлечены в работу.

На уроках мы использовали познавательные задания, вопросы, игры. Особое место среди них занимают дидактические игры – это творческая, целенаправленная деятельность, в процессе которой дети глубже познают явления окружающей действительности. Игры и их элементы делают процесс обучения интересным, способствуют преодолению трудностей в усвоении материала. К дидактичес­ким играм относятся коллективные творческие дела игрового, познавательного характера. При подборе дидактических игр учитель идет от интереса учащихся, выходя за рамки учебной программы.

Игра «Перевертыш». Тема урока записывается словами в перевернутом виде, без изменения порядка слов в предложении. Детям предлагается правильно прочитать тему и рассказать, как они это сделали.

«Творчество на будущее». Ученики выполняют творческие задания по подготовке дидактических материалов: составляют ребусы, загадки и кроссворды по теме урока, придумывают игры на изуче­ние, повторение или закрепление. [10, с.126]

Таким образом, использование выше названных приемов способствует:

• повышению активности учащихся, росту их интереса к предмету;

• формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

• стремлению устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе и обществе [10, с.127].

В последнее время учителями начальных классов используются нестан­дартные формы обучения. По определению И.П.Подласого, нетрадиционный (нестандартный) урок - это «импровизированное учебное заня­тие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру». Главная цель нестандартных уроков – активизация познавательной деятельности учащихся к учебному труду. Нетрадиционная форма урока (игра, путешествие, сказка) соответствует возрас­тным особенностям младших школьников. В игре дети легко овладевают новыми знаниями и умениями.

Обучение в начальной школе можно рассматривать как особый переходный период, в котором осуществляется смена ве­дущей деятельности: игра уступает место учебе. На нестандарт­ном уроке используются различные формы взаимосвязи игры и учения. В результате этого ученик должен научиться приобретать новые знания, умения и развивать свои способности. В современ­ной школе учителя практикуют разнообразные типы нестандарт­ных уроков. Это - урок-викторина, урок-конкурс, урок-сказка, урок-путешествие, урок-аукци­он, интегрированный урок, урок-встреча и др. К таким урокам готовится заранее не только учитель, но и весь класс.

Я старалась провести такие уроки. На уроках все дети принимали активное участие в работе, с интересом включались во все виды заданий. Дети, у которых наблюдается быстрая утомляемость на обычных уроках, здесь проявляли активность и высокую работоспособность.

Наши рекомендации