Организация и проведение практического занятия
Процесс обучения в Высшей Школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач как совместно с преподавателем, так и в процессе самостоятельной работы.
Цель практических занятий. Практические занятия призваны углубить, расширить, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.
Следует организовывать практическое занятие так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.
Управление группой должно обеспечивать: быстрый контакт со студентами, уверенное (но подтверждаемое высоким интеллектом и способностью ответить на любой вопрос) поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами.
Практические занятия предназначены для формирования у студентов умений (и навыков) использовать теоретический материал для решения практических задач в области изучаемой дисциплины (и желательно, специальности). Вследствие этого необходимо планировать и осуществлять на практических занятиях решение задач, базирующихся на узловых вопросах теоретического материала и непосредственно связанных с практическими задачами и изучаемой дисциплины и специализации студентов.
Особое внимание необходимо обращать на задачи, которые будут иметь в дальнейшем широкое использование (при решении расчетно-практических заданий, выполнении курсовых проектов, в процессе дипломного проектирования).
Вследствие ограниченности числа часов, отводимых на проведение практических занятий, преподаватель должен:
- выделить теоретический материал, на базе которого решаются основные задачи изучаемой дисциплины (и некоторые задачи специальности);
- определить темы теоретического материала, на основе которых решаются расчетно-практические задания, выполняются курсовые и (может быть) дипломный проекты;
- разработать перечень задач, решаемых на основе выделенного теоретического материала;
- научить студентов использовать указанный теоретический материал (который следует считать базовым) для решения вышеперечисленных практических задач.
Преподаватель должен обязательно знать (и планировать) области применения результатов каждого практического занятия и стремиться максимально их расширить. Кроме того, необходимо доводить до сведения студентов области применения результатов практических занятий.
В указанном случае:
- студенты более добросовестно готовятся к занятиями;
- стремятся не пропускать их, накопить и сохранить полученный материал (решения задач, используемые расчетные методики и т.д.);
- более активно работают в процессе проведения практических занятий.
Так как студент на практическом занятии приобретает умения и навыки использовать теоретические знания для решения конкретных задач, то перед практическими занятиями он должен:
- повторить лекционный материал, на основе которого будет проводиться практическое занятие;
- изучить дополнительный материал, заданный на самостоятельную проработку;
- ознакомиться с решение задач, приведенных в лекциях, решить задачи, рекомендованные для самостоятельной работы;
- ознакомиться с методиками, на основе которых будут решаться задачи на практическом занятии.
Для того, чтобы студент мог эффективно подготовиться к практическому занятию, необходимо издать методические указания, в которых приведены:
- рекомендации по подготовка к каждому занятию;
- перечень учебного материала подлежащего проработке и усвоению;
- примеры использования теоретического материала для решения практических задач;
- вопросы для самопроверки необходимых (базовых) знаний и умений.
Следует в начале семестра проверить наличие у каждого студента данных методических указаний, объяснить правила их использования на конкретных примера, показать (доказать), что следование рекомендациям, приведенных в них, существенно сокращает время, затрачиваемое на подготовку и позволяют самостоятельно оценить уровень готовности к практическому занятию.
Необходимо, чтобы студент знал перечень задач, которые будут решаться на практическом занятии. В данном случае:
- студенты в процессе подготовки к практическому занятию знакомятся с их содержанием;
- выясняют неясности в содержании задач;
- формулируют вопросы, которые необходимо задать преподавателю для полного понимания условий задачи;
- выбирают методики (и знакомятся с ними), необходимые для решения задач.
При этом не исключается вариант, когда наиболее подготовленные студенты решают в процессе подготовки к практическому занятию некоторые из задач. В данном случае рационально, чтобы указанные студенты выступали на занятиях в качестве консультантов.
Желательно, чтобы перед практическими занятиями предусматривались консультации, на которых студенты могли выяснить возникшие вопросы. Это в значительной мере упрощает подготовку студентов к практическому занятию и улучшает ее качество.
Так как эффективность практического занятия напрямую зависит от качества подготовки к нему каждого студента, то перед практическим занятием рационально проводить «допуск», осуществлять проверку знаний каждого студента. Перед преподавателем, естественно, возникает ряд вопросов (требующих рационального решения):
- в какой форме проводить «допуск», чтобы проверить уровень подготовки (знания и умения) каждого студента;
- когда (и где) проводить допуск, чтобы не отрывать время от практического занятия;
- как минимизировать затраты времени на «допуск» без снижения качества (объективности) контроля уровня подготовки к занятию каждого студента.
Педагогическая практика показывает, что рационально применять следующие методы:
- в процессе подготовки к практическому занятию выдавать студентов перечень вопросов, правильные ответы на которые, показывают достаточность уровня знаний и умений студента к практическому занятию;
- использование тестового или программированного контроля знаний;
- наличие обучающих и контролирующих программ, использование которых не только позволяет каждому студенту подготовиться к практическому занятию, но и получить объективную компьютерную оценку по результатам подготовки (очевидно, что данный метод является оптимальным).
Теоретические знания представляют ценность в том случае, когда на их основе могут быть решены определенные практические задачи. Кроме того, на основе теоретических знаний должны решаться такие задачи, которые имеют практическую значимость и для изучаемой дисциплины, и для дальнейшего процесса обучения студента в вузе. Поэтому необходимо подбирать тематику задач практического занятия таким образом, чтобы знания и умения, сформированные в процессе их решения, могли использоваться:
- в процессе сдачи зачетов и экзаменов;
- при выполнении лабораторных работ;
- при выполнении курсовых и дипломного проекта;
- в процессе выполнения научных исследований студента и т.д.
Следует помнить, что чем больше практическая полезность решаемых (в процессе проведения практических занятий) задач, чем больший круг вопросов они охватывают, чем чаще в различных вариантах используются (при дальнейшем обучении студентов в вузе), тем прочнее закрепляются в сознании студентов полученные при их решении знания, а умения их использования преобразуются в навыки.
О качестве проведенного практического занятия судят по его результатам. Оценить объективно качество работы конкретного студента на практическом занятии можно только в том случае, когда он самостоятельно выполнял решение каждой задачи – выполнял самостоятельно индивидуальное задание. Очень важно «убедить» студентов в том, что индивидуализация» не преследует цель выявить «хороших» и «плохих» студентов, а служит инструментом их обучения самостоятельно решать (что им придется делать после окончания вуза) практические задачи.
Для того чтобы обеспечить индивидуальность (и высокую эффективность) работы каждого студента на практическом занятии, необходимо создать благоприятные для этого условия и автономность его функционирования. Это возможно, если каждый студент имеет на занятии: расчетные методики, необходимые программы, нормативную, учебно-методическую и техническую литературу). В указанном случае студент не отвлекается на поиски вышеперечисленного и использует отведенное время только на решение вопросов и задач индивидуального задания.
Сложность задач, выносимых на практические занятия, определяется потребностями дисциплины и ее значимостью для специальности. Поэтому при обоснованной сложности практических задач указанные задачи должны научиться решать все студенты группы, вне зависимости (и это обязательно) от успешности их обучения. Для того чтобы при различном уровне подготовки обеспечить необходимое качество результата практических занятий следует:
- повысить качество лекционного материала, его практическую направленность, использовать эффективные средства восприятия и понимания студентами лекционной информации;
- осуществлять групповые и индивидуальные консультации по вопросам решения сложных практических задач;
- разработать сборник типовых задач с решениями и методическими рекомендациями;
- повысить (за счет широкого использования компьютерных обучающих и контролирующих программ) уровень подготовки студентов к практическому занятию.
На практических занятиях должны предлагаться (в основном) такие задачи, для решения которых необходимо использовать компьютерную технику. Очевидно, что указанная техника должна быть в «избытке», чтобы студенты «не стояли в очереди» для выполнения необходимых расчетов.
К сожалению, фактор недостаточности техники присутствует очень часто, что приводит к:
- снижению производительности учебного труда;
- недостаточности умений и навыков использования у студентов компьютерной техники;
- рассеиванию внимания студентов;
- «борьбе» за рабочее место;
- снижению веса интеллектуальной деятельности на практическом занятии.
Задача преподавателя организовать работу студентов на практическом занятии таким образом так, чтобы даже при недостатке (что, в принципе, недопустимо) компьютерной техники сводились к минимуму непроизводительные затраты времени.
Эффективность практического занятия зависит, как отмечалось выше от:
- наличия и достаточности нормативной, учебной, методической и технической литературы;
- вычислительной и компьютерной техники;
- наличия индивидуальных заданий;
- подготовленности каждого студента к практическому занятию;
- минимизации в процессе решения практических задач нерациональных затрат времени.
Кроме того, преподаватель должен:
- осуществить «допуск» каждого студента к занятию;
- организовать индивидуальную работу каждого студента в процессе проведения занятия;
- уметь ответить на любой возникающий у студентов вопрос;
- своевременно заметить ошибку в расчетах и указать пути ее устранения и др.
Перечисленное возможно в случае высокой квалификации и достаточной подготовленности преподавателя к практическому занятию по вопросам: теории дисциплины, умения применять теоретический материал для решения практических задач, методики подготовки и проведения занятия, владения компьютерной техникой, а также навыками программирования и использования программ и т.д.
Практические занятия желательно проводить в специальной аудитории, в которой сосредоточено все необходимое для эффективной реализации его цели и решения задач. Кроме того, рабочее место студента должно удовлетворять требованиям современного дизайна и технического оснащения. Указанное обеспечивает не только высокую производительность (при соответствующей подготовке пользователя) учебного труда, но и знакомит студента с современной организацией труда специалиста.
Эффективное использование вычислительной техники при ее достаточности возможно на практических занятиях в том случае, когда студенты владеют навыками ее применения. В противном случае значительное время затрачивается на консультации по вопросам ее использования.
Чтобы избежать указанного, необходимо обеспечить достаточную подготовку студентов по вопросам использования персональных компьютеров для решения задач практических занятий. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть:
- решение некоторых элементов задач практических занятий на кафедре, которая формирует у студента знания и умения в области использования компьютерной техники;
- проведение дополнительных (факультативных) занятий по вопросам использования компьютеров для решения задач практических занятий;
- включение вопросов, связанных с использованием компьютеров, в перечень, которые должны знать студенты при прохождении «допуска» к практическому занятию;
- введение подобных вопросов в методические указания для самоподготовки студентов к практическому занятию.
Когда каждый студент решает на практическом занятии индивидуальное задание, возможны три варианта:
- все задачи решаются правильно:
- только некоторые задачи решаются правильно;
- все задачи решаются неправильно.
Чтобы исключить второй и, особенно, третий варианты преподавателю необходимо:
- своевременно выявить допускаемые студентами ошибки;
- указывать (не нарушая принципа самостоятельности выполнения задания) причину появления ошибки.
Это реализуется при наличии эффективной методики контроля правильности выполнения каждым студентов вопросов и задач индивидуального задания. Очевидно, что указанный контроль должен соответствовать следующим требованиям:
- не отвлекать других студентов от выполнения задания;
- не только преследовать цель выявления ошибки, но и (в основном) ее недопущения;
- давать (после проведения) объективную и наиболее полную информацию о качестве знаний, умений и навыков каждого студента (хорошо и недостаточно усвоенных разделов учебного материала дисциплины).
Практическое занятие (как и любое другое) должно характеризоваться высокой производительностью и максимально возможным качеством учебного труда. Первое определяется количеством решенных задач, второе – правильностью и полнотой их решения (и обоснования). Не исключен вариант, что студент, столкнувшись с трудным (для него) вопросом, может затратить значительное время на его обдумывание (или не найти правильного ответа вообще). Вследствие этого необходимо каждому студенту иметь возможность обратиться (в подобных случаях) за консультацией к преподавателю. Естественно, что студент не должен рассчитывать на полное решение вопроса преподавателем (что недопустимо), но он имеет право получить необходимую консультацию (например, в алгоритмической форме), а само решение обязательно выполнить самостоятельно. Подобные обращения за консультациями и консультации, проводимые преподавателем (по результатам планируемого контроля за деятельностью каждого студента) дополняют друг друга, что способствует повышению качества результатов практического занятия.
В большинстве случаев эффективная работа студентов зависит от качества ее организации. В понятие «организация работы студентов» на практическом занятии входит значительное число составляющих, о которых говорилось ранее. Это «допуск» студентов к занятию, контроль за правильностью их действий в процессе выполнения индивидуального задания, возможность получения консультации, достаточность компьютерной техники и программно-методического обеспечения и т.д.
Но это и:
- создание рабочей атмосферы в аудитории (когда студенты не мешают друг другу активно работать);
- умение преподавателя предвидеть возможные ошибки и дать необходимый совет по их недопущению;
- проработка до проведения занятия ошибок, которые наиболее часто допускали студенты в предыдущих группах;
- дополнительное внимание к «средним» студентам, и т.д.
Эффективная работа студентов невозможна без активизации их мыслительной деятельности. Как это сделать на практическом занятии, не нарушая индивидуальности работы каждого студента и самостоятельности решения им заданных вопросов и задач? Вопрос очень сложный, а используемые методы могут быть спорными. Необходимо исходить, вероятно, из того, что активность студенты проявляют, когда они:
- имеют достаточное представление о выполняемой работе;
- понимают, что заданная работа может быть ими выполнена (посильна для них);
- проявляют интерес к решению задач;
- понимают практическую полезность решения и полученного результата;
- могут обсудить правильность составленного алгоритма решения с преподавателем;
- ощущают эффективный контроль за их действиями и не «бояться допустить серьезной ошибки (которая будет выявлена и указанна преподавателем) и т.д.
Опыт показывает, что преподаватель (как правило) «дорабатывает» уже существующие методы активизации (приведенные в учебной литературе), «притирает» их к имеющимся возможностям и студентами, после чего их использование приносит ощутимый эффект.
Следует помнить, что эффективность результата практического занятия зависит существенно от заинтересованности студентов данным результатом, которая проявляется в следующих случаях:
- полученные результаты могут широко использоваться при выполнении других учебных работ и влияют на промежуточные оценки качества работы студентов;
- подобные решения вопросов и задач выносятся на зачет и экзамен;
- имеется возможность продемонстрировать первенство среди одногруппников, правильно и в полном объеме (и быстрее всех) выполнив индивидуальное задание;
- имеется возможность (по результатам практических занятий) «автоматически» получить зачет по промежуточным контролям или зачет по дисциплине;
- успешное выполнение задания поощряется преподавателем и т.д.
Большинство студентов преследуют, естественно, «практический интерес», однако, не следует пренебрегать факторами, связанными с моральной удовлетворенностью студента (стремление быть в числе первых или первым в группе, одобрение преподавателем успеха при решении трудной задачи и др.).
Желательно, чтобы после проведения практического (и любого) занятия преподаватель отмечал наиболее активных и эффективно работавших студентов. Могут использоваться два вида поощрения: моральное и «материальное». Первый вид поощрения должен преследовать не только «благодарность» преподавателя за активную работу на занятии, но и «пропаганду» достижений студента (например, посредством экрана успеваемости, умения творчески мыслить и т.д.). Второй вид поощрения (например, посредством выставления баллов) предполагает не только ранжирование студентов по достигнутым результатам, но и предоставление (наиболее активно и эффективно работающим) досрочно получить зачет по модулю или дисциплине.
Важно, чтобы поощрение зарабатывалось активным (и эффективным) трудом, не выдавалось авансом и соответствовало «заслугам» студента. В этом случае оно воспринимается и поощряемым студентом и группой как справедливо заслуженная «награда», является стимулом к учебе, и, главное, к успеху в учебе.
Каждое проведенное практическое занятие должно анализироваться с позиций его достоинств и недостатков с целью совершенствования первых и устранения вторых. Очевидно, что и достоинства и недостатки должны соответствовать свои определениям, поэтому для недопущения чрезмерно жестких оценок и (еще хуже) необращения внимания на некоторые из недостатков, следует иметь по данному вопросу как можно большее количество мнений «экспертов».
В качестве «экспертов» формирующих мнение о качестве проведенного практического занятия могут выступать:
- преподавать, который проводил занятие;
- студенты (необходимо учитывать их усредненное мнение);
- преподаватели кафедры и заведующий кафедрой.
Практика показывает, что максимально объективно и процесс проведения практического занятия, и его результат может быть количественно оценен, если известны факторы, влияющие на эффективность и качество процесса и результата практического занятия, качественная определенность которых (факторов), максимально объективно оценена.