Методы воспитания, их классификация. Ситуации воспитания
Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решать те или иные педагогические задачи, являясь способами взаимодействия с обучаемыми.
Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.
Имеются разные классификации методов воспитания, но все они обязательно включают:
• методы убеждений,с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит обмен информацией (внушение, призывы, убеждение, диалог);
• методы упражнений,с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязаний, показания ситуаций успеха);
• методы оценки и самооценки,с помощью которых про изводится оценивание поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказание, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).
Н.В. Бордовская и А.А. Реан к методам воспитания относят также педагогическое требование, приучение, пример. Педагогическое требование как метод может: выступать как конкретная задача, выражать нормы поведения человека, помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость того или иного действия, поступка, а также стимулировать его к новым действиям. Формы требования подразделяются на прямые (в виде указания в деловом, решительном тоне, приказе), и косвенные, осуществляемые посредством совета, просьбы, намека, с целью вызвать у воспитанника соответствующий интерес, мотив действия или поступка. Приучениекак метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения. Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действия. Воспитанник должен научиться идеально копировать и поддерживать данное умение или навык.
Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека и представляет собой перспективу стремлений воспитанника быть похожим на идеальный образ. Примеры используют для того, чтобы сориентировать воспитанника на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие асоциальных действий и поступков. (Бордовская Н.В., Реан А.А., с. 42-43)
Обычно методы воспитания носят комплексный характер и применяются в конкретных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними условиями. Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие.
Ситуация авансирования доверием(А.С. Макаренко)характеризуется тем, что доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого.
Ситуация непринужденной принудительности(Т.Е. Конникoва)это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.
Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, Б.А. Краковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение и борьба несовместимых интересов и установок.
Ситуация соотнесения (Х.Й. Лиймете) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации.
Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Эго достижение отмечается призовым местом, грамотой и т.д.
Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Краковский, А.С. Белкин) создается в том случае, когда надо поддержать коллектив или отдельного его члена преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех ему гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметной для воспитанников.
Ситуация творчества (В.А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируется фантазия воспитанников, способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.
Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностику отношений, их формирование, корректировку. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для воспитанника.
Прием воспитания - это составная часть метода, звено в воспитательном процессе. Метод поощрения включает, например, такие приемы, как одобрение, похвала, награда.
Приемы воспитания можно разделить на 2 группы.
1. Приемы, корректирующие поведение, способствующие развитию новых положительных качеств и подавлению негативного в человеке: убеждение, забота, просьба, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры воспитанников успех, доверие, вовлечение в интересную деятельность.
2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая у воспитанников стыд, раскаяние, намерение воздержаться от неблаговидных поступков.
Очень эффективным, развивающим личность фактором является самовоспитание, т.е. целенаправленная активная деятельность самого обучаемого, способствующая формированию у него положительных качеств и устранению отрицательных.
Самовоспитание выступает, с одной стороны, как условие постоянного самосовершенствования, необходимого для эффективной и качественной учебной деятельности, с другой стороны, для педагогов как обязанность учить школьников или студентов постоянно работать над собой, целенаправленно руководить процессом их самосовершенствования.