III.Использование активных методов обучения в профессиональном образовании

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы;

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.




Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность о ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Термин ``активные методы обучения'' или ``методы активного обучения'' (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельяновиспользует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей и тренеров активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать ее повышению.

При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Обучение в системе АМО не выступает как исключительная обязанность и право педагога (обучающего). Здесь обучение - результат встречной активности группы учащихся (участников АМО). Именно в группе возникают эффект взаимостимулирования, эффекты соревнования и поддержки, участники сопереживают успехам и неудачам друг друга, осуществляют анализ и оценку действий партнеров, делятся с ними опытом, выступают в роли и обучающих и обучаемых попеременно. В этом и проявляется эффект группы.

Первоначально АМО получили распространение в системе переподготовки специалистов. Здесь особое значение имеют ускоренные сроки подготовки, поэтому АМО, особенно игровые методы обучения, завоевали широкую популярность и признание. Затем АМО стали использоваться в подготовке специалистов высшей школы. И в последнюю очередь стали применяться в системе общего образования, где классические методы традиционного обучения обосновались особенно прочно.

Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности, контекстности, сотрудничества

Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по: содержанию когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования, по объему, что позволяет способным и заинтересованным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях(для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины), по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы высшего образования. Этот принцип реализуется при работе вузов по подготовке специалистов по прямым связям с заказчиками образовательных услуг, получившей название целевой подготовки по прямым договорам.

Принцип элективности - предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов -- элективных (кратких, обзорных или узко специализированных) курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, его познавательным интересам.

Принцип контекстности требует подчинения содержания обучения содержанию и условиям реализации будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает контекстный характер, способствуя ускорению последующей профессиональной адаптации.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавателей, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Все методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.

Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (профессиональных или ролевых) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.

Взаимообучения . Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей учащихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.

Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Исследования изучаемых проблем и явлений . Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль ``фильтра'', пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения -- педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Таким образом, термин «активные методы обучения» является своеобразным родовым обозначением специфических групповых методов обучения, получивших широкое распространение во второй половине ХХ века и дополняющих традиционные методы, прежде всего, объяснительно иллюстративные методы обучения, посредством изменения позиции учащихся с пассивно потребительской на активно преобразующую и опоры на социально-психологические феномены, возникающие в малых группах.

Количество АМО достаточно велико. Поэтому для их характеристики обратимся к вопросам классификации активных методов обучения.

Проблема профессионального и личностного становления в процессе обучения в колледже становится все более актуальной в современной науке и практике. Однако большинство выпускников вузов и колледжей зачастую не готово к практической работе в постоянно меняющихся условиях. Методика профессионального обучения во многих образовательных учреждениях характеризуется устойчивым сохранением сложившихся традиционных подходов к обучению и воспитанию учащихся по готовым учебным планам и программам. Такой подход ориентирован на информационно-иллюстративное построение образовательного процесса и передачу готовых знаний и умений, что не может обеспечить у обучающегося целостных представлений о сфере его профессиональной самореализации. Возникает необходимость формирования профессиональной мотивации будущих специалистов с целью выработки у них способности преобразовывать свои знания и опыт таким образом, чтобы решать более успешно любые профессиональные задачи.

Важное место в интенсификации процесса обучения специалиста в колледже должно занять использование методов активной подготовки, хорошо зарекомендовавших себя при обучении специалистов в вузах и учащихся учреждений базового профессионального образования.

Профессиональное обучение в целом является планомерно организованной деятельностью преподавателей и студентов, направленной на овладение обучаемыми профессиональными знаниями, умениями и навыками, умениями самостоятельно анализировать производственные ситуации и находить решения, а также на всестороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся.

Повышение эффективности профессионального обучения во многом зависит от того, какие методы применяют преподаватели во время учебных занятий, насколько обоснованно умеют они выбирать и применять в учебном процессе необходимые формы и дидактические средства обучения. Различные подходы как к самому понятию «методы активного обучения», так и к их исследованию в учебно-познавательном процессе при подготовке специалистов раскрыты в исследованиях А.А. Вербицкого, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, Н.В. Семеновой, И.М. Шамовой, и других ученых.

За последнее десятилетие проблема формирования учебной и профессиональной мотивации студентов с помощью активных методов обучения в средних специальных учебных заведениях (в том числе в условиях колледжа) исследовалась различными отечественными учеными. Так, одни рассматривают активные методы обучения как средство профессионального самоопределения и профессиональной подготовки студентов средних специальных учебных заведений, другие – исследуют психологические условия применения активных методов обучения и развития профессиональной мотивации в процессе подготовки будущих специалистов, третьи – рассматривают формирование мотивационной включенности студентов ССУЗов в учебную деятельность как фактор адаптации к профессии.

Мотивация является объектом многостороннего теоретического и экспериментального изучения в зарубежных и отечественных исследованиях и представляет собой весьма объемную сложную область. Сложность и многоаспектность проблем мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методам ее изучения. Так, Л.С. Выготским мотивация рассматривается как сложная «психическая система», т.е. как система центра психических феноменов, - мотивов, регулирующих деятельность и поведение человека.

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение данному понятию: «мотивы – это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности».

Рассматривая данную проблему, следует различать два на первый взгляд схожих понятия «стимулирование» и «мотивация» учебной деятельности. Согласно исследованиям М.Г. Ковтунович деятельность обучаемых происходит под влиянием не только мотивов, но и многообразных внешних воздействий. Последние при определенных обстоятельствах могут выступать как побудители деятельности (внешние стимулы). Под «стимулом» следует понимать причину, побуждающую к деятельности, создающую благоприятные условия для развития. Стимулы побуждают активную деятельность через мотивы, которые они вызывают и формируют. Так как стимулирование выполняет мотивирующую функцию, то их целенаправленное предъявление личности составляет отдельный вид деятельности субъектов, который вызывается стимулированием.

К рассмотрению особенностей мотивации деятельности учащихся колледжей следует подходить с позиции учета не только возрастных, но и социальных, духовных характеристик личности студента как субъекта. Студенческий возраст, имеющий, как правила, границы от 17 до 21-22 лет, открывает ступень индивидуализации, которая, представляет собой особый этап в духовной жизни человека, связанный с поиском своего места в мире, приобщенности к нему, с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности.

Время учебы в колледже совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. В психологии признано, что ядром, стержнем личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами.

Для процесса формирования будущих специалистов важное значение имеет знание уровня профессиональной направленности учащихся. Э.Ф. Зеер отмечает: «профнаправленность – это интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков». Направленность как система развивающихся побуждений качественно изменяется в процессе профессионального развития учащегося.

К составляющим профессиональной направленности следует отнести следующие компоненты:

система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека (социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения, «инструментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ);

профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность;

мотивы, т.е. совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность;

отношение личности к профессии (динамическая система отношений к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, формам профессиональной подготовки и членам профессиональных групп, коллективов).

При высоком уровне профнаправленности у студента преобладают высокие духовные мотивы выбора профессии, а в кругу профессиональных интересов преобладают такие, которые удовлетворяются в активно-деятельностных формах. При низком уровне профессиональной направленности преобладают материальные мотивы выбора профессии, косвенные мотивы, внешние по отношению к данной профессии, а интерес к данной деятельности отсутствует либо преобладают относительно пассивные по своему характеру интересы.

Под методами обучения следует понимать способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленные на овладение учащимися знаний, умений, навыков, на воспитание и развитие в процессе обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов и способностей учащихся, воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями.

Все многообразие методов обучения можно разделить на четыре группы (Л.Г. Семушина, Г.Н. Ярошенко):

- информационно-развивающие (лекция, объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с книгой, обучающей программой);

- репродуктивные (пересказ учебного материала, выполнение упражнений по образцу, лабораторная работа по инструкции)

- проблемно-поисковые (эвристическая беседа, поисковая лабораторная работа, учебная дискуссия, исследовательский центр);

- творчески-воспроизводящие (сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры);

Появление и развитие активных методов обучения связано с тем, что перед образованием встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, что в свою очередь обусловлено бурным развитием информации.

Особенности активных методов обучения состоят в следующем:

- побуждение учащегося на активизацию мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом;

- ориентация на самостоятельное добывание знаний учащимися;

- самостоятельная творческая выработка решений;

- развитие мышления, формирование практических умений и навыков;

- повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

Активные методы обучения являются сегодня одним из способов формирования профессиональной мотивации учащихся колледжа. Следует отметить, что внутренняя мотивация и факторы, которые будут влиять на ее формирование, непосредственно зависят от умений и усилий преподавателя. Сегодня его задача осложняется тем, что приходится развить мотивацию бывшего школьника в интеллектуальной деятельности, а в некоторых случаях впервые ее формировать. Традиционный метод проведения занятий не вовлекает студентов в продуктивную исследовательскую деятельность, а способствует лишь репродуктивной работе. Так, при отборе методов обучения в целях формирования профессиональной мотивации у учащихся колледжа преподавателю следует придерживаться ряда правил.

Нельзя резко разделить имеющиеся методы обучения на активные и неактивные. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности, преподаватель добивается повышения познавательной активности студентов.

При выборе методов обучения следует проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.

Выбор методов обучения зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки специалиста, времени, которым располагает преподаватель, особенности состава студентов, наличия средств обучения.

Самостоятельное разрешение обучающимися проблем должно иметь место на всех этапах процесса обучения, как при изучении нового, так и при выполнении практических заданий по изученным темам.

Наши рекомендации