Тема. Понятие «образование»

Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выде­лите в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.

«Главная социальная функция образо­вания — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Дидактика средней школы: Некото­рые проблемы современной дидакти­ки / Под ред. М.Н. Скаткина. — М., 1982. С. 101.   «Образование — это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «об­раз», т. е. формирование самого себя». Ремезова И.И., Анишина Т.П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. М., 1992. С. 149.  
«Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Краткий педагогический словарь пропагандиста. М, 1984. С. 157. Образование есть не что иное, как культура индивида. ... Сколько культур­ных ценностей, столько и видов образования». Гесс&н СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 35.
Образование — это объем системати­зированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый». Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 25. «... Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познава­тельных сил и способностей — это и есть образование, а основной путь получения его — обучение». Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957.
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. М., 1999. С. 224. «Образование (от русск. — создание образа) — это духовный облик челове­ка, который складывается под влияни­ем моральных и духовных ценностей». Бондаревская Е.В.. Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманисти­ческих теориях и системах воспита­ния. Ростов-н/Д, 1999. С. 36.

Понятие «обучение».Чаще всего под обучением понимается «со­вместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и вос­питание»1. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения разделяются весьма условно, поскольку обучение — непрерывный процесс их совместной работы.

Традиционно в обучении выделяются две составляющие — пре­подавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений и навыков, спосо­бов деятельности, жизненного опыта и т.п. Учение здесь — процесс приобретения учащимся передаваемого учителем содержания обу­чения. Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик (например, «методика преподавания истории»). Основное внимание тогда уделяется преподаванию (передаванию) учебного материала, а не деятельности учеников.

Парадигма обучения как преподавания и учения имеет длитель­ную историю и сохраняется по сей день. Причина состоит в том, что долгое время учитель был основным источником информации, которую он сообщал ученикам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «дать знания», «дать образование», а по отношению к взаимодействию учителей говорят «обменяться опы­том». Понимание обучения как «передаточного» механизма не­которого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика.

Обучение — организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащий­ся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные ка­чества.

В то же время существуют иные понимания обучения, отрица­ющие возможность «передачи образования». Знания, умения и на­выки — не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собствен­ной деятельности. Непередаваем также и опыт — эмпирическое по­знание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности.

Содержание образования возникает в процессе образовательной деятельности учащегося.

Процесс обучения сопровождается и характеризуется внутрен­ними личностными изменениями ученика, его развитием. Обуче­ние, имеющее основной целью развитие физических, познаватель­ных, нравственных и иных способностей учащихся на основе их индивидуальных возможностей, называется развивающим обучени­ем. Учитель в данном случае не столько передает детям знания, сколько организует их учебную деятельность по отношению к изу­чаемому предмету. Психолого-педагогическое обоснование разви­вающего обучения в нашей стране осуществлено Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Л.В. Занковым, Д.Б. Элько-ниным, В.В. Давыдовым и реализуется на практике их последовате­лями.

Парадигма приоритета целей и ценностей ученика, первичной роли его деятельности и вторичности деятельности учителя как орга­низатора учебного процесса нашла отражение в различных типах личностно-ориентированного обучения. Обучение в этом случае понима­ется как совместная деятельность ученика и учителя, которая направ­лена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. Вопроса­ми разработки психолого-педагогических и дидактических основ личностно-ориентированного обучения занимаются современные отечественные ученые: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.

В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения — признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуаль­ности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в пере­даче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

В зависимости от применяемых образовательных технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, проблемное, эвристическое и др.

Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, программированное или дистанционное обучение могут иметь в своей основе личностную ориентацию, а могут и не иметь ее. Личностная ориентация — один из критериальных признаков обучения любого типа или вида. Если человек (ученик, учитель), его природные, личностные и индиви­дуальные особенности учитываются при проектировании, осуще­ствлении и диагностике образовательного процесса и способны оказывать влияние на него, то говорят о гуманистическом личностно-ориентированном обучении.

Дискуссия.Сторонники обучения как передачи знаний иногда тоже называют свой подход личностно-ориентированным, поскольку адап­тируют предназначенный для усвоения учебный материал в соответ­ствии с особенностями разных групп учеников, например, разделяют материал на уровни сложности. Обоснуйте или опровергните эти ар­гументы.

Таким образом, содержание понятия «обучение» зависит от того, какая педагогическая парадигма лежит в основе образования. Формирующее обучение «передаточного» типа отличается от раз­вивающего или природосообразного тем, что имеет в своей основе формулу «с предметом к детям», тогда как личностно-ориентиро­ванное обучение строится по принципу «с детьми к предмету».

Изучение и освоение.Казалось бы, гуманистическая ориента­ция на развитие учащихся должна преобладать в обществе, которое выдвигает человека в качестве первичной ценности. Почему же про­цесс обучения все еще понимается как вооружение ученика знани­ями и формирование у него соответствующих умений и навыков? Объясняется это многими причинами, например, тем, что данные параметры легко поддаются проверке с помощью общедоступных средств — тестов, контрольных работ, проверочных заданий. С их помощью легко и быстро проверяется уровень усвоения учениками «переданного» им материала. Чтобы оценить результативность обу­чения индивидуально для каждого ученика, с учетом его начально­го уровня развития, степени сформированности его способностей, знаний и навыков, требуется специальная система диагностики и контроля, которая пока непривычна для массовой школы. Напри­мер, в такую систему входят индивидуальные программы обучения, журналы личных достижений, портфолио ученика.

Рассмотрим дидактические понятия, характеризующие лично­стный характер обучения.

Адекватной характеристикой личностно-ориентированного обучения является деятельность. Деятельность в педагогическом смысле более широкое понятие, чем знания, умения и навыки (ЗУНы), поскольку предполагает мотивацию, оценку и другие па­раметры обучения, отражающие его субъективно-личностный ха­рактер. Нас же, как раз и интересует деятельность потому, что она приводит к образовательным изменениям и личностным прираще­ниям ученика по отношению к самому себе и к изучаемым дисцип­линам.

Для характеристики образовательной деятельности ученика применяются следующие понятия:

— изучение, означающее «постичь учением, усвоить в процес­се обучения»;

— усвоение, трактуемое как «основной путь приобретения ин­дивидом общественно-исторического опыта»;

— познание, т. е. «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания».

Понятия «изучение» и «усвоение» относятся, как правило, к внешним, независимым от ученика объектам — знаниям или ин­формации, и не предполагают его деятельности по созданию собственного образовательного продукта. Если вести речь о про­дуктивном обучении, то ему более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т.п.

Другой существенной характеристикой личностно-ориентированного обучения является его продуктивность, т. е. создание уче­ником в изучаемых предметах конкретных образовательных продуктов — естественно-научной версии, математической задачи, сочинения, поделки, картины и т.п.

Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности. Изучая реальную дей­ствительность, ученик одновременно с созданием образовательно­го продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, разучивает конкретные способы познания, знакомится с имеющи­мися культурными достижениями, т. е. изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного про­дукта и усвоение уже созданных человечеством достижений выра­жается понятием «освоение». В образовании это понятие имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образователь­ную область или учебный предмет. Освоению подлежит как сама действительность, так и знания о ней. Поэтому термин «освоение» наиболее полно отражает процесс личностно-ориентированного обучения и соответствующей образовательной деятельности.

Обучение и развитие.Под развитием ученика понимается про­цесс внутренних изменений его физических, психологических, ду­ховных сил, обеспечивающих его самореализацию. Нервная система, психика, личностные качества ученика изменяются коли­чественно и качественно на протяжении его жизни и определенным образом связаны с обучением.

Развитие — процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения.

Среди ученых — психологов и педагогов — выделяются три точ­ки зрения на связь развития и обучения:

1) обучение и развитие — два независимых друг от друга про­цесса (3. Фрейд, Ж. Пиаже);

2) обучение тождественно развитию (У. Джеймс, Э. Трондайк);

3) обучение может следовать за развитием или опережать его (Л.С. Выготский).

В последнее время в отечественной школе утвердилось поня­тие «развивающее обучение», основанное на идее Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще толь­ко созревают.

Для объяснения своей модели Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» — уже достигнутый ребенком уровень развития, при котором он может полностью самостоятельно, без помощи взрослого решать интеллектуальные задачи, и «зона ближай­шего развития» — уровень развития, обнаруживающийся не в само­стоятельном, а в совместном со взрослым решении интеллектуаль­ных задач определенной сложности. Согласно данной модели, то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с учителем, завтра он сможет делать самостоятельно.

Данная модель послужила ядром для создания концепции раз­вивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Одним из недостатков данного подхода является недооценка роли творчества ученика в обучении. Ученик, которому не предоставля­ется возможность решения возникающей задачи без помощи учи­теля, не вырабатывает в себе необходимых творческих качеств.

Умение ученика делать самостоятельный шаг в зоне своего бли­жайшего развития без помощи учителя является свидетельством перехода от развивающего обучения к саморазвивающему, эврис­тическому. Роль учителя в этом случае заключается уже не в совме­стном с учеником решении трудных для него задач, а в вооружении его инструментарием для самостоятельного их решения.

Обучение и воспитание.Воспитание чаще всего понимается как процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития, усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обще­стве, в котором он живет.

Связь обучения с воспитанием не менее очевидна, чем связь обу­чения с развитием. Многие педагоги, начиная с Гербарта, говорят о воспитывающем обучении, результатом которого является социали­зация ученика, формирование таких его личностных качеств, кото­рые соответствуют определенным общественным потребностям.

Воспитание — процесс взаимодействия человека с окружающей средой (в том числе и с воспитателем), обеспечивающий усвоение им определен­ных норм и способов поведения в обществе.

Не всякая система обучения ставит воспитывающие задачи в качестве основных. Этот признак характерен, прежде всего, для гу­манистических образовательных систем, таких, как школа Амонашвили, педагогика сотрудничества, Вальдорфская педагогика; а так­же для дидактических систем, имеющих в своей основе науки и виды деятельности социально-общественного характера: экологию, ис­торию, философию.

Различные учебные предметы, как правило, играют ведущую роль в воспитании определенных личностных качеств ученика, ма­тематика — аккуратности, логичности, последовательности и сис­тематичности, естествознание — наблюдательности и познаватель­ное™, живопись — образности и художественности.

В то же время закрепление за отдельными учебными предмета­ми определенных воспитательных задач не является жестким. Так, математика может воспитывать не только систематичность или ал­горитмизацию в действиях ученика, но и нести гуманитарную фун­кцию, выполнять культурологические задачи, воспитывать в учениках чувство прекрасного.

Обучение и творчество.Обучение и развитие человека взаимо­связаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и тво­рит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Но творчество возможно только в условиях свободы, по край­ней мере, свободы выбора. Творческого результата можно ожидать только тогда, когда ученик обеспечен правом выбора смысла и це­лей своего образования, образовательной траектории, темы конк­ретной творческой работы, формы ее выполнения и защиты, когда поощряется собственный взгляд ученика на проблему. Свобода в образовании нужна ученику ради его развития и творчества.

Обучение как продуктивный процесс предполагает наличие у учеников творческих способностей. Под творческими способностя­ми понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых об­разовательных продуктов.

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креатив­ностью. Креативность — это интегративная способность, вбираю­щая в себя системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ас­социативность, фантазия, мечтательность.

Креативность — не единственная способность, обеспечиваю­щая образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит познание, то вместе с кре­ативной деятельностью осуществляется и когнитивная. Для того чтобы креативные и когнитивные процессы выражались в общеоб­разовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе его соответствующих способ­ностей. К оргдеятельностным способностям ученика относятся целеполагание, целеустремленность, нормотворчество, самоопределе­ние, рефлексия и др.

Таким образом, творческое обучение опирается, по крайней мере, натри интегративные способности ученика: креативную, ког­нитивную и оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание учеником образовательной продукции.

Обучение, ориентированное на продуктивную творческую деятель­ность учащихся, называется эвристическим. Согласно эвристическому типу обучения ученик участвует в создании не только образовательной продукции по изучаемым учебным курсам, но и в планировании и осу­ществлении индивидуальной траектории образования.

Свобода и заданность в обучении.Соотношение между свободой и заданностью в обучении в разных моделях обучения проявляется по-разному. Обучение, ориентированное на внешний заказ (соци­альный, государственный, родительский), требует от учителя фор­мирующих действий по отношению к ученику. Обучение же, ориентированное на выявление и реализацию внутренней сущнос­ти ученика, предполагает создание учителем такой среды, которая была бы наиболее благоприятна для развития способностей ребен­ка. Такое образование невозможно «дать», его можно лишь обеспе­чить тем или иным способом.

Обучение, ориентированное на создание гармоничной есте­ственной среды, обеспечивает самореализацию личностного потен­циала ребенка и побуждает его к поиску собственных результатов в образовательных областях. Такая модель обучения опирается на ак­тивную антропологическую позицию: ученик — не просто «семя» неизвестного для педагога растения, но семя, способное обеспечи­вать и корректировать свой рост.

В соответствии с законами диалектики свобода немыслима без заданности. Свобода самовыражения ученика предполагает задан­ность методологии его деятельности. Свобода ученика в образовании означает самостоятельность его деятельности. Школьник получает качественный творческий продукт тогда, когда с помощью учителя овладевает основами творческой деятельности. Поэтому мало свободу детям дать, надо научить их действовать. Именно эту задачу и реа­лизует дидактика личностно-ориентированного обучения.

Блок самоопределения Тема. Знания и развитие

Сравните высказывания в первых двух столбцах таблицы и предложите свои суждения в третьем столбце.

Обучение — это преподавание и учение Обучение — это учение и преподавание. Обучение — это ...
«Чтобы обучать Петра матема­тике, нужно хорошо знать математику». «Чтобы обучать Петра матема­тике, нужно знать математику и Петра». «Чтобы обу­чать Петра математике,...»
Каков учитель, таковы и ученики. У «сильного» учителя всегда «сильные» ученики. Если есть ученик, для него .найдется и учитель. Источник познания — в ученике, учитель лишь помогает ему реализо­вать себя. Роль ученика в обучении ... Роль учителя в обучении ...
Строгое следование научно-обоснованному подходу к изложению, закреплению и применению на практике учебного материала гарантиру­ет его полноценное усвоение учениками. Учение через исследование не­экономично по времени и неэф­фективно по результатам, по­скольку ученики не могут гаран­тированно получать качествен­ных результатов. В таком обуче­нии отсутствует фундаменталь­ность и систематичность. Чтобы обучение было эффек­тивным, ...
Основой творческой деятель­ности ученика являются прочно усвоенные им базовые знания. Научившись применять их на практике, ученик способен пойти дальше в своем творче­стве и при необходимости создавать новое, опираясь на имеющийся у него багаж. Прочно усвоенные знания являются помехой творчеству ученика, поскольку формируют стереотипы в его мышлении и последующей деятельности. Незнание общепринятых све­дений помогает ученику созда­вать действительно новое. Творчество ученика необходимо уже до приобретения знаний. Соотношение знаний и творчества в обучении может быть следующим:
Главный планируемый результат обучения в школе — вооружение ученика базовыми знаниями для его последую­щей жизни и профессиональ­ной деятельности. Задача школы — дать ученикам качественное образование, основанное на фундаменталь­ных знаниях. Задача школы — развить спо­собности ученика и научить его действовать в окружающем мире. Вместо «суммы знаний» ученик овладевает совокупно­стью способов деятельности. При необходимости он всегда сумеет найти недостающие знания или воссоздать для ре­шения возникающей проблемы. Основная задача школьного обучения состоит в ...

РЕЗЮМЕ

В дидактике используются философские категории, общенауч­ные, методологические, педагогические, психологические, физио­логические и иные понятия.

Дидактика как научная теория описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерно­сти обучения, содержание, технологии, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения и др.

Фундаментальными дидактическими понятиями являются по­нятия «образование» и «обучение», которые раскрываются с помо­щью взаимосвязанных понятий: преподавание, учение, изучение, освоение и др.

Понятие «образование» характеризует различные стороны ре­альности. Оно может относиться к отдельному человеку или классу учеников, всей школе, обществу, государству. Образование отража­ет как процесс, так и результат обучения. Под образованием пони­мается также система образовательных структур — учебных заведений, различных форм и типов образования.

Среди различных пониманий образования выделяются два про­тивоположных: образование — как процесс воздействия на ученика («дать образование») и образование как процесс образовывания уче­ника при организующей роли учителя («быть в образовании»).

Понятие «обучение» раскрывается в зависимости от выбранно­го смысла образования. В формирующей педагогике обучение пред­ставляет собой два основных вида деятельности — преподавание и учение: учитель передает ученикам знания, умения и навыки, а уче­ники их усваивают. В личностно-ориентированной педагогике обу­чение — это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и разви­тие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.

Роль учителя личностной ориентации — организация образова­тельной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собствен­ный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные

результаты.

2. Какие противоречия в понятийной структуре дидактики вами обнаружены?

3. Приведите два-три варианта трактовок понятия «образова­ние», сравните их между собой и найдите общие признаки разных дефиниций.

4. Дайте определение понятию «образование», которое выходи­ло бы за рамки педагогики и охватывало процессы, изучае­мые в других науках, например, в истории (образование государства), географии (образование гор).

5. Первоклассник придумал математическую задачу на изучен­ные действия сложения и вычитания. При составлении усло­вия задачи он использовал уже известный ему принцип: «было ..., прилетело (улетело)..., сколько всего стало?» Уче­ник заменил людей или зверей на птиц и получил новое ус­ловие задачи. Оцените область, уровень и специфику творчества ученика. Присутствует ли в данном образователь­ном продукте ученика математическое творчество?

6. Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период изучения курса дидактики.

Дидактический практикум Тема 2. Дидактические понятия

1. Любые объекты, в том числе и дидактические, можно перевести в язык зна­ков, символов, образов. Такой перевод позволяет лучше понять и изучить сам объект. Изобразите в виде знака, образа или рисунка символ образования. Про­комментируйте полученный символ и его специфические особенности.

2. Используя лист бумаги, нитки и скотч, изготовьте материальную модель образования. Предложите объяснение данной модели. Представьте свою работу для коллективного обсуждения во время семинара. Ответьте на вопросы кол­лег о вашей модели.

3. Предложите определение понятия «образование». Запишите это опреде­ление и обсудите его на семинаре. Сопоставьте свое определение с дефини­циями, предложенными другими студентами.

4. Аналогичным образом сконструируйте символ, модель и дефиницию дидакти­ческих понятий «обучение», «учение», «изучение», «преподавание», «освоение».

ЛИТЕРАТУРА

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика. 1997. №4.

Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Куписевич. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. М., 1986.

Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. 1 /Ред.-сост. Н.Б. Крылова. М., 1995.

Новые ценности образования. М., 2006. Вып. 1-2(25-26). С.194—211.

Подласый И.П. Педагогика. М., 2006.

Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.

Сери/сое 5.5. Личностно-ориентированное образование//Педагогика. — 1994.—

№5.

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М., 2005.

Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000.

§ 3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

Национальная идея в образовании.Основой образования в рос­сийской школе являются, прежде всего, те глубинные национальные идеи отечественной истории и культуры, которые играют объеди­няющую, вдохновляющую и воспитывающую роль в обществе. Они служат основанием для конструирования отечественной педагоги­ки и дидактики.

Идею российского национального образования обосновал ос­новоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824— 1870), который считал, что главные цели образования и воспитания определяются народным характером. Философское осмысление своеобразия российского характера позволяет отыскивать основы соответствующего ему образования.

Идея — от греч. idea: то, что видно, образ. Термин, обозначающий смысл, значение, сущность.

Образование, построенное на отечественных идеях и традици­ях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Задачи, организационные формы или содержание такого образования мо­гут быть различны, но получаемый в итоге результат образования человека определяется базовыми философскими смыслами, на ко­торых строится учебный процесс.

Если принять, что смыслом и целью образования является разви­вающийся человек, то с точки зрения национальной идеи образова­ние человека есть такое его состояние и результат, когда он свои чувства, ум, тело и волю ориентирует на самореализацию и само­развитие, поддерживаемый желанием добывать новые знания, ве­рить в лучшее, делать добро, исполняя свое предназначение перед собой, своей семьей, отчизной. Созидание человека культуры — в этом смысл национального образования. Развитие внутреннего потен­циала каждого человека — цель народного образования. Высший иде­ал образованности народа и каждого его представителя — духовное состояние нации, самоосознание величия многонационального рос­сийского общества, являющееся условием экономического, мате­риального и культурного процветания всего народа.

Дискуссия.Каким образом можно использовать в отечественном обу­чении лучшие образцы зарубежной педагогической мысли, чтобы ре­зультаты отечественного образования сохраняли свое национальное своеобразие?

Философские предпосылки российского образования содержат­ся, прежде всего, в работах отечественных мыслителей. Характерны­ми чертами русской философии, по мнению Н.О. Лосского, являются космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм)1.

Перечисленные черты присущи комплексу учений о взаимодей­ствии человека и мира, созданных плеядой русских ученых мирово­го уровня, среди которых: Л.Н. Толстой, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Со­ловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.А. Бердяев, Д.Л. Андреев, Н.А. Умов и др.

В ряде исследований совокупность идей, учений и работ этих мыслителей называют русским космизмом, поскольку данная фило­софия опирается на фундаментальный принцип: человек подобен Вселенной, т. е. микромир подобен макромиру. Предназначение человека — вселиться в свой дом — Вселенную. Это возможно, по­скольку глобальные процессы в определенной степени тождествен­ны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации природы и об­щества сходны и сопряжены со вселенскими изменениями.

Рассмотрим те элементы учений отечественных философов, которые имеют дидактическую значимость.

Образ человека.С позиций антропоцентризма первичным ис­точником всех изменений, в том числе и глобальных, является сам человек, взятый в совокупности своих потенций, проявлений и деятельностей. По отношению к образованию деятельность ученика тождественна деятельности учителя и школы в целом, школа — об­ществу, общество — миру, мир — Вселенной. Таким образом, изме­нения отдельного человека соответствуют изменениям всей Вселенной. Отсюда и соответствующая миссия обучения — обеспе­чивать изменение и развитие людей, сообразное общечеловеческим задачам и процессам.

Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая са­мого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Человек, включенный в образовательную систему с целями, относящимися к его вселению в окружающий мир, по особому скла­дывает свою мировоззренческую ориентацию и реализует личностный потенциал. Индивидуальная траектория его образования пред­ставляет систему отношений с природой, культурой, космосом, с самим собой. Для самоопределения и движения в окружающем мире он овладевает набором способов деятельности, в том числе и реф­лексивных, необходимых ему для обеспечения, оценки и корректи­ровки происходящего образования.

Основные черты человека облагороженного образа, которого дол­жна готовить будущая Школа, изложены русским философом и по­этом Д. Л. Андреевым (1906-1959) в его книге «Роза мира»1:

Умственный облик характеризуется интеллектуальной независи­мостью, свободным и счастливым чувством преклонения перед яв­лениями Глубокого и явлениями Великого.

Эстетический облик проявится в развитом вкусе, знании и по­нимании искусств прошлого, потребности художественных впечат­лений и собственного творчества, в чувстве восхищения перед явлениями Прекрасного.

Нравственный облик нового человека характеризуется деятель­ной добротой к окружающим, чувством единства общечеловечес­кого, чувством единства космического, чувством благоговения перед явлениями Высокого.

Религиозный облик характеризуется внутренней работой над рас­крытием органов духовного воспринимания, ощущением жизни как мистерии, знанием религиозных форм прошлого и настоящего, уме­нием соверовать всем религиям, т. е. понимать опыт и учение каж­дой из них как отражение одного из рядов духовной реальности, потребность собственного участия в религиозной жизни и творчестве.

Телесный облик характеризуется дружбой со светлыми стихиалиями, стройным телосложением, пластичными движениями, от­крытым светящимся лицом.

Особое внимание в педагогике Д.Л. Андреева уделяется разви­тию внутренних задатков натуры учеников. «Вообще, заботливо пе­стуется и всячески поощряется творческое начало: взращиваются малейшие ростки музыкального, словесного, сценического, архитек­турного, живописного, философского, религиозного творчества»2.

Основным типом общеобразовательной школы Д.Л. Андреев считает колледж-интернат, расположенный за городом. Обучение в нем занимает 12—13 лет по 7 месяцев в году. Среди учебных дисцип­лин — всеобщая история религий, политическая история, история искусств и наук, т. е. ориентация на «включение» ученика в куль­турно-исторические процессы.

Смысл образования.Одна из доминирующих идей русских фи­лософов — Вселенский масштаб предназначенности человека. С пе­дагогической точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно через собственную деятельность, создавая творе­ния, подобные тем, которые окружают тебя. Например, постичь глубины природы и тайны мироздания позволяют самостоятельные размышления, исследования, трактаты; проникнуть в устное народ­ное творчество и познать его основы помогает сочинение сказок, считалок, загадок; войти в мир настоящей математики можно через собственные математические открытия простых чисел и форм.

Смысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, цен­ность. Целостное содержание высказывания, несводимое к значениям его частей, но само определяющее эти значения.

Смысловыми образовательными идеями отечественных фило­софов являются следующие:

— Образование — не столько «заказ» социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следова­тельно, его предназначение — вселение в свой мир. Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека. Продукты его деятельности адекватны содержанию соответствующих сфер познаваемой действительности.

— Связь человека с миром определяется на уровне их общих сфер: биосферы — сферы живого (В.И. Вернадский), ноосфе­ры — сферы разума, пневматосферы — сферы духа (П.А. Фло­ренский). В связи с развитием современных средств телекоммуникаций и Интернет-ресурсов можно говорить об инфосфере — сфере информации.

Наши рекомендации