Возрастные особенности развитии личности
Проблемы периодизации развития и характеристика возраста. Возраст оказывает на личность человека огромное влияние. Нельзя сравнивать 30- и 50-летнего пациентов ни по физическим, ни по психологическим, ни по социальным параметрам. Невозможно одинаково лечить и учить 15-летних подростков и 25-летних взрослых людей, хотя при небольшом возрастном различии возможно несовпадение физиологического и психологического возраста. Мальчик, который с 12 лет подрабатывает не «на пиво», а для того, чтобы кормить семью с мамой-инвалидом и младшими сестрами, психологически взрослее 25-летнего студента дневного отделения вуза, обеспечением которого занимаются родители. Строя свои взаимоотношения с пациентами, врач должен опираться на знание возрастных особенностей развития личности и учитывать их при установлении контакта, построении беседы, при обучении тому, как проводить лечебные и профилактические процедуры.
Возрастные особенности — это комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста (Смирнов С. Д. Общая педагогика в тезисах, дифинициях, иллюстрациях. — М., 1999.). Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастных периодов развития человека. Известно, что подобного рода периодизации основываются на обобщениях, пределы которых могут быть весьма широки. В каждом конкретном случае колебания в уровне реального развития человека обладают довольно большой амплитудой.
Представленные в таблицах варианты периодизации возрастного развития несколько различаются, так как основываются на специфических для каждого подхода критериях. JI.С. Выготский различал три типа периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития (табл. ).
Таблица 5.
Возрастная периодизация
Возрастная физиология | Медицина | Возрастная психология и педагогика |
Новорожденность. Первые 10 дней жизни | Новорожденность. Первые 3—4 недели | Младенчество — от рождения до 1 года |
Грудной возраст 10 дней — 1 год | Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели — 1 год | |
Раннее детство 1 — 3 года | Преддошкольный возраст (старший ясельный) 1 — 3 года | Преддошкольное детство 1 — 3 года |
Первое детство 4 — 7 лет | Дошкольный возраст 3 — 7 лет | Дошкольное детство 3 — 6 лет |
Второе детство 8—12 лет | Младший школьный возраст 7—12 лет | Младший школьный возраст 6—10 лет |
Подростковый возраст: мальчики — 13 — 16 лет; девочки — 12 — 15 лет | Подростковый возраст | Подростковый возраст (среднешкольный) 10—15 лет |
Юношеский возраст: юноши — 17—21 год; девушки — 16 — 20 лет | Старший школьный 12—18 лет | Юность: первый период — 15 — 17 лет; второй период — 17 — 21 год |
К первому типу, основанному на внешнем, но связанным с процессом развития, критерии могут быть отнесены периодизация В. Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества), и Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).
Во втором типе использован не внешний, а внутренний критерий — какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей, как у П.П. Блонского, и развитие детской сексуальности — у 3. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны, ибо их авторы произвольно выбирают одну из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, в то время как значение любого признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.
В периодизации третьего типа предпринята попытка выделить периоды развития на основе его существенных особенностей. К ним относятся периодизации JI.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них использованы три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Этот выбор определяется признанием существования стабильных и кризисных стадий развития.
Стабильный период характеризуется постепенным формированием личности путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные проявляются в виде новообразований в организме и психике человека. Критические периоды в жизни человека (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в его физическом и психическом развитии. Возрастные кризисы могут возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой в результате качественных преобразований в сферах деятельности, сознания и в социальных отношениях.
Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений “человек-человек”, и тем, что он усвоил из системы отношений “человек—предмет”. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой» (Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. тр. — М., 1989. — С. 43.).
Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространенная в отечественной детской психологии.
Существует ряд иных версий периодизации развития, и число их продолжает увеличиваться, поскольку единые и бесспорные критерии пока не найдены. Наиболее полной на сегодняшний момент является периодизация Э.Ф. Зеера, которая отражает различные психологические аспекты развития человека (Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 105. 128, 176. 181.) (см. табл. 6).
Таблица 6
Возрастная периодизация становления личности
Психологические характеристики | Дошкольное детство | ||
Младенчество (0— 1 год) | Раннее детство (1—3 года) | Дошкольный возраст (3 — 7 лет) | |
Основные потребности | Физиологические потребности. Потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью — первая социальная потребность | Психофизиологические потребности. Потребность в овладении предметным миром и ориентировке в нем | Потребность в психическом развитии, ролевом общении, любви и одобрении |
Ведущая деятельность | Общение со взрослым и манипулирование предметами | Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность | Игра |
Кризисы становления | Кризис новорожденности | Кризис 1-го года жизни | Кризис 3-хлет |
Основные психические новообразования | Комплекс оживления. Начальная форма понимания речи. Ориентировка в окружающем пространстве. Эмоциональность | Подражательность. Речь. Способность пользоваться предметным миром. Открытие своего «Я» — появление чувства личности | Способность к идентификации с другими людьми, персонажами сказок. Половая идентификация. Страхи. Способность к символическому замещению предметов. Психологическая готовность к школе |
Психологические характеристики | Школьный возраст | ||
Младший школьный возраст (7—10 лет) | Подростничество (11 — 14 лет) | Ранняя юность (15 —18 лет) | |
Основные потребности | Познавательная потребность. Потребность в одобрении | Потребность в общении со сверстниками и нравственном самоопределении. Потребность стать взрослым | Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола |
Ведущая деятельность | Учение | Вариативные организационные формы и типы образования | Учебно-профессиональная деятельность |
Кризисы становления | Кризис 7 лет | Кризис подросткового возраста | Кризис идентичности |
Основные психические новообразования | Произвольность психических процессов. Внутренний план действий. Рефлексия. Способность идентификации с другими. Развитие системы скоординированных движений | Чувство взрослости. Нравственная регуляция своего поведения. Сравнительная самооценка. Рефлексивное мышление. Дружба | Обобщенная самооценка. Самоуважение. Личностное и профессиональное самоопределение. Социально-профессиональная рефлексия. Чувство одиночества, «Ял-концепция |
Продолжение табл. 6
|
Психологические | Старость | ||
характеристики | Пожилой возраст (60-75 лет) | Старчество (75—90 лет) | Дол гожител ьство (более 90 лет) |
Основные потребности | Потребность в признании и трансляции своего опыта. Потребность в бессмертии. Психофизиологические потребности | Потребность в общении, внимании и заботе. Психофизиологические потребности | Психофизиологические потребности |
Ведущая деятельность | Социально одобряемая общественно полезная деятельность | Домоводство. Личная гигиена | Домоводство. Личная гигиена |
Кризисы становления | Кризис осознания смысла жизни | Кризис ухода из жизни | Кризис ухода из жизни |
Основные психические новообразования | Социальная, религиозная, бытовая активность. Мудрость. Рефлексия прошлого. Тревожность | Умиротворенность. Желание смерти. Социальная индифферентность | Умиротворенность. Желание смерти. Социальная индифферентность |
В каждом возрастном периоде у человека изменяются представление о себе, жизненные приоритеты и иерархия ценностей, становятся иными ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и на окружающих, а также восприятие собственного возраста. Посмотрите на детей грудничкового возраста: если разница в один месяц, а тем более в полгода — это уже совсем разные дети, к ним трудно применить слово «ровесники». В дошкольном периоде становится значимой разница на полгода или год. Для младшего школьного возраста важнее, чем физический возраст, сказывается срок обучения (класс), для старшего — класс и пол (девочки- старшеклассницы встречаются с более взрослыми мальчиками и считают их равными себе). Ученики X класса относят одноклассников к ровесникам, а девятиклассников — к младшим, не обращая внимания на календарный возраст. Возраст в 30 — 40 лет представляется им невероятно далеким — это та самая мифическая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. То же восприятие характерно и для обратного направления: для 50 — 60-летнего педагога все школьники — «деточки», да и студенты тоже, вне зависимости от возраста. Трудно посмотреть сквозь призму поколений (и это в любую сторону) и разглядеть в них коллег. В 40 лет ровесниками считают все свое поколение, а это не менее 10 лет. Выпускники 60-х гг. отличаются от выпускников 80-х, как и их песни. Но дальше, с увеличением календарного возраста, происходит сужение понятия «ровесник».
При общении с пожилыми пациентами важно не путать возраст и не обобщать их в большие возрастные категории (пенсионеры) при подборе групп для занятий лечебной физкультурой или обучения специальным лечебным навыкам. В этом случае следует учитывать индивидуальные особенности, физическое состояние, стадию и тяжесть заболевания.
Справка. Интересные и полезные для вас материалы по этому вопросу можно найти в следующих изданиях: Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. — М., 2003; Крайг Г. Психология развития. — М., СПб., 2000; Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2003.) и собственный жизненный опыт (наблюдение и самонаблюдение).
Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного периода, а более подробную характеристику попробуйте изучить самостоятельно, используя дополнительную литературу.
Младенчество и раннее детство. Ребенок до трех лет оказывается наедине с врачом лишь в критических случаях, чаще перед врачом предстает диада — маленький пациент и сопровождающее его лицо. Проблема болезни ребенка — это общая проблема для родителей, для врача и для ребенка. Наиболее эффективно она может быть решена при объединении усилий. Взаимодействие (сбор анамнеза, рекомендации по лечению и уходу) строится с взрослом, учитывая его возраст; образование, эмоциональное состояние и то время, которое он готов уделять ребенку. Если на прием пришла мама, а ухаживать за малышом будет няня или бабушка, некоторые рекомендации правильнее разъяснять непосредственно человеку, который будет их выполнять, либо дать их подробную запись или пригласить его на специальную обучающую программу (обучение массажу, пользованию ингалятором и т.п.).
Самые большие сложности с маленькими пациентами — субъективное искажение жалоб, так как ни мама, ни врач не знают точно, где именно болит и насколько больно ребенку. В их арсенале только наблюдательность и объективные методы исследования. Дети, как правило, боятся неожиданных движений, резких звуков и незнакомых людей. Лечение, связанное с необычными звуками и запахами, ярким светом и инструментами, может усилить чувство страха. Так как словарный запас ребенка ограничен, страх выражается громким голосом и мимикой. И сами дети больше реагируют не на слова, а на невербальные характеристики обращения: громкость и тон голоса, улыбку врача или его нахмуренное лицо и т.д.
В особенности этого возраста входят боязнь незнакомых людей и тревоги отделения. Педиатры называют это «тревогой 7-месячных». Малыши, которые до этого улыбались, были приветливыми и открытыми, в присутствии незнакомых людей неожиданно становятся робкими и настороженными. С большим недоверием смотрят они на незнакомца, изучая его. Боязнь чужих, новых людей, отличаясь разной степенью выраженности, сопровождает ребенка фактически до двух лет. Дети часто плачут и цепляются за тех, кто о них заботится. Перспектива остаться одному в незнакомом месте, пусть даже на минуту, может вызвать у ребенка сильное беспокойство.
Дошкольный возраст. Возрастной период от 3 до 7 лет — это период дошкольного детства. Ведущий тип деятельности — игра, которая позволяет маленькому человеку осваивать взаимоотношения взрослых, научиться сложным действиям, привыкнуть подчиняться правилам. Поэтому предложите ему поиграть в пациента, особенно важно включать игровые моменты при длительном лечении ребенка в стационаре. Некоторые детские врачи успешно используют игру в сотрудничество: «Подержи ватку, инструмент», «Постучи (нажми, дотронься) здесь», «Давай вместе посмотрим в зеркало» и т.д.
Например, у вас на приеме ребенок 5 лет. Как лучше построить с ним взаимоотношения, чтобы не напугать его, установить контакт, вызвать доверие? Ведь именно он является вашим пациентом, только он точно знает, что и где его беспокоит. Или вы изначально построите взаимоотношения так, что мама, папа или бабушка будут посредниками, переводчиками и исполнителями, а сам ребенок окажется лишь носителем определенного симптома? Пли же, впадая в другую крайность, постараетесь не обращать на родителей внимания.
До недавнего времени, кстати, считалось, что присутствие родителей во время стоматологического лечения ребенка нежелательно. Действительно, существуют родители, которые боятся стоматолога больше, чем их дети, и заражают их своей тревожностью. Но один 5-летний ребенок может иметь опыт общения с врачом без родителей (например, из-за регулярных осмотров в детском саду), а для другого ситуация остаться одному с чужим взрослым является новой и сама по себе вызывает стресс.
Чтобы не потерять доверия маленького пациента, не следует говорить, что больно не будет, если предстоит заведомо болезненная процедура. Правильнее предупредить его, что будет немного больно, но что он с этим справится. А чтобы ребенок мог регулировать свое терпение, договоритесь, что болезненное воздействие будет длиться, пока он считает до 5. Если предстоит длительная процедура, то для некоторых детей лучше выполнять ее поэтапно.
Практический совет.
Если ребенок боится уколов, попробуйте переключить его внимание на другие телесные ощущения, например: «Пока я делаю тебе укол, постарайся сильно-сильно сжать левый кулачок, так, чтобы чувствовать, как пальчики давят друг на друга».
Старший дошкольник постепенно усваивает моральные оценки, носителем которых являются ближайшие взрослые (родители). Именно родители или заменяющие их члены семьи являются для ребенка этого возраста непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы они присутствовали при медицинском осмотре и были максимально включены в лечение: понимали, что происходит. Однако нельзя забывать, что испуганные болезнью ребенка и волнующиеся за его судьбу родители крайне болезненно реагируют на небрежный тон врача, для которого случай с их ребенком — один из многих. Внимательный терпеливый и подробный разговор с родителями не только успокоит их, но и настроит на конструктивное взаимодействие. Если вы проводите профилактические мероприятия в детском саду, обязательно расскажите об этом родителям на родительском собрании и постарайтесь заручиться их поддержкой. В таком случае ваша работа будет более эффективной.
Внимание и память в дошкольном возрасте носят в основном непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, что эмоционально окрашено. Постарайтесь иметь в кабинете яркие плакаты, но не отвлекающие, а помогающие ребенку запомнить ваши рекомендации. Кроме этого для опроса детей в медицине сейчас используют рисунки стилизованных (очеловеченных) частей тела или органов (сердца, зуба и т.п.), иллюстрирующие через разные эмоциональные состояния степень болезненности ощущений.
Накопление к старшему дошкольному возрасту опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок к 6 —7 годам уже в состоянии стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели. Поэтому он уже может быть вашим союзником в борьбе со своей болезнью.
Младший школьный возраст.Начало учебы является поворотным моментом в поведении ребенка, ибо он оказывается в совершенно новой для него среде, существующей по еще неизвестным ему правилам. Он становится менее зависимым от родителей, лучше знает окружающий мир, учится понимать его. Крепнут его связи со сверстниками; у него появляется чувство социальной ответственности и долга. Авторитетным становится мнение учителя. На самосознание ребенка существенно влияют успехи и неудачи.
Дети этого возраста начинают проявлять готовность к сотрудничеству с врачом: вступают в разговор, понимают необходимость лечебных мероприятий и выполняют его требования. Однако осмотр врача и подготовка к сложным и, особенно, незнакомым или болезненным процедурам должны осуществляться на понятном, доступном его возрасту уровне, иначе маленький пациент может оказаться перед серьезной, порой неразрешимой проблемой.
В сложных, стрессовых для ребенка ситуациях чувство неуверенности в себе, страха могут спровоцировать возвращение к подведению более раннего возраста, невроз, психосоматические заболевания. В таком состоянии ребенку трудно вступить в действенный контакт с врачом, понять, ради чего необходимо лечение. В случае если он уже имел негативный опыт болезненных процедур или испытывает немотивированный страх перед доктором или определенными медицинскими инструментами, приборами, необходим специальный подход, подготовка, в том числе и с помощью успокаивающих средств (фармакологических или психотерапевтических), подобранных специалистом.
Врачи и медицинские работники, осуществляющие лечение детей или просто выполняющие с ними необходимые процедуры, разрабатывают специальные методики, позволяющие точнее понимать жалобы маленьких пациентов. Одной из методик оценки испытываемой пациентом боли являются визуально-аналоговые шкалы, пользовать которые можно с 6 —7 лет. Шкала очень проста в применении, но надо объяснить ребенку, как ею правильно пользоваться. Одна медсестра рассказывала такую историю: она попросила ребенка показать ей, на каком уровне шкалы у него начинается боль (на шкале указан интервал от полного отсутствия боли до ее максимума). А ребенок ответил, что болит не линейка, а его живот.
Мероприятия, связанные с обучением гигиеническим и поведенческим навыкам, с проведением медико-профилактических образовательных программ (по уходу за полостью рта, пользованию ингалятором, по лечебной физкультуре и т.д.) для детей младшего школьного возраста лучше проводить в группах под руководством опытного педагога. Дети легко включаются во взаимодействия, объясняют врачу и друг другу, как правильно выполнять необходимые действия или упражнения, с удовольствием показывают их.
Подростковый, или средний школьный, возраст.По последней классификации ВОЗ подростковый возраст длится с 10 до 20 лет (Подростковая медицина: руководство для врачей / под ред. JI. И.Левиной. - СПб., 1999.- С. 5.). Но в отечественной медицине по-прежнему критическим считается 15-й год жизни, так как в этом возрасте происходит смена медицинского ведомства: медицинская карта передается во «взрослую»поликлинику.
В этом переходном возрасте подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое промежуточное положение в обществе порождает у него чувство неуверенности, нестабильности. Бурный рост и перестройка организма, неопределенное положение в системе «ребенок—взрослый», неадекватность ведущей деятельности (учебной) остро ощущаемым психологическим потребностям все это приводит к подростковому кризису, который порождает личную неудовлетворенность и психическую напряженность. Половое созревание усиливает трудности личностной идентификации.
Эти особенности среднего школьного возраста необходимо учитывать при проведении осмотра или других медицинских процедур. Придя на прием, подросток может вести себя довольно дерзко, угловатые движения могут показаться развязными. На самом деле они лишь отражают неустоявшееся взаимодействие гормональной, нервной и скелетно-мышечной систем. Возрастной «протест» может выражаться нарочито небрежной, вызывающей одеждой, украшениями, макияжем. Для мальчиков характерны неуправляемая мимика, ответы на вопросы резкими, деформированными фразами с использованием сленга. Пристальный взгляд собеседника подросток может воспринять как неодобрение и насмешку и «ощетинится иголками дерзости» или устранится от контакта.
Необходимо иметь в виду, что самооценка, мировоззрение и поведение подростка во многом зависят от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни старался выглядеть. Подростки в большинстве своем — люди группы. Поэтому, общаясь с ними, надо учитывать внешнюю социальную заданность их отношения к здоровью вообще и к заболеванию в частности (мнения, господствующие в референтной группе, молодежные нормы, ценности, предрассудки сегодняшнего дня). Например, члены спортивной команды или танцевального коллектива, готовящегося к гастролям, могут преуменьшать симптомы, а любитель компьютерных игр — симулировать. При этом защитные механизмы психики позволяют подростку вытеснять из сознания, забывать неприятные факты, помогают оправдать, и довольно аргументированно, собственные неблаговидные поступки.
Врачу также следует понимать, что в этом возрасте происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми: формирующаяся личность начинает бунтовать против опеки, нравоучений, запретов. Подростковый кризис у всех протекает различно как по времени, так и по проявлениям. Поэтому, строя свои взаимоотношения с пациентами 10—14 лет и их родителями, необходимо быть внимательным к самооценке подростка и к его семейной ситуации. В общении с таким пациентом изберите спокойный, как бы несколько отстраненный тон, будьте доброжелательны, внимательны, но обязательно сохраняйте дистанцию. Не вступайте в длительные дискуссии, тем более в споры, и избегайте жаргона — в этом, отношении ваш пациент может оказаться неуправляемым. Принимайте и манеру поведения подростка, и его внешний вид как должное, как бы соответствующее его возрастному статусу даже если сами в его возрасте таким не были!), общайтесь с ним, как со взрослым, лаконичными емкими фразами. Не слишком демонстративно, но так, чтобы он почувствовал, отделяйте его от родителей: если для маленького ребенка доктор являлся продолжением родителей, то для подростка он — представитель взрослого социума, именно той сферы, куда тот стремится и которая ему пока недоступна.
Ранняя юность.Это — период, завершающий детство. Его сложность в том, что уже существует направленность на будущее, но также существует боязнь ответственности за это будущее. В этом возрасте закладываются основы собственного мировоззрения, происходит формирование ценностных ориентаций, нравственного сознания. Центральное место занимает вопрос о смысле жизни и построение будущих планов. Юноши и девушки отчетливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. И во всем этом большинство из них проявляет максимализм и своеобразный эгоцентризм суждений. Как правило, юношеству свойственна неадекватная самооценка: либо завышенная, порождающая беспочвенную самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым, нереалистические притязания, переоценку своих возможностей; либо заниженная, ведущая к трудностям в общении, напряженности, тревожности, замкнутости, болезненной реакции на любую критику. Необходимость поиска своего места во взрослой жизни приводит к очередному возрастному кризису — кризису идентичности, обусловленному противоречием между желаемыми личностными и профессиональными планами и реальными достижениями. Это обусловливает психическую напряженность, эмоциональную неуравновешенность, неврозы и неврозоподобные состояния, причем у юношей от 14 до 18 лет такие проявления обнаруживаются в 6 раз чаще, чем у девушек.
Некритичное отношение к себе, к собственным поступкам способствует ранней алкоголизации и формированию наркозависимости, а сверхкритичное отношение к взрослым мешает подростку своевременно обратиться за помощью как к родителям, так и к врачам.
Взрослость. Возрастные границы различных стадий взрослости весьма условны. Они определяются социально-экономическими фактора, национальными традициями, особенностями психофизиологического развития и т. п. Поэтому подход к взрослым пациентам эффективнее строить, учитывая не календарный возраст, а образование, пол, социальную ситуацию, личностные особенности.
В жизни человека этого возрастного этапа также условно выделяются три периода: юность (18 — 23 года), молодость (24 — 27 лет), зрелость (28 — 60 лет), и три возможных нормативных кризиса профессионального становления личности: в 30 — 33 года, в 37 — 42 года, в 50 — 55 лет.
Юность — возраст поиска места в жизни: работы, учебы, социального статуса, период освоения новых социально-профессиональных ролей — студента, молодого специалиста, военнослужащего, жены, мужа. В то же время для некоторых он оказывается этапом крушения жизненных планов: не поступил в вуз, не нашел работы по избранной специальности, не нашел партнера или брак быстро распался. В психологическом плане — это один из самых трудных возрастных этапов после подросткового. Но трудности подростка преодолеваются совместно со взрослыми, а в юности проблемы приходится решать самостоятельно.
Молодость — начало самостоятельной трудовой деятельности и вступления в брак. Ориентированность человека на профессиональное образование, карьеру и поиск партнера может быть использована врачом, если пациент недостаточно серьезно относится к своему здоровью. Наиболее действенны призывы, например, к здоровому образу жизни для тех, кто планирует рождение ребенка. Сейчас все больше центров, где работают с «беременной парой», готовя их к сознательному родительству.
Традиционно применяемый врачами метод запугивания, по наблюдениям психологов, на стадии взрослости срабатывает слабо и чаще вызывает негативное отношение и недоверие к врачам вообще. Забота о здоровье обычно бывает обусловлена наличием серьезного хронического заболевания или страхом потерять работу. Особенно эти опасения усиливаются после кризиса 40-летних. Своеобразие социальной ситуации развития в 42 — 60-летнем возрасте предопределено следующими моментами:
- осознанием постепенного физического старения, ослаблением психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижением сексуальных потенций;
- изменением жизненного окружения за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни родителей, друзей, коллег;
- сужением перспектив профессионального роста.
Такие изменения вносят в жизнь женщин и мужчин этого возраста чувство неуверенности в себе, которое может стать разрушительным. Появляется страх перед необходимостью «идти в ногу с этим сумасшедшим новым поколением». Возникает насущная потребность подстраиваться под меняющийся ритм жизни, который уже зависит от возможностей организма: иногда это снижение, иногда увеличение физической нагрузки, но почти всегда возросшая значимость упорядоченного образа жизни. Таким пациентам необходимо помочь овладеть эффективными способами рациональной организации жизнедеятельности, помочь преодолеть неизбежно наступающий жизненный кризис — кризис утраты профессиональной деятельности.
Старость.Старость период геронтогенеза. Он начинается примерно с 60 лет и имеет три градации: люди пожилого возраста — до 75 лет, старческого — до 90 лет и долгожители — после 90 лет. Деструктивные изменения в период геронтогенеза (старости) зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. И. П. Павлов создал знаменитые «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет, JI.Н.Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» в 76 лет, Г. С. Уланова в 80 лет была педагогом-репетитором Большого театра и показывала балеринам выполнение элементов танца, актер Малого театра Н. А. Анненков в возрасте 100 лет играл на сцене.
Однако несмотря на эти примеры, врачам следует помнить, что жить в старости трудно: нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сужается социальное пространство, появляется зависимость от окружающих, растет непонимание изменяющейся жизни. Снижение физической активности приводит к утрате способности действовать. В старости сенсомоторные действия становятся способом поддержания, сохранения психических функций, и пожилые люди, занятые активным физическим трудом: садоводством, пробежками, хозяйственно-бытовой деятельностью, — имеют больше шансов сохранить свое психическое здоровье. Существуют специально разработанные программы упражнений, позволяющих справиться с негативными последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потери памяти на ощущения и движения (Хан Т. Искусство не стареть. — СПб., 1996).
У людей, не умеющих наполнить свою жизнь или не имеющих для этого сил по состоянию здоровья, под действием усталости и болезней непроизвольно возникают деструктивные переживания. Погружаясь в эти тягостные чувства, человек начинает испытывать различные отрицательные эмоции с некоторой долей иррационального удовлетворения. В результате отрицательный жизненный опыт закрепляется, негативные личностные черты усиливаются, а это приводит к внутреннему одиночеству; круг замыкается. Такие пациенты ранимы, обидчивы и требуют внимательного и осторожного обращения.
Помочь преодолению инволюционных процессов может саногенное мышление, ориентирующее сознание на преодоление травмирующих психику переживаний. Саногенное мышление предполагает интроспекцию, или размышление, направленное внутрь себя, в глубины собственной души, на прожитую жизнь и способствует обретению внутреннего покоя. В процессе осмысленной аналитической работы над своими обидами, допущенными ошибками, неудачами человек преодолевает и устраняет их травмирующее воздействие на психику.