Тема 4. возрастные этапы в развитии личности

Понятие о возрастной периодизации

Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста

Понятие о возрастной периодизации

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.

Возрастные особенности –комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возрастного развития личности.

Периодизация— характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психическиеособенности и качества. Полные периодизации развития охватывают всю челове­ческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. Основу педагогической периодизации составляют стадии фи­зического и духовного развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, — с другой.

Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий:

· младенчество – 0-1года,

· раннее детство – 1-3лет,

· дошкольное детство3-6 лет,

· младший школьный возраст 6-10 лет,

· средний школьный возраст 10-16 лет

· старший школьный возраст16-17 лет.

Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую.

Исследования в области возвратного развития выявили следующие закономерности:

- в более молодом возрасте физическое и психическое развитие идет более интенсивно, чем в старшем;

- в отдельные периоды возникают более благоприятные условия развития тех или иных качеств, эти периоды называют сенситивными;

- по мере развития личностные качества приобретают устойчивость, сохраняя при этом возможность изменения и компенсации.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламен­тируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее бла­гоприятный для развития распорядок дня, режим труда и от­дыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Особенности обучения и воспитания детей школьного возрастов

Младший школьный возраст

Психолого-педагогические доминанты развития: изменение социального статуса (превращение в школьника):

- усвоение нового режима жизни;

- усвоение специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками;

- изменение отношений ребенка с семьей;

- затруднения в отношении к учебной деятельности, к выполнению домашних заданий.

Ведущая идея в организации педагогического процесса: формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.

Основные направления педагогической деятельности:

- формирование первичных представлений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения;

- развитие общественных отношений и предупреждение авторитарности учителя;

- формирование познавательного интереса и умения учиться.

Наши рекомендации