Воспитание организаторских умений
Организаторские умения – это способность человека объединить других людей, для какой- либо совместной деятельности и при этом обеспечивать ее высокую продуктивность. Хорошие организаторы – это люди гибкого ума, творческого воображения, люди с сильной волей, целеустремленные, смелые, решительные. Организатор легко разбирается в сложившейся обстановке, все держит в поле зрения, контролирует, своевременно помогает товарищам, поощряет их, укрепляя у них уверенность в успехе дела, желание работать лучше. Он общителен, умеет распорядиться и подчиниться, быть и принципиальным, и самокритичным.
Организаторские умения – приобретенные качества личности. Они могут быть воспитаны у каждого ребенка, если будут созданы соответствующие условия.
Организатором можно назвать такого ребенка, который умеет выбрать тему игры, увлечь ею товарищей, прислушиваясь к их мнениям, распределить роли с учетом возможностей и интересов каждого, спланировать содержание, найти атрибуты, сделав вместе со всеми недостающие. Он следит за соблюдением порядка в игре, вместе с ребятами самостоятельно, без вмешательства педагога, может справедливо разрешить спорный вопрос, оценить результаты труда и отношение товарищей к порученному делу.
Организаторские умения развиваются в неразрывной связи с формированием таких качеств личности, как смелость, настойчивость, активность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность.
Путь развития организаторских умений у детей дошкольного возраста может быть условно представлен в виде трех ступеней:
На первой ступени (младший возраст) воспитатель на собственном примере учит детей организовать индивидуальные игры и игры небольшими группами (по 2-3 человека).
На второй ступени (средняя и старшая группа) он доверяет более инициативным детям организовать коллективную игру, но обязательно контролирует их, помогает им в затруднительных случаях, на их примере воспитывает других.
На третьей ступени (подготовительная к школе группа) все дети принимают участие в организации совместных игр. Воспитатель развивает у них умение коллективно решать организационные вопросы, без его вмешательства, самостоятельно.
Организация игра- дело для ребенка сложное. Поэтому организационные задачи во всех возрастных группах усложняются постепенно. Сначала детей приучают создавать условия игры, убирать за собой, когда игра закончена.
Организаторские умения необходимы человеку не только при организации коллективного труда, но и в индивидуальной работе. Поэтому детям можно поручить делать игрушку самостоятельно. Но и в данном случае необходимо воспитывать стремление сделать поделку не только для себя, а и для товарищей по игре, так как указанием «Сделай игрушку для себя» педагог невольно активизирует эгоистические чувства.
Постепенно игры приобретают все более организованный характер, однако преодолеть неравное положение детей в коллективе удается не сразу, многие продолжают занимать в игре пассивную позицию, в то время как часть детей с еще большим рвением стремится к первенству. Тогда, чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль, стать организатором, полезно ввести правила поведения участников игры. Выполнение правил обусловит проявление самостоятельности, приучит каждого ребенка подчинять свое поведение единым нормам общения.
Суть этих правил должна состоять в следующем:
быть организатором игры имеет право каждый ребенок;
организатора выбирают дети с общего согласия всех участников игры; при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребенка выбирают, а другого отстраняют;
сам себя на роль организатора никто не предлагает – это нескромно; роль организатора нужно заслужить; организатор- доверенное лицо коллектива:
желающие играть должна сообща договариваться, во что играть, с кем и как; они обязаны самостоятельно и справедливо решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру; если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ее организатору о причине ухода;
все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям дисциплине в игре;
как организатор, так и участники игры имеют право давать советы, улучшать условия игры, расширять ее содержание с общего согласия товарищей по игре.
Приучение детей соблюдать правила поведения – хороший прием воспитания у них элементов самоорганизации, активности.
Воспитанию организаторских умений у детей способствуют также коллективные обсуждения отдельных моментов игры или поступков детей. Во время таких обсуждений ребята выражают свое отношение к имевшим место фактам, а воспитатель, приучая их справедливо оценивать поступки всех участников игры, в том числе и организатора, помогает им сделать вывод о том, что же мешало играть организованно, кто мешал, почему, а также обязательно отметить чью- либо интересную выдумку, проявленную самостоятельность.
При организации любого дела воспитатель предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу. Он побуждает их к этому, демонстрируя им доверие, выражая уверенность в том, что они могут разрешить спорные вопросы самостоятельно, а также влияя на них через игровой образ.
Организаторские умения, необходимые для создания условий игры, усваиваются легко даже детьми младшего возраста. Гораздо сложнее и длительнее идет процесс усвоения детьми организаторских умений, состоящих в том, чтобы самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарищей, считаться с ними, уметь требовать и уметь подчиняться требованию товарищей.
Овладение организаторскими умениями, естественно, зависит и от темперамента детей. Застенчивые, медлительные дети любят постоянство в делах: длительное время играть в одной роли, с одним составом детей; в новых условиях они затормаживаются, в начале теряются; но с организацией игр небольшими группами справляются хорошо.
Процесс овладения организаторскими умениями связан с усвоением детьми норм поведения, мотивы которого не всегда сразу можно заметить и понять, а тем более дать ему правильное направление. Поэтому роль воспитателя в играх, основанных на самостоятельности детей, особенно велика.
Прочность усвоенных детьми умений и формирующееся у них сознательное отношение к организаторскими функциями служит хорошей предпосылкой для успешного обучения в школе, для подготовки активных, инициативных и энергичных строителей общества.
Использованная литература
1. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.Л. Матусик.- М., 1983.
2. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Лонгиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1078.
3. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца.- М., 1976.