Вы используете навык утверждения, а дети все равно не подчиняются
Дети будут сопротивляться вашим приказаниям, отказываться повиноваться. Они должны это делать, так как это составная часть их процесса развития. Вы можете столкнуться с пятью уровнями сопротивления. Первый уровень представляет собой наименьшую степень сопротивления. Дети игнорируют ваши требования, говоря «не хочу», или задают вопрос, почему они должны это делать. На втором уровне, более интенсивном, они словесно или бессловесно говорят «нет». На третьем дети пытаются втянуть вас в борьбу сил «кто кого». Их поведение как бы говорит: «Попробуй заставить меня!» Четвертый уровень — это самая настоящая истерика, а пятый — безмолвный уход.
Каждый уровень сопротивления требует от вас применения навыка, несколько отличающегося от других. На первом уровне дети обычно хорошо реагируют на ваше повторное приказание или слова «Я покажу тебе, что нужно делать». После этой фразы как можно мягче помогите им преодолеть сопротивление, показывая личный пример. Дети, проявляющие сопротивление второго уровня, обычно подчиняются, если вы применяете навык предоставления выбора (см. главу 5). Если ваш ребенок пытается втянуть вас в борьбу «кто кого» (противодействие третьего уровня), то вам необходимо использовать утвердительные приказания, предоставить право выбора или пустить в ход навык сопереживания (см. главу 8). Дети, действующие на уровнях четыре и пять, заставят вас применить все навыки, которым учит эта книга, а также и всю вашу интуицию.
Запомните: неважно, насколько интенсивно вы практикуете словесные дисциплинарные навыки, иногда ваш ребенок откажется повиноваться. Он будет говорить «нет», а вы будете злиться. Вам нужно научиться справляться со своим раздражением посредством спокойного утвердительного тона.
Выпускайте пары, но посредством навыка утверждения
Как и все родители, время от времени вы будете расстраиваться из-за поведения детей, и оно будет вас очень раздражать. Вы можете выражать свое недовольство пассивно, агрессивно или утвердительно. Пассивный и агрессивный подходы являются непрямыми, «побочными» методами, с помощью которых вы даете выход своим чувствам. Прочтите следующие утверждения, чтобы определить, какой метод используете вы.
¨ Косвенный (путем укора): «Перебивать неприлично».
¨ Прямой: «Когда ты перебиваешь меня, я злюсь».
¨ Косвенный (посредством приказания): «Перестань бегать, сядь и успокойся».
¨ Прямой: «Когда ты носишься по всему дому, в то время как я пытаюсь работать, это сбивает меня столку. Я не могу сосредоточиться».
¨ Косвенный (посредством вопросов): «Что ты сделала? Что с тобой?»
¨ Прямой: «Кажется, что-то тебя беспокоит. Скажи мне, чтобы я не волновалась».
¨ Косвенный(посредством саркастического замечания): «Ага, наконец-то ты решила присоединиться к нам и вместе пообедать. Как это мило с твоей стороны».
¨ Прямой: «Вовремя обедать важно для меня. Когда я зову тебя, а ты не идешь, я считаю, что это неуважение».
¨ Косвенный (посредством обвинения): «Ты не заботишься ни о ком, кроме себя. Как тебе не стыдно!»
¨ Прямой: «Когда ты игнорируешь меня и то, что я прошу тебя сделать, я чувствую, что начинаю закипать от ярости».
Косвенное выражение эмоций воспринимается детьми как нападки; прямое — устанавливает связь с ними.
Каким образом вы выражаете свое раздражение: при помощи приказаний, вопросов, обвинений или саркастических замечаний? В течение недели внимательно прислушайтесь к себе и попробуйте выражать свои чувства в прямой и утвердительной форме. Чтобы помочь вам сделать это, я предлагаю формулу. Она называется «Мое послание». Формула поможет вам поделиться своими чувствами и ожиданиями. Используйте ее как реакцию на поведение детей, когда они огорчают вас:
«Когда ты________ , я чувствую_________ ».
Затем, используя силу внимания, скажите своему ребенку, чего вы хотите от него.
Старайтесь, чтобы за словом «чувствую» следовало описание эмоции, выраженное одним словом (например, раздражение, обеспокоенность усталость и т. д.). Не употребляйте таких фраз, как «Я чувствую, что тебе до меня нет дела». Это мысль, а не чувство. Если вы будете путать мысли с чувствами, то будете неосознанно и косвенно нападать, а не устанавливать связь с ребенком.