Соединение познания, искусства, религии и нравственности через имагинацию, инспирацию и интуицию.
Греческие слова Педагогика, Педагог относятся только к мальчикам и поэтому устарели. Так, в Вальдорфской школе обучаются и воспитываются одинаково мальчики и девочки. У греков же обучение и воспитание девочек исключалось. Креме того, в Вальдорфской школе учительский состав также обоих полов - вплоть до старших классов.
Это - школа человечества. Возникла она так: руководитель фабрики Вальдорф-Астории решил организовать обучение пролетарских детей и обратился ко мне с просьбой организовать это, ибо сам был членом антропософского общества.
Вопросы воспитания связаны с основными вопросами духовной жизни современности.
В нашей цивилизации мы находим четыре ветви: познание, искусство, религию и нравственность. Они развиваются рядом друг с другом. Но нам не хватает собственного единого корня для нашего сознания.
Не было время, когда эти четыре ветви были едиными. Интеллект тогда еще не был развит до той абстрактности, как теперь. Духовный мир переживался в мощных образах, картинах, дошедших до нас уже в выродившихся мифах и сказаниях. То, что человек воспринимал из мира, познавал, он изображал, отражал для себя в произведениях искусства -этого божественного творчества человеческими силами.
Гёте: "Прекраснее есть выявление сокровенных законов природы, которые без этого проявления (искусства) остались бы вечно скрытыми". И еще: "Тот, для кого природа начинает снимать покровы со своих тайн, чувствует непреодолимое влечение к ее достойнейшему толкователю - искусству".
Наука и искусство - две фермы, в которых человек должен воспринимать истину. Они растут из одного корня. Так переживало это некогда примитивное человечество в своей цивилилизации. Теперь они стали исключать друг друга. "Трезвая" наука должна быть "объективной" и не может иметь общего с искусством, связанным с произвольным творчеством человека. Между ними возникла пропасть.
Но с естественными законами и логикой оказалось невозможным проникнуть в человека, здесь нужны методы искусства. Сама наука должна сделаться искусством, чтобы подойти к человеку.
Идя этим путем, мы научаемся переводить интеллектуально-научное в имагинативное познание (как это названо в моей книге "Как достигнуть познаний высших миров?"). Тогда мышление из пассивного (каким оно является в нашей цивилизации) станет снова активным, а не будет просто следовать за событиями.
Началось с того, что стали требовать для духовных вещей (в лекциях и т. д. ) наглядности, чтобы поменьше думать. Потребовались фотографии, иллюстрации, в противном случае зевают, засыпают, не умеют думать! Слова уже не служат для возбуждения мысли. И если в "Гамлете" еще необходимо мыслью следить за словом, то теперь перешли от театра к кино, где вовсе не нужно быть активным внутренне, ибо машина сама крутит картину за картиной при полной пассивности зрителя. Так постепенно потеряна внутренняя активность человека. Но она должна быть достигнута снова, ибо мышление не есть нечто побуждаемое извне, но внутренняя сила человека.
Овладев образностью, имагинацией в объективном мире, в дальнейшем продвижении снова выключают их ("отказываются" от них), применив для этого высшее напряжение душевных сил, как описано в упомянутой книге. Высшие плоды активного, поднятого до медитации мышления исключаются, сознание делается пустым. Тогда духовный мир входит в человеческое сознание, в существе человека. Это - инспирация. Это - нравственный акт внутреннего самопожертвования, при помощи которого постигается то, что лежит в основе внешней природы и человека как духовный мир.
Антропософия стремится перекинуть мест между познанием и искусством, восстановить их единство, ликвидировать разрыв между ними.
***
Описание творческое познание переходит в искусство. Но этот путь может быть продолжен в религиозное. Деятельность по художественному воплощению в чувственном материале божественно-духовного человек может продолжить в таких делах, в которых он сознает непосредственно, что выполняет волю божественной власти в мире, проникается божественно-творческой силой. Тогда искусство переходит в культ, в службу божественному. Богослужение становится художественным творчеством.
Культовые действия - это проникнутые посвящением художественные действия первобытного человечества, поднявшиеся до культа. Прославление божественного существа с помощью чувственного вещества было поднято до отдачи себя божественному существу через культовые действия...
Так был найден переход от искусства к религии. Можем ли мы сделать это теперь с нашим познанием? Мы потеряли непосредственное, интуитивное воззрение на природу и ее события. Мы гордимся тем, что взираем на природу без духа; мы стремимся к таким гипотетическим взглядам, как приведение, например, планет к первобытной вращающейся туманности и ожидание в будущем (по тем же законам) тепловой смерти. Все идеалы, достигнутые человечеством, погибнут, как некая Фата-моргана. Конец земного бытия - гигантское кладбище.
Если бы человечество было ныне достаточно честным и мужественным, оно должно было бы, следуя этому ходу мыслей, признать, что таким образом остается фата-морганой вся религиозная и нравственная жизнь! Только потому, что человечество не может вынести этой мысли, оно крепко держится тоге, что осталось как религия и нравственность от старых времен, когда они были созвучны с познанием и искусством. Нынешняя религиозная и нравственная жизнь не творит себя непосредственно из человека, но является традиционностью, наследием тех времен, когда Бог, а с Богом и нравственный мир, непосредственно открывались через человека, правда - в инстинктивной жизни. В современном же познании человек рассматривается, изучается только как высшее животное, человек же как таковой исключается, и мест через пропасть между познанием и религиозной жизнью невозможно честно найти на этом пути.
Вся религия вышла из инспирации. И те религии, которые не признают непосредственно в настоящем живых инспираций, откровения из духовного, должны оставаться только с традиционностью, без внутренней импульсивней религиозней жизни. Последнее должна человеческая цивилизация достигнуть вновь, ибо только через это может быть начато оздоровление нашего социального строя. Тогда не будут, исходя из интеллекта, дискутировать, каков был Христос. Тогда снова будут знать - а это можно познать только через инспирацию - что Христос был человеческим носителем действительно божественного существа, сошедшего из божественных высот в земное бытие. Ибо для постижения Христа необходимо сверхчувственное знание.
И когда христианство будет снова глубоко укреплено в человечестве, человечестве должно будет найти снова путь к сверхчувственному познанию. Мы достигнем гармонии медку познанием, искусством и религией. Тогда человек /так же как и первобытный/ подучит возможность стать внутри богоданной нравственности.
Истинная нравственность: уметь делать Бега присутствующим в мире. Никакая природа не ведет человека к нравственности, а только то, что поднимает его природу над внешней природой.
Только интуиция, становится над человеком, когда он через религиозную жизнь входит в духовное, может наполнить его действительно внутренней человеческо-божественной нравственностью. Так восстанавливается древний мост между религией и нравственностью, последний мест.
Тогда человек сможет снова стать воистину индивидуальным носителем нравственно насквозь пульсирующей жизни. Моральность станет творением единичного человека.
Все это нужно нам для обновления нашей цивилизации, нашей сложной социальной жизни, угрожающей распространить хаос на земле. Социальный вопрос будет постигнут во всей своей глубине только тогда, когда он будет понят как нравственный религиозный вопрос, и только после того как этот вопрос станет предметом спиритуального познания. Только это познание дает возможность обрести то, что должно принести спасение человечеству: гармонию между знанием, искусством, религией и нравственностью.
Лекция