Каким образом хотели греки привести человека к совершенству? - Преодоление докторского воспитания.

В настоящее время чувствуют /чего не замечали раньше/, что ребенок стал другим существом, чем был еще в недавние времена. Чувствуют также, что теперь старости труднее сладить с юностью, чем это было раньше.

Как необходимо различать процессы природы утром, днем, вечером, подходить по-разному к человеку в молодости и старости, так необходимо рассматривать воспитание по-разному в разные эпохи. Ибо воспитание дело социальное и связано с задачами эпохи.

Принципы Вальдорфской педагогики - не революционны. Они учитывают достижения в педагогике всех стран в 19 веке.

В развитии основ воспитания в странах западней цивилизации мы можем различать три периода. Первый из них - греческий.

К какому идеалу человека стремилось греческое воспитание? Идеалом воспитания был гимнаст - человек, который привел у себя в гармонию все свои телесные и духовные свойства во всех частях, который мог проявить в красоте своего тела божественную красоту мира и добиться этого проявления у мальчика. Это был носитель греческой цивилизации. По непониманию этого в настоящее время принято смотреть сверху вниз на греческое воспитание, направленное на телесное. Но ведь греческая культура продолжает поражать нас и является идеалом.

В следующую - римскую эпоху мы видим прежде всего проявление культуры абстракции, которая ведет к разрыву духа, души и тела и рассматриванию каждой части из этих трех в отдельности. Телесное воспитание отделилось от душевного и постепенно становилось подсобным делом, а душевнее воспитание - главным. Тренировка тела у греков постепенно заменилась тренировкой душевного.

Это продолжалось и в средние века, когда душевное рассматривалось как высшее по отношению к телесному. Это был уже перелом (мало осознанный истерически еще и теперь) в отношении идеала воспитания: переход от гимнаста к ритору -человеку, у которого натренировано главным образом то, что теперь является душевным откровением, - речь (разговор, Rade). Ритор и занял в средние вежа место гимнаста в Греции. Он развивал духовную жизнь в церковных школах и т. д.

Не это влияло на взгляды на воспитание, которое строилось в соответствии с идеалом совершенствования человека. И еще нам новейший воспитательный подход к существу речи и обучению ей у детей есть не что иное как наследие теге, что в средние века было идеалом воспитания, связанного с ритором.

Затем в середине средневековья наступил великий поворот к интеллектуальному существу и почитание его. Появился новый идеал воспитания, противоположный греческому, - ставивший на первое место интеллектуально-духовное образование. И если на протяжении всего средневековья в целом идеалом воспитания был тот, кто умел, душевно умел убедить других людей, те теперь воспитательным идеалом стал знающий (der Wissende).

В первых университетах (например в Парижском/ жил еще идеал умеющего /убедить других речью, диалектикой), идеал ритора. С начало же новой цивилизации появился новый идеал, соответственно наложивший новый отпечаток на воспитание детей, влияющий в основном вплоть до наших дней /собственно -в материалистический век/. Это идеал доктора как совершенного человека.

Итак, были три ступени в развитии человечества: гимнаст, ритор /высшее выражение - церковный оратор/ и доктор. Все они влияли на систему воспитания /в нашу эпоху доктора пишут учебники для детей, создают методы обучения и т. д. /.

Но теперь могли бы уже сказать свое слово по существу воспитания те люди, которые судят изначально, элементарно, исходя из человеческой природы. Вопрос о воспитании, построенном на внутренних основах, стал злободневным вопросом. Ибо речь идет не о легком предмете, а о преодолении докторского принципа. И если в двух словах охарактеризовать определенную сторону работы Вальдорфской школы, то можно сказать: речь идет о том, чтобы докторское воспитание сделать человеческим воспитанием.

***

Греческая культура была ещё фактическим продолжением восточной. Особенно существе воспитания и обучения у греков явилось последним отпечатком тоге, что тысячелетиями развивалось в Азии, на Востоке. Только после этого наступил значительный перелом к Римской культуре, из которой собственно и растет то, что влилось затем во всю культуру Запада вплоть до американской культуры.

На Древнем Востоке образовалась исключительно утонченная культура тела. В частности - определенная, строго систематически упорядоченная система человеческого дыхания. Не бессознательное дыхание для поглощения кислорода, а сознательное дыхание по определенным законам в определенном положении тела /ног, рук и т. д. /... Это вело к откровению Духа.

Такая тренировка, такое воспитание человека были основаны на следующем воззрении. Как в корне растения заключены его цветы и плед и нужно только правильным возделыванием его дать возможность цветам и пледу развиться под солнечным светом и теплом, так в сотворенном Богом человеческом теле заключены Душа и Дух, и если правильно обращаться с телесным корнем, то предоставленные свободной жизни разовьются также Душа и Дух.

Для человека Востока особенное абстрактное развитие /обучение/ Духа было тем, чем ныне является выращивание растений в темноте, скажем при электрическом свете.

И хотя это развитие тела стало тогда односторонним и даже в описанном мной виде стало односторонним уже у евреев, но все же именно эта односторонность показывает нам, что повсюду был взгляд: тело, душа и дух - единое; здесь на земле между рождением и смертью надлежит искать душу и дух в теле.

Поиски человеком Востока Духа телесными методами были основаны на том, что его философия давала ему взгляд не на земное, а на сверхчувственное. И он знал: рассматривать душу и дух здесь, на земле как нечто самостоятельное, значит рассматривать их, как общипанную курицу, - не как самостоятельную курицу с перьями.

Все это оказало влияние на греческие воззрения и духовную жизнь - исторически через колонизацию с Востока и через Египет. Деятельность гимнастов в греческих палестрах - это продолжение глубокого спиритуального воззрения Востока, стремившегося придти к высшему человеческому идеалу совершенства на земле.

Для восточного человека - а затем и для грека - позднейшие учения и методы обучения означали бы ни что иное как умерщвление того, что дано человеку для земной жизни.

Как греческий гимнаст подсмеивался над варваром, у которого гимнастические занятия в палестре (борьба и т. д. ) вызывали только недоумение, так усмехнулся бы древний грек, если бы он восстал и увидел варварстве, развившееся после греческой эпохи и занимающееся абстрактней душой и абстрактным духом, т. е., по его взглядам, - общипанной нами курочкой.

(Краткие сведения о греческой системе воспитания, "тренировке" в оркестре и палестре)

Хороводные движения и танцы, содержавшие обучение мере, такту, ритму, - служили откровением божественной красоты природы и переживанию ее внутри человека. Сюда присоединялось пение и игра на кифаре, - музыкальный элемент. Это влияло и на дыхание и на кровообращение и оказывало на них целительнее воздействие.

Науки, например, математика и философия, присоединялись позднее к телесной культуре в палестре. Тогда знали, что правильное вращение руки инспирировало внутренне геометрию. Именно гимнаст стоял во главе воспитания. И он достигал спиритуального развития греков наилучшим образом тем, что предоставлял им их свободу, не забивал им голову, не обращал их к книгам, но ставил определенные органы человека правильным образом по отношению к космосу. Тогда человек становился восприимчивым к духовному миру.

Эти вещи нужно знать тему, кто хочет глубоко поставить вопросы и правильно решить загадки существа нашего воспитания и обучения.

Лекция

Наши рекомендации