Взаимосвязь педагогической науки и практики
Все виды педагогической деятельности, в том числе и практическая, и научная, в конечном счете, осуществляют одну и ту же функцию подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества путем приобщения каждого человека к культуре, развития его личности. В этом состоит одна из форм единства науки и практики в сфере образования. В данном случае имеется в виду единство двух видов деятельности – научной и практической.
Другая форма – единая система их связи, наличие которой является необходимым условием влияния педагогической науки на практику.
Иными словами педагогическая наука и практика, взятые вместе, в их взаимодействии, составляют единую систему.
Рассмотрим более подробно эту систему, ее состав, структуру и функции.
Главный, исходный элемент системы — сама педагогическая практика, или практическая педагогическая деятельность. В поле зрения педагогической науки специальным объектом анализа становится только то, что включено в педагогическую деятельность.
Чтобы научно проанализировать действительность, нужно сначала ее описать. Невозможно в «живом» виде непосредственно принять в науку какой-либо объект действительности. Нужно средствами языка науки закодировать отражение в ней объекта, чтобы можно было с ним работать.
На основании сказанного можно утверждать, что первым шагом построения системы (связи педагогической науки и практики) будет описание педагогической действительности, включающее результаты наблюдения и отображения (в том числе первичного обобщения) образовательной практики. Такое описание называют эмпирическим, поскольку оно содержит знание фактов, доступных непосредственному наблюдению и измерению. Состав его многообразен. В него могут войти любые знания, отражающие какие-либо элементы педагогической действительности, например, знания о психических процессах, протекающих в условиях педагогической деятельности, об усвоении или запоминании учениками материала и т. п.
Недостаточно просто описать то, что происходит в школах и других образовательных учреждениях Необходимо найти глубинные основания педагогической деятельности, выявить сущность педагогической действительности, раскрыть действующие в ней закономерности. Это является вторым шагом построения системы (связи педагогической науки и практики).
Закономерность — наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Она свидетельствует о наличии закона. Закономерный — значит, осуществляющийся на основе закона.
В педагогике выявлен и сформулирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. К ним относятся, например, связь взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, без которой нет самого этого процесса, связь содержательной и процессуальной сторон обучения.
В обосновании современных педагогических систем научно-теоретическая функция педагогики является приоритетной и системообразующей по отношению к конструктивно-технической. Создание научно обоснованных систем обучения и воспитания, новых методов и учебных материалов возможно на основе познания сущности педагогических явлений в ходе теоретических исследований. Только на этой основе можно осуществить опережающее отражение педагогической действительности, обеспечить влияние науки на практику.
Именно таким образом осуществляется переход от отображения сущего к разработке норм должного, то есть от научно-теоретической функции педагогики к конструктивно-технической. Этот переход осуществляется на высоком уровне теоретического обобщения и выступает как движение от закономерностей к нормативным обобщениям наиболее высокого ранга – к принципам педагогической деятельности. Это является третьим шагом построения системы (связи педагогической науки и практики).
В логическом смысле принцип — это центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Другой смысл термина — принцип действия, под которым подразумевается, например, этическая норма. Именно второй смысл подходит для педагогики по следующим основаниям. Педагогика имеет дело с деятельностью и должна, в конечном счете, давать нормативное знание, предписывать, как следует эту деятельность строить, осуществлять и совершенствовать.
Чтобы сформулировать принцип, нужно обладать многими знаниями. Теоретической основой для выработки норм деятельности служат закономерности, которые сами по себе никаких указаний не содержат. Связь между теми и другими устанавливается не путем логических операций, а в процессе научного обоснования практики.
В закономерностях в неявном виде заложена ориентация (включающая и ограничения) на общее направление разработки принципов. Сами же принципы создаются с учетом условий и факторов, определяющих конкретные формы воспитания и обучения.
В принципах содержится знание о том, что не существует без наших усилий. Например, единство обучения и воспитания не устанавливается само собой, автоматически. Не всякая обученность влечет за собой воспитанность, поскольку не всегда эти отношения и черты характера оказываются такими, какими они с высокой степенью вероятности формируются в процессе специально организуемого личностно ориентированного обучения.
Таким образом, переход от закономерностей к принципам и тем самым or одной функции педагогической науки к другой может осуществляться не посредством логических преобразований, а через деятельность, причем деятельность исследовательскую.
Начало и конец системы совмещаются в работе педагога-практика, создающего новую педагогическую действительность. Это является четвертым шагом построения системы (связи педагогической науки и практики). Далее эта действительность вновь становится объектом изучения — наблюдения, описания, теоретического анализа, в результате которого выявляются новые закономерности, конкретизируются и пополняются ранее полученные знания, уточняются принципы обучения и воспитания, формулируются новые принципы, разрабатываются рекомендации, создаются новые проекты и т. д. (т.е. замыкается цикл образующий систему взаимосвязи педагогической науки и практики).